logo
коррекционная педагогика стр

34. Особенности ощущений и восприятия умственно отсталых детей

Процесс познания мира ребенком начинается и проис­ходит в течение всей жизни благодаря ощущениям и вос­приятию. Эти процессы представляют собой отражение окружающей действительности, информация о которой поступает к нам через органы чувств. У умственно от­сталых детей в несколько раз чаще, чем у их нормально развивающихся сверстников, наблюдаются нарушения ор­ганов слуха и зрения. Это часто ведет к появлению недо­статков их восприятия.

Однако даже в тех случаях, когда анализаторы со­хранены, восприятие умственно отсталых нарушено и от­личается рядом особенностей. К ним относятся:

  1. нарушения обобщенности;

  2. замедленный темп восприятия;

  3. узость объема восприятия;

  4. малая дифференцированность;

  5. пассивность восприятия.

Главным недостатком является нарушение обоб­щенности восприятия. Это проявляется в неумении вы­делять главное, существенное в объекте. Так, при вос­приятии текста, сюжетного изображения умственно от­сталый ребенок не может выдетхить основную мысль, установить причинно-следственные связи. Отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными деть­ми. Умственно отсталым требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал. Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и

266

меньшей дифференцированностью. Умственно отсталые испытывают серьезные затруднения при дифференциро­вании цвета (особенно оттенков), величины, формы объек­та, они не различают выражения лиц людей, изображен­ных на картинке.

Отмечается также узость объема восприятия. Ум­ственно отсталые выхватывают отдельные части в обо­зреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого процесса, в результате чего снижается возможность дальнейшего понимания ма­териала. Таким образом, пассивность процесса воспри­ятия является еще одной его характерной особенностью. Глядя на какой-нибудь предмет, умственно отсталый ре­бенок не обнаруживает стремления рассмотреть его во всех деталях, разобраться во всех его свойствах. Он до­вольствуется при этом самым общим узнаванием предме­та. Умственно отсталые дети не умеют самостоятельно рассматривать, всматриваться, им необходимо постоян­ное побуждение. В учебной деятельности это приводит к тому, что умственно отсталые без стимулирующих воп­росов педагога практически не могут выполнить доступ­ное их пониманию задание.

Кроме перечисленных особенностей, восприятие при умственной отсталости недостаточно устойчиво, хаотич­но, с нарушенными целенаправленностью и целостно­стью. У умственно отсталых отмечаются трудности в вос­произведении образов восприятия — представлений. На­блюдается нарушение представлений о себе, ближайшем окружении, о пространстве и времени и др. Для пред­ставлений детей этой категории характерны недиффе-ренцированность, фрагментарность, поверхностный ха­рактер и уподобление образов. Обогащение жизненного опыта детей, расширение круга их представлений и зна­ний — основные средства улучшения качества вос­приятий и ощущений.

267