logo
коррекционная педагогика стр

74. Нравственное воспитание детей

с отклонениями в развитии и поведении

Большое место в воспитательном процессе детей с от­клонениями в развитии и поведении должно быть уделено нравственному воспитанию, усвоению основ морали, ос­новных норм и обычаев того общества, с которым ребенку так или иначе придется контактировать. Очень важно,

339

чтобы с ранних лет детям прививалось нравственное чув­ство. Это касается всего: быта семьи, культуры поведе­ния, взаимоотношений с товарищами и взрослыми, куль­туры труда и т. п. После окончания вспомогательной школы многим придется самостоятельно строить свою жизнь, воз­можно, иметь семью. И подростки должны иметь пред­ставление о понятиях добра, справедливости, сострадания и взаимопомощи, уметь жить в соответствии с этими прин­ципами. К этому их надо готовить с детства.

Требование родителей быть вежливым постепенно ста­новится естественной привычкой. Также важно, чтобы, например, умственно отсталый не производил впечатле­ния дикаря и грубияна. Правильному нравственному по­ведению необходимо учить, демонстрируя его лично, уп­ражняя в нем ребенка систематически. Бывая с детьми в разных зрелищных местах (театр, цирк, кинотеатр), по­казывать им примеры нравственного, правильного и кра­сивого, обращая внимание на недопустимость того, что заслуживает осуждения.

Также необходимо учить детей манере поведения. Реко­мендуя родителям и воспитателям различные методы и средства воспитательного воздействия, необходимо отме­тить роль книги в формировании нравственного чувства ребенка. При этом следует обратить их внимание на то, что литература обладает большой силой коррекционного воздействия. Она создает определенное интеллектуальное и эмоциональное состояние, умело дапользуя которое, ре­бенку ненавязчиво преподаются уроки доброты, сочув­ствия, справедливости, жалости, побуждая при этом к де-ятелыюстному выражению усвоенных уроков.

Беседуя с родителями о нравственном воспитании в семье, необходимо посоветовать конкретные упражнения, игры, с помощью которых можно совершенствовать нрав­ственную самоидентификацию ребенка (системы «хоро­шо — плохо», «правильно — неправильно» и, наконец* «можно — нельзя»). Родителям умственно отсталых де-

тей-дошкольников необходимо обратить внимание на подготовку детей к школьному обучению.

У ребенка уже должны быть сформированы опреде­ленные нравственные знания и навыки, необходимые для успешной адаптации в школе. Он должен быть эмо­ционально подготовлен к новому для него периоду жиз­ни. Особо важную роль в усвоении ребенком нравствен­ного опыта играет уровень речевого развития. Речь дол­жна стать средством общения и нравственного воспи­тания.

Так как речь развивается в процессе деятельности, не­обходимо при выполнении ребенком трудовых заданий, в ходе игры сопровождать действия проговариванием, при­вивающим категории морали и нравственности, соединять чувственный опыт ребенка со словом.

Только при этом условии будут формироваться не­обходимые представлейия, а речь будет приобретать регу­лирующую функцию.