57. Подходы к отбору содержания обучения
Содержание обучения предусматривает объем и характер системы знаний, умений и навыков, а также опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений. Подход к отбору содержания обучения зависит от особенностей обучаемых.
Для организации работы над восприятием и его развитием крайне необходимо правильно организовать наблюдение за объектами изучения на каждом занятии. При этом объекты наблюдения должны удовлетворять требованиям доступности и четкости для конкретной категории учащихся.
Педагогу необходимо знать, что неполноценность восприятия умственно отсталых детей объясняется тем, что они не могут выделить в наблюдаемых объектах главное, существенное свойство, а часто обращают внимание на то, что бросается в глаза, что-либо яркое и необычное. Именно от этого необходимо отучать детей. Одним из действенных приемов является проведение сравнения изучаемых объектов. Благодаря сравнению умственно отсталые дети выявляют сходство, различие предметов. Однако для детей-олигофренов возникают трудности, связанные со способностью определить признаки сходства пред-метрв, поэтому применяют такой прием, как использование третьего объекта с резко отличительными признаками, что заставляет учащихся выделить сходные признаки первых двух. Важным фактором, обеспечивающим эффективность анализа в процессе восприятия, является привлечение к речевому общению учащихся. Дети должны пользоваться речью на каждом занятии, так как для детей-олигофренов характерны нарушения в речевой деятельности.
Таким образом, система учебных занятий с учащимися младших классов должна сочетать использование наглядного образа и слова. Большую роль в этом играют уроки развития речи, на которых используются такие приемы, как помощь учителя при выполнении заданий, доступная, понятная формулировка заданий, речевое оформление выводов, построение связанного рассказа на наглядной основе.
Следующий этап в развитии речи — умение правильно организовать умственную деятельность учащихся, которая способствует составлению рассказов или досказыва-
308
309
нию начатых учителем рассказов. Развитие словесно-ло гического мышления учащихся проводится на уроках математики, трудового обучения и т. д.
Особенно велика коррекционная роль решения арифме тических задач. Но учащиеся младших классов не могут еще полностью понять и запоминать условие задачи, не понимают ситуации, описываемой в тексте задачи, не мо гут найти математическое решение. Приемы, используемые для того, чтобы научить учащихся, какими арифметическими действиями можно ее решить, заключаются в повторении текста задачи, анализе ситуации, в подведении учащихся к правильному выбору арифметического действия. При этом учащиеся не только приобретают навыки правильного решения задач, но и заметно развивают свою внутреннюю речь. Трудовое обучение в младших классах содержит большие возможности для коррекции дефектов мышления и двигательной сферы у учащихся, которая состоит в развитии точности, ловкости, координирован-ности движения рук.
Таким образом, индивидуальная коррекция направлена на исправление не только недостатков мышления, но и нарушений пространственной ориентировки, работоспособности и моторики.
- 3.4. Психическое здоровье и факторы риска в детском возрасте
- 3.5. Критерии явления «норма - аномалия»
- Глава 4
- 4.2. Проблемы эмоционального развития в детском возрасте
- 4.3.Характерологические и поведенческие отклонения в развитии детей и подростков
- 4.4. Природа детской агрессивности
- 5.1. Дети с задержкой психического развития
- 5.2. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с нарушениями интеллекта
- 5.3. Нарушения речи у детей школьного возраста
- 5О4. Особенности учебной деятельности учащихся с отклонениями в развитии
- 1. Объект, предмет и задачи курсакоррекционной педагогики
- 2. Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями знаний
- 3. Становление и развитие коррекционной педагогики как науки
- 4. Психолого-педагогическая сущность
- 5. Понятия «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка
- 6. Причины возникновения нарушений в развитии детей
- 7. Развитие организма ребенка. Важнейшие показатели, значимые для выявления отклонений в развитии
- 8. Классификация и виды отклонений в развитии и поведении детей
- 9. Диагностика отклонений в развитии ребенка
- 10. Значение ранней коррекции в развитии ребенка
- 11. Общая характеристика детей с нарушением зрения
- 12. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения
- 13. Общая характеристика детей с нарушением слуха
- 14. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха
- 15. Нарушение речи у дошкольников.
- 16. Нарушение речи у детей школьного возраста
- 17. Развитие речи у детей
- 18. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями речи
- 19. Общая характеристика детей с нарушениями поведения
- 20. Отклоняющееся поведение
- 21. Социально-педагогические причины отклоняющегося поведения
- 22. Психолого-педагогическая характеристика подростков с отклоняющимся поведением
- 23. Организация коррекционно-психологической и профилактической работы с детьми, имеющими отклонения в поведении
- 24. Общая характеристика детей с нарушением интеллекта
- 25. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
- 26. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с задержкой психического развития
- 27. Коррекционно-развивающее обучение детей с задержкой психического развития в компенсирующих классах общеобразовательной школы
- 28. Взаимосвязь темпа умственного развития и обучаемости ребенка
- 29. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью
- 30. Определение понятия «умственная отсталость», ее отграничение от сходных состояний
- 31. Систематика умственной отсталости
- 32. Причины умственной отсталости
- 33. Общие вопросы развития познавательной сферы умственно отсталых детей
- 34. Особенности ощущений и восприятия умственно отсталых детей
- 35. Особенности развития речи умственно отсталых детей
- 36. Особенности развития мышления умственно отсталых детей
- 37* Особенности памяти умственно отсталых детей
- 38.Особенности внимания умственно отсталых детей
- 39. Формы олигофрении по классификации м.С. Певзнер
- 40. Общие вопросы формирования личности умственно отсталых детей
- 41. Особенности волевых качеств умственно отсталых детей
- 42. Особенности эмоциональной сферы умственно отсталых детей
- 43. Формирование самооценки умственно отсталых детей
- 44. Особенности общения умственно отсталых детей
- 45. Методы психолого-педагогической диагностики умственной отсталости
- 46. Олигофрения как одна из форм умственной отсталости
- 47. Деменция как одна из форм умственной отсталости
- 48. Обучение и воспитание умственно отсталых детей дошкольного возраста
- 49. Специфика обучения и воспитания детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- 50. Олигофренопедагогика в системе
- 51. Задачи олигофренопедагогики на
- 53. Этапы становления отечественной олигофренопедагогики
- 54. Понятия «знания», «умения», «навыки», «способности»
- 55. Роль отечественных ученых е.К. Грачевой, м.П. Постобской, а.Н. Граборова, л.C. Выготского
- 56. Сущность, функции и структура обучения в целостном педагогическом процессе
- 57. Подходы к отбору содержания обучения
- 58. Принципы обучения учащихся с умственной отсталостью, их содержательная характеристика
- 59. Формы организации учебного процесса в специальном образовательном учреждении
- 60. Система методов обучения школьников с умственной отсталостью
- 61. Сочетание словесных, наглядных и практических методов в коррекционном обучении
- 62. Применение элементов программированного и проблемного обучения в специальном образовательном учреждении
- 63. Контроль и оценка знаний учащихся с умственной отсталостью
- 64. Формирование способов усвоения
- 65. Типы и структура урока в специальном образовательном учреждении
- 66. Общая характеристика системы трудовой подготовки учащихся специального образовательного учреждения
- 67. Задачи и содержание трудового обучения
- 68. Этапы трудового и профессионального обучения учащихся специального образовательного обучения
- 69. Профориентация. Проблемы трудоустройства
- 70. Социально-трудовая реабилитация учащихся специального образовательного учреждения
- 71. Сущность и содержание процесса воспитания
- 72. Принципы и методы воспитания
- 73. Формирование сотрудничества ребенка и взрослого
- 74. Нравственное воспитание детей
- 75. Экологическое воспитание детей
- 76. Физическое воспитание детей
- 77. Сотрудничество специального образовательного учреждения, семьи и общественных организаций
- 78. Система специальных (коррекционных) образовательных учреждений: виды и функции
- 79. Задачи, контингент учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений
- 80. Управление специальным
- 81. Профессионально-педагогическая деятельность педагога, работающего с детьми с отклонениями в развитии и поведении
- 82. Коррекционные умения и личностные качества, необходимые педагогу
- 83. Стили взаимоотношений педагога и воспитанника
- 84. Квалификационные характеристики других педагогических работников, взаимодействующих с аномальными детьми
- 85. Психолого-медико-педагогическая комиссия: структура, задачи, содержание деятельности
- 86. Концепция реформирования специального образования
- 87. Принципы и основные направления
- 88. Содержание основных этапов
- 89. Политика государства в области социальной защиты детей и подростков с отклонениями в развитии
- 90. Государственная система коррекционной поддержки и социальной защиты детей и подростков в рф
- Глава 1. Коррекционная педагогика
- 75. Экологическое воспитание детей