logo
коррекционная педагогика стр

14. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нару­шениями слуха будет зависеть от степени этого наруше­ния и состояния речевого развития.

Работа со слабослышащими детьми. К категории сла­бослышащих относят тех детей, нарушенный слух кото­рых позволяет им хотя бы в минимальном объеме овладе­вать речевой деятельностью самостоятельно без специаль­ного обучения, у слабослышащего ребенка имеется час­тичное нарушение деятельности анализатора слуха. По­этому он старается компенсировать свой недостаток не за счет зрения, а за счет неполноценного слуха. Отклонения в познавательной деятельности таких детей являются вто­ричными.

Преодоление нарушения развития требует социаль­ного по своей природе целостного воздействия на лич­ность слабослышащих детей. В этом специальном про-

230

цессе корректируются или заново воссоздаются наибо­лее важные для человека психические функции, их ка­чества и свойства.

Благодаря специальному обучению формируются речь и понятийное мышление, словесная память, создаются условия для расширения возможностей компенсации де­фекта как за счет развития и использования слуховых данных, так и за счет других сохраненных анализаторов.

В качестве решающего средства преодоления отклонений в развитии слабослышащих детей выступает специальная система обучения языку, которая представляет собой осо­бую систему занятий по накоплению словаря, уточнению звукового состава речи, усвоению грамматической системы языка, овладению разными видами и формами речевой дея­тельности. Особая задача в работе с детьми — формирова­ние речи, а не изучение языка. В работу включаются: ра­бота по развитию навыков чтения с губ, по развитию и использованию остаточного слуха. Для развития познава­тельной деятельности и мышления детей используются пись­мо и чтение, наглядно-действенные средства и приемы, по­могающие формированию представлений и понятий снача­ла на наглядно-образном, а затем и на отвлеченном уровне обобщений. Это преднамеренное создание ситуаций, инсце­нировка, драматизация, пантомима. Все эти средства исполь­зуются в сочетании со словесными средствами обучения.

Работа с глухими детьми. В настоящее время имеются два основных подхода к коррекционно-педагогической ра­боте с детьми:

1) билингвистический подход, который основывается на включении в работу с глухими детьми национального жестокого языка наряду со словесным в систему главных средств педагогического воздействия Г.Л. Зайцева, (1998).

Использование жестов в учебно-воспитательном процессе позволяет увеличить объем учебной информации, ускорить ее передачу и восприятие учащимися. Это в свою очередь позволяет расширить круг учебных предметов и областей знаний, что ведет к более широкому развитию познава­тельной деятельности мышления глухих детей;,

231

2) обучение глухих языку словесной речи. В связи с усвоением речи развивается словесно-абстрактное мышле­ние. У глухих детей должна развиваться языковая способ­ность как особый вид речевой активности, помогающий интуитивно угадывать смысл новых высказываний.