logo
коррекционная педагогика стр

49. Специфика обучения и воспитания детей с тяжелой степенью умственной отсталости

К категории глубоко умственно отсталых детей относятся имбецилы и идиоты. Идиотия — самая выраженная сте­пень умственной отсталости, имбецильность занимает про­межуточное место между идиотией и дебильностью. Дети, страдающие указанными нарушениями, помещаются в спе­циальные детские дома системы социального обеспечения. Они являются инвалидами с детства и получают государствен­ную поддержку в виде пенсионного рбеспечения.

Дети-идиоты не подлежат обучению, и в нашей стране они в основном находятся в учреждениях Министерства социальной защиты, где за ними обеспечивается только уход. В России и ряде других стран в течение последних десятилетий успешно проводится работа по обучению и воспитанию детей-имбецилов с целью их дальнейшей со­циальной адаптации. Наиболее сохранная в интеллекту­альном развитии часть имбецилов обучается в классах для детей с глубокой степенью умственной отсталости при спе­циальных коррекционных школах 8-го вида.

Целью коррекцмонно-воспмтательной работы с детьми с тяжелой степенью умственной отсталости является трудоу­стройство и дальнейшее приспособление к жизни в условиях окружающей социальной среды. Достижение обозначенной цели достигается решением следующих основных задач ра­боты с глубоко умственно отсталыми детьми.

1. Развитие всех психических функций и познавательной

деятельности детей в процессе их обучения и коррек­ция их недостатков. Основное внимание в этой работе направлено на умственное развитие учащихся.

  1. Формирование у глубоко умственно отсталых детей правильного поведения,

  2. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Самообслуживание,

  3. Бытовая ориентировка и социальная адаптация. Кор-

рекционно-воспитателъная работа включает в себя три этапа:

  1. от 4 до 8 лет. Проводится работа по формированию санитарно-гигиенических навыков. Дети обучаются адекватному поведению в условиях детского дома. Большое внимание уделяется развитию речи, мото­ рики, познавательной деятельности. Осуществляется подготовка к школьному обучению;

  2. от 8 до 16 лет. Продолжается закрепление навыков самообслуживания и личной гигиены. Проводится работа по обучению хозяйственно-бытовому труду. По-прежнему уделяется большое внимание развитию речи. Дети обучаются элементарной грамоте, овла­ девают навыками счета;

3) от 16 до 18 лет. В этот период основной задачей коррекционно-воспитательной работы является со­ циальная адаптация умственно отсталых детей.

Обучение детей с тяжелой степенью умственной отста­лости должно быть максимально индивидуализировано. Наполняемость классов не должна превышать 6 человек. Дети с имбецильностью нуждаются также в дифференци­рованном подходе. Основной задачей обучения и воспита­ния глубоко умственно отсталых детей является подготов­ка их к самостоятельной жизни, что предполагает разви­тие умения ориентироваться в окружающей обстановке, конструктивно общаться с людьми, овладение простейши­ми трудовыми навыками.

294

295