logo
коррекционная педагогика стр

3. Становление и развитие коррекционной педагогики как науки

История человечества свидетельствует, что в начале своего развития общество негативно относилось к людям с психофизическими нарушениями.

В период Средневековья люди с физическими и психи­ческими нарушениями считались «детьми дьявола». Лишь в эпоху Возрождения отношение к людям с отклонениями

209

в развитии изменилось. Врачи стали посещать монастыри и тюрьмы, наблюдать за подобными людьми, пытаясь ос­мыслить и оценить их состояние.

В начале XVII в. Феликс Пластер (1537-1614) впер­вые дает классификацию душевнобольных, в основе кото­рой лежит характеристика различных нарушений интел­лекта, эмоций, физического состояния больных.

Во второй половине XIX — начале XX вв. были научно изучены имберилизм, идиотия, умственная отсталость, слабоумие.

Наибольший вклад в изучение проблем слабоумия внес немецкий психиатр Эмиль Крепелин (1856-1926), который объединил все формы слабоумия в одну группу под общим названием «задержка психического развития», вывел тер­мин «олигофрения». В это же время слабоумие стало не только психиатрической областью исследования, но и пси­холого-педагогической .

Педагогический подход к детям с нарушениями в раз­витии формируется в конце XVIII — начале XIX вв.

Первые попытки обучения детей с мелкими формами отсталости в специальных учебных заведениях принадле­жат Я. Песталоцци (1746-1827). Им были обоснованы принципы работы с «тупоумными»: посильность в обуче­нии, использование дидактических материалов, сочетание умственного и физического труда, соединение обучения с производительным трудом.

На рубеже веков Мария Монтесорри (1870-1952) со­здает ортофеническую школу для отсталых детей, где при­меняет систему сенсомоторного воспитания слабоумных детей как основу лечебной педагогики.

К началу XX в. в медицине, педагогике, психологии был накоплен обширный опыт по характеристике ум­ственно отсталых детей, по классификации различных ее проявлений. В России в становлении коррекционной педа­гогики мы имеем некоторые отличия.

Глубокое проникновение религии в жизнь и быт рус­ского народа, специфика российского менталитета с самого

210

начала придавали работе с людьми, имеющими отклонения в развитии, гуманистическую направленность, построенную на -сострадании, милосердии, защите убогих и юродивых. Вопросами обучения и воспитания умственно отсталых де­тей, исследованиями в области психологии аномального дет­ства, проблемами педагогической коррекции недостатков развития и поведения занимались ЕМ. Грачева, В.П. Кащен­ко, Г.И. Россолимо, Г Я. Прошин и т. д.

Психолог Л.В. Выготский определил ведущие тенден­ции в предупреждении и преодолении аномального детства, выявил, систематизировал и увязал их с общими законо­мерностями развития личности и общества. Им были сфор­мулированы общие задачи специальной педагогики и спе­циальной школы, основные теоретические предпосылки для перестройки работы в области аномального детства.

В последние годы проблема коррекционной педагогики значительно расширилась, захватив сферу не только спе­циальных школ, но и специальных классов, отдельных групп детей в общеобразовательной школе.