43. Формирование самооценки умственно отсталых детей
Самооценка — это оценка человеком самого себя, сво- их действий, отношений, достижений» Устойчивая самооценка формируется под влиянием оценки со стороны окружающих, а также собственной деятельности и собственной оценки ее результатов.
Исследованием самооценки у умственно отсталых за- нимались Б.В. Зейгарпик, Б.С. Братусъ, СЛ. Рубинш- тейп и др. Все исследователи сходятся во мнении, что самооценка умственно отсталых детей носит неадекват ный, неустойчивый, аффективный характер. Страдают ее регулятивная и мобилизующие функции, то есть функ- ции регулятора и стимулятора поведения и деятельности.
У умственно отсталого ребенка снижен уровень самосознания, ему присуща некритичность при оценке соб ственных действий и поступков. В силу этого возникает
282
неумение адекватно оценить результаты работы, про-анализировать собственную деятельность. Умственно отсталый ребенок в различных ситуациях выбора не в полной мере производит учет и анализ изменяющихся обстоятельств. Это говорит о недостаточной эффективности функционирования оперативной самооценки. Отсюда — неполноценная ориентировка в каком-либо задании, деятельности. Перечисленные особенности отражаются на своеобразии развития самооценки у умственно отсталых.
Самооценка у умственно отсталых детей на разных этапах обучения во вспомогательной школе различна:
в младшем школьном возрасте — заниженная или завышенная;
в среднем — наиболее адекватная;
3) в старшем — преимущественно завышенная. Нарушение самооценки в младшем возрасте вызывается
незрелостью личности, непониманием выдвигаемых целей деятельности, неумением анализировать и соотносить достигнутые в ходе деятельности результаты с исходными данными и т. д.
Завышенная самооценка в старшем школьном возрасте У умственно отсталых часто объясняется стремлением компенсировать дефект и неумением объективно оценить свои возможности.
В зависимости от самооценки находится уровень притязаний. У умственно отсталых наблюдается нарушение уровня притязаний. Характер этих нарушений определяется характером дефекта. Так, у олигофренов с легкой степенью и уравновешенным протеканием процессов возбуждения и торможения можно постепенно выработать адекватный в данной ситуации уровень притязаний. У олигофренов в степени имбецильности уровень притязаний практически не вырабатывается. У умственно отсталых детей с грубыми эмоциональными нарушениями также нарушена какая бы то ни была зависимость между трудностью задания и уровнем притязания.
283
Нарушение уровня притязаний у умственно отсталых объясняется неумением оценить свои возможности, спланировать свою деятельность, предвидеть ее результаты.
Важная, часто определяющая роль в формировании адекватной устойчивой самооценки умственно отсталых принадлежит окружающим его взрослым. Осуществляя процесс воспитания и обучения, оценивая деятельность, поступки, высказывания умственно отсталых детей, учителя и другие специалисты, работающие с ними, оказывают направляющее воздействие на самооценку умственно отсталого ребенка.
- 3.4. Психическое здоровье и факторы риска в детском возрасте
- 3.5. Критерии явления «норма - аномалия»
- Глава 4
- 4.2. Проблемы эмоционального развития в детском возрасте
- 4.3.Характерологические и поведенческие отклонения в развитии детей и подростков
- 4.4. Природа детской агрессивности
- 5.1. Дети с задержкой психического развития
- 5.2. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с нарушениями интеллекта
- 5.3. Нарушения речи у детей школьного возраста
- 5О4. Особенности учебной деятельности учащихся с отклонениями в развитии
- 1. Объект, предмет и задачи курсакоррекционной педагогики
- 2. Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями знаний
- 3. Становление и развитие коррекционной педагогики как науки
- 4. Психолого-педагогическая сущность
- 5. Понятия «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка
- 6. Причины возникновения нарушений в развитии детей
- 7. Развитие организма ребенка. Важнейшие показатели, значимые для выявления отклонений в развитии
- 8. Классификация и виды отклонений в развитии и поведении детей
- 9. Диагностика отклонений в развитии ребенка
- 10. Значение ранней коррекции в развитии ребенка
- 11. Общая характеристика детей с нарушением зрения
- 12. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения
- 13. Общая характеристика детей с нарушением слуха
- 14. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха
- 15. Нарушение речи у дошкольников.
- 16. Нарушение речи у детей школьного возраста
- 17. Развитие речи у детей
- 18. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями речи
- 19. Общая характеристика детей с нарушениями поведения
- 20. Отклоняющееся поведение
- 21. Социально-педагогические причины отклоняющегося поведения
- 22. Психолого-педагогическая характеристика подростков с отклоняющимся поведением
- 23. Организация коррекционно-психологической и профилактической работы с детьми, имеющими отклонения в поведении
- 24. Общая характеристика детей с нарушением интеллекта
- 25. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
- 26. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с задержкой психического развития
- 27. Коррекционно-развивающее обучение детей с задержкой психического развития в компенсирующих классах общеобразовательной школы
- 28. Взаимосвязь темпа умственного развития и обучаемости ребенка
- 29. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью
- 30. Определение понятия «умственная отсталость», ее отграничение от сходных состояний
- 31. Систематика умственной отсталости
- 32. Причины умственной отсталости
- 33. Общие вопросы развития познавательной сферы умственно отсталых детей
- 34. Особенности ощущений и восприятия умственно отсталых детей
- 35. Особенности развития речи умственно отсталых детей
- 36. Особенности развития мышления умственно отсталых детей
- 37* Особенности памяти умственно отсталых детей
- 38.Особенности внимания умственно отсталых детей
- 39. Формы олигофрении по классификации м.С. Певзнер
- 40. Общие вопросы формирования личности умственно отсталых детей
- 41. Особенности волевых качеств умственно отсталых детей
- 42. Особенности эмоциональной сферы умственно отсталых детей
- 43. Формирование самооценки умственно отсталых детей
- 44. Особенности общения умственно отсталых детей
- 45. Методы психолого-педагогической диагностики умственной отсталости
- 46. Олигофрения как одна из форм умственной отсталости
- 47. Деменция как одна из форм умственной отсталости
- 48. Обучение и воспитание умственно отсталых детей дошкольного возраста
- 49. Специфика обучения и воспитания детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- 50. Олигофренопедагогика в системе
- 51. Задачи олигофренопедагогики на
- 53. Этапы становления отечественной олигофренопедагогики
- 54. Понятия «знания», «умения», «навыки», «способности»
- 55. Роль отечественных ученых е.К. Грачевой, м.П. Постобской, а.Н. Граборова, л.C. Выготского
- 56. Сущность, функции и структура обучения в целостном педагогическом процессе
- 57. Подходы к отбору содержания обучения
- 58. Принципы обучения учащихся с умственной отсталостью, их содержательная характеристика
- 59. Формы организации учебного процесса в специальном образовательном учреждении
- 60. Система методов обучения школьников с умственной отсталостью
- 61. Сочетание словесных, наглядных и практических методов в коррекционном обучении
- 62. Применение элементов программированного и проблемного обучения в специальном образовательном учреждении
- 63. Контроль и оценка знаний учащихся с умственной отсталостью
- 64. Формирование способов усвоения
- 65. Типы и структура урока в специальном образовательном учреждении
- 66. Общая характеристика системы трудовой подготовки учащихся специального образовательного учреждения
- 67. Задачи и содержание трудового обучения
- 68. Этапы трудового и профессионального обучения учащихся специального образовательного обучения
- 69. Профориентация. Проблемы трудоустройства
- 70. Социально-трудовая реабилитация учащихся специального образовательного учреждения
- 71. Сущность и содержание процесса воспитания
- 72. Принципы и методы воспитания
- 73. Формирование сотрудничества ребенка и взрослого
- 74. Нравственное воспитание детей
- 75. Экологическое воспитание детей
- 76. Физическое воспитание детей
- 77. Сотрудничество специального образовательного учреждения, семьи и общественных организаций
- 78. Система специальных (коррекционных) образовательных учреждений: виды и функции
- 79. Задачи, контингент учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений
- 80. Управление специальным
- 81. Профессионально-педагогическая деятельность педагога, работающего с детьми с отклонениями в развитии и поведении
- 82. Коррекционные умения и личностные качества, необходимые педагогу
- 83. Стили взаимоотношений педагога и воспитанника
- 84. Квалификационные характеристики других педагогических работников, взаимодействующих с аномальными детьми
- 85. Психолого-медико-педагогическая комиссия: структура, задачи, содержание деятельности
- 86. Концепция реформирования специального образования
- 87. Принципы и основные направления
- 88. Содержание основных этапов
- 89. Политика государства в области социальной защиты детей и подростков с отклонениями в развитии
- 90. Государственная система коррекционной поддержки и социальной защиты детей и подростков в рф
- Глава 1. Коррекционная педагогика
- 75. Экологическое воспитание детей