logo
коррекционная педагогика стр

31. Систематика умственной отсталости

Умственная отсталость включает в себя две основные формы нарушений:

  1. олигофрению;

  2. деменцию.

Первый из указанных видов умственной отсталости — олигофрения — проявляется на более ранних этапах он­тогенеза (до 1,5—2 лет), второй — деменция — на более поздних этапах онтогенеза (после 2 лет). Преобладающее большинство в полиморфной группе умственно отсталых составляют дети с олигофренией. По степени выраженнос­ти интеллектуального недоразвития олигофрения в свою очередь делится на три группы:

  1. дебильность (легкая степень);

  2. имбецильность (средняя степень);

  3. идиотия (тяжелая степень).

Олигофрены существенно отличаются друг от друга, поскольку структуры вариантов дефекта у них различны. Наиболее распространенной среди дефектологов России является классификация, предложенная в 1959 г. совет­ским дефектологом М.С. Певзнер. Она выделила пять ос­новных форм олигофрении:

  1. неосложненную (основной вариант);

  2. с выраженными нейродинамическими нарушениями: а) с преобладанием процессов торможения;

б) с преобладанием процессов возбуждения;

в) лабильные;

3) со снижением функций анализаторов и нарушения­ ми речи:

а) с нарушением зрения;

б) с нарушениями слуха;

в) с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

г) с речевыми отклонениями;

  1. с психопатоподобным поведением;

  2. с выраженной лобной недостаточностью.

К числу основных форм умственной отсталости от­носится деменция.

По динамике слабоумия различают:

  1. рези дуальную органическую;

  2. прогрессирующую деменцию.

По этиологическому критерию различают:

  1. эпилептическую;

  2. шизофреническую;

  3. постэнцифалическую;

  4. травматическую и другие деменции.

На основе специфики клинико-психологической струк­туры деменции Г.Е. Сухарева выделяет четыре типа, ха­рактеризующиеся преобладанием того или иного дефекта:

  1. низкий уровень обобщений;

  2. грубые нейродинамические расстройства;

  3. недостаточность побуждений к деятельности;

  4. нарушения критики и целенаправленности мышле­ ния.

По современной международной классификации (МКБ-10) на основе психометрических исследований и подсчета коэффициента интеллекта (IQ) все формы умственной от­сталости подразделяют на четыре степени глубины интел­лектуального дефекта:

  1. легкую (IQ в пределах 40—69);

  2. умеренную (IQ в пределах 35—39);

  3. тяжелую (IQ в пределах 20-34);

  4. глубокую (IQ ниже 20).

260

261

Деление по степени выраженности дефекта имеет большое значение, так как глубина поражения влияет на особенное- ти клинических проявлений. Также оно имеет практическое значение, поскольку в зависимости от степени выраженнос- ти нарушения решается вопрос о типе учреждения, куда рекомендуют направить ребенка. Но количественное опреде- ление степени интеллектуальной недостаточности не отра- жает всей структуры дефекта. Симптоматика "умственно от- сталых богаче. Необходимо учитывать, что на- обучаемости, продуктивности и приспособляемости умственно отсталых детей сказывается не только тяжесть интеллектуального де- фекта, но и другие нарушения психики.