logo
коррекционная педагогика стр

5.3. Нарушения речи у детей школьного возраста

Нарушения речи у школьников связаны с разными при­чинами, имеют различный характер и по-разному сказы­ваются на общем развитии и успешности обучения уча­щихся.

Иногда у школьников отмечаются бедность словарного запаса, нарушения грамматического строя и связной речи, несформированность звукопроизношения, неполноценность фонематического восприятия. Это приводит к тому, что ре­бенок не может четко, полно и правильно излагать мысли.

Некоторые недостатки речи могут быть вызваны болез­ненными явлениями: неправильное строение или наруше­ние подвижности органов речи, снижение слуха или зре­ния, нарушения нервной системы у ребенка. В других слу­чаях недостатки речи являются следствием педагогиче­ской запущенности: с ребенком мало общались, окружа­ющие близкие имеют плохую речь, на нарушение не обра­щали внимания, считая его обычной «детскостью» речи.

189

Своевременно не преодоленные фонетические своеобразия детской речи в школьном возрасте уже имеют устойчивый характер и труднее поддаются исправлению, так как у ребенка сформировался и закрепился навык неправильно­го произношения звуков. Как правило, нарушения речи у школьников имеют ту же картину, что и у детей более младшего возраста. И только в единичных случаях может быть, что в дошкольном возрасте у ребенка все в порядке, а в период школьного обучения появилось нарушение речи.

При всем разнообразии имеющихся у школьников ре­чевых нарушений условно выделяются группы детей с фо­нетической или фонетико-фонематической недостаточ­ностью, к таким нарушениям относятся дислалии меха­ническая и функциональная, ринолалия и дизартрия. Другую сводную группу составляют дети с общим недораз­витием речи (алалии, ринолалия, дизартрия). И есть груп­па учащихся с нарушением темпо-ритмической органи­зации речи — это несудорожные или судорожные наруше­ния. К последним относятся случаи заикания невротиче­ского или неврозоподобного характера.

Расстройства письменной речи (чтения и письма) у школьников с нарушениями речи — явление очень рас­пространенное.

Оно обусловлено нарушениями устной речи детей, не-сформированностью у них языковых обобщений: фонема­тических, морфологических и синтаксических.

Дети с речевыми нарушениями, которые не имели до­статочного стажа полноценного речевого общения, не про­делали в дошкольном возрасте необходимой для усвоения грамоты работы по анализу и синтезу языкового материа­ла разного уровня (звуковой состав, словарный запас, грам­матический строй, связная речь), неминуемо оказываются неуспевающими.

Общая готовность к школьному обучению предполагает целостное, гармоничное развитие ребенка, у которого дол­жны быть развиты все, а не отдельные стороны личности. Недоразвитие любой сферы (умственной, эмоционально-

волевой, практически действенной, речевой) может стать причиной неуспеваемости в школе.

Поступление в школу ребенка, плохо к ней подготов­ленного по речи, имеет неблагоприятные последствия для дальнейшего его развития, если не будут приняты необхо­димые психолого-медико-педагогические меры. Такие дети из-за несформированности звуковой и лексико-граммати-ческой сторон речи оказываются в числе стойко неуспева­ющих по родному языку и математике.

В зависимости от тяжести речевого нарушения дети школьного возраста получают разного вида логопедичес­кую помощь. Слабо выраженные, частичные (парциальные) нарушения преодолеваются на занятиях в логопедическом кабинете, система которых широко развита и оснащена со­ответствующей методической документацией (разработаны нормативы по определению контингента детей, подлежа­щих занятиям, имеются рекомендации по планированию и организации занятий и т. д.). Логопедические занятия про­водятся параллельно со школьным обучением, в дополне­ние к нему, но ни в коем случае не дублируют работу учи­теля класса. Это коррекционно-развивающие занятия.

В задачи логопедического пункта при общеобразователь­ной школе входит исправление нарушений устной и пись­менной речи учащихся, пропаганда коррекционно-логопе-дических знаний среди педагогов и родителей, своевремен­ное выявление нарушений и предупреждение возможных вторичных нарушений в структуре дефекта ребенка, вы­званных имеющимся нарушением речи.

Наряду с восполнением в развитии речи на логопеди­ческих занятиях у ребенка формируются полноценные зна­ния, умения и навыки в области языка. В результате си­туации постоянного неуспеха у ряда учащихся возникает отрицательное отношение к учению, поэтому на коррек-ционных занятиях проводится работа, направленная на стимулирование развития познавательной активности де­тей, на формирование приемов умственной работы, необ­ходимых для овладения грамматикой.

190

191

На логопедический пункт дети направляются врачами после диспансеризации, педагогами или же по инициативе родителей. Важнейшее значение для преодоления имеющих­ся у детей нарушений имеют их своевременное выявление и правильная диагностика, контакт логопеда с учителем клас­са, где обучается ребенок, с родителями. Таким комплекс­ным подходом обеспечивается успешность проводимого кор-рекционно-воспитательного воздействия. Родители присут­ствуют на занятиях логопеда с ребенком, для них прово­дятся специальные беседы, в которых раскрывается имею­щийся у ребенка дефект и пути его преодоления.

Крайне важным является развитие речевой активности школьников. Дети даже с незначительными нарушениями речи порой отличаются пониженной коммуникабельнос­тью. В связи с этим на логопедических занятиях создают­ся разные ситуации общения, активизирующие не только речевую, но и речемыслительную деятельность школьни­ков. Ведется работа над всеми звеньями процесса порож­дения речевого высказывания: у учащихся развивается мотивированность речевого действия, формируется пред­восхищение его конечного результата, их учат планиро­вать, отбирать лексику, знакомят с грамматическим струк­турированием, операциями контроля. Детей учат рассуж­дать и давать развернутые умозаключения, выводы. Этим обеспечивается совершенство коммуникативной и обобща­ющей функций речи.

Коррекционная работа с учащимися на логопедическом пункте проводится в течение всего учебного года в разных формах: индивидуальная, фронтальная (с подвижным со­ставом групп, в которые объединяются школьники, имею­щие примерно одинаковые нарушения речи). На логопе­дических занятиях уточняется произношение звуков, раз­вивается фонематическое восприятие, ведется работа над словарем и грамматическим строем, над связной речью, чтением, письмом.

При этом логопедическая работа пронизана психотера­певтической направленностью, ведется с учетом особенно-

стей личности ребенка, обусловленных речевым наруше­нием и ситуацией стойкой неуспеваемости.

В случаях, когда нарушение,речи носит более выра­женный характер и не может быть преодолено в условиях школьного логопункта, а ребенок в силу имеющегося де­фекта не может наравне со сверстниками учиться в обще­образовательной школе, обучение проводится в специаль­ных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Обычно в таких школах функционируют два отделения: для детей с грубыми нарушениями речи (общее недоразви­тие речи различного характера: алалия, афазия, ринола-лия, дизартрия) и для детей с тяжелой степенью заикания (невротического или неврозоподобного). В этих школах обучение ведется в более растянутые сроки, по специаль­ным программам с выраженной коррекционной направ­ленностью, с использованием специфических приемов, ме­тодов и приемов коррекционно-воспитательного воздей­ствия.

Дифференцированный подход в логопедической работе учитывает различные варианты неполноценности компо­нентов речевой системы и неречевых психических процес­сов и функций, обусловливающих нормальный процесс овладения чтением и письмом. Работа направлена на фор­мирование речевой и психологической готовности к овла­дению грамотой, если это не было достигнуто в дошколь­ном возрасте.

У большинства детей с нарушениями речи выявляется недифференцированное представление о речевой действи­тельности, нерасчлененность в осознании элементов речи (звук, слог, слово, предложение, текст), отставание в прак­тическом овладении навыком языкового анализа и синте­за, что вместе с неполноценностью коммуникации создает ситуацию неготовности к овладению письменной речью.

При комплектовании классов первого отделения шко­лы для детей с тяжелыми нарушениями речи учитывают­ся в первую очередь уровень речевого развития и харак­тер первичного дефекта ребенка. Срок обучения таких

192

193

учащихся 12 лет, наполняемость класса — 12 человек. Выпускники специальной школы получают документ о неполном среднем образовании. В учебных планах преду­смотрено значительное количество часов на производствен­но-трудовое обучение. Труд при этом рассматривается как важное коррекционно-воспитательное средство преодоле­ния дефектов развития и формирования личности, как средство подготовки учащихся к самостоятельной жизни, социально-бытовой и трудовой интеграции в общество.

Преодоление речевых нарушений обеспечивается раци­ональным сочетанием фронтальных, подгрупповых и ин­дивидуальных занятий с учащимися. Индивидуальные за­нятия проводятся учителем 2-3 раза в неделю. Как пра­вило, учителя имеют логопедическое образование. Кроме того, коррекция нарушений развития речи проводится и на уроках родного языка. Для этого в программе преду­смотрены специальные разделы: произношение, обучение грамоте, фонетика, грамматика и правописание, развитие речи. Развитие речи проводится и на материале всех дру­гих изучаемых предметов.

В отделении для заикающихся дети за 10 лет обучения получают знания в объеме 9 лет обучения в общеобразова­тельной школе. Дополнительный год предусмотрен для углубления коррекционной работы в младших классах.

Коррекционно-воспитательную работу проводят в шко­ле все учителя и воспитатели, осуществляя единый рече­вой режим и обеспечивая реализацию целой системы вне­урочных мероприятий.

Основная задача уроков развития речи заключается в том, чтобы помочь детям устранить недостатки их речи, повысить уровень владения ими языком, научить школь­ников пользоваться речью как средством общения и обоб­щения. Формирование навыков и умений владения речью у детей происходит только на основе речевой практики, поэтому большое внимание в период обучения в специаль­ной школе уделяется специально организованной речевой практике. Благодаря речевой практике у детей увеличи-

ваются возможности для самостоятельного накопления словарного запаса в условиях непосредственного речевого общения.

В специальной школе дети с речевыми нарушениями получают всестороннее развитие в процессе коррекции недо­статочности речевой деятельности. Необходимым услови­ем коррекции является сочетание лечебно-оздоровитель­ной и психолого-педагогической работы с учащимися.

В большинстве случаев и на логопедических пунктах при общеобразовательных школах и в специальных шко­лах в ходе работы выявляется положительная динамика развития. Ко 2-3 классу удается преодолеть или сгладить недостатки, которые в 1 классе проявляются наиболее ярко. Обучение школьников с речевыми нарушениями затрудне­но и в силу имеющихся у них особенностей психических процессов и функций: у детей отмечаются недостаточность внимания, восприятия, памяти, снижение работоспособ­ности, уровня самоконтроля и т. д. в связи с недоразвити­ем речи.

Словарная работа с детьми направлена на расширение их пассивного и активного запаса, на уточнение понима­ния смысла слов, на овладение умением четко выражать свои мысли и использовать слова для построения связного высказывания. Специально организованная лексическая работа формирует у детей умения оперировать словами, выделять их смысловую сторону, сопоставлять, оценивать, проводить отбор слов. Тем самым у школьника формиру­ется монологическая речь. Ребенок учится отбирать язы­ковые средства для построения высказывания. Лексиче­ская работа, проводимая со школьниками, тесно связана, с одной стороны, с работой по формированию и коррек­ции грамматического строя, а с другой — с уточнением звукопроизношения и исправлением его нарушений.

С младшими школьниками продолжается работа, как и с дошкольниками, если она в более младшем возрасте оказалась недостаточно результативной, по овладению сло­вами более сложной слоговой структуры. Дети учатся вслу-

194

195

шиваться в звуки речи, различать в ней гласные и соглас­ные, твердые и мягкие согласные, сравнивать слова по звукам, определять наличие и место звука в слове, разли­чать ударные и безударные гласные, определять словесное и логическое ударение. Постепенно в ходе логопедическо­го воздействия дети приобретают ориентировку в звуко­вом строе речи, овладевают правильным звукопроизноше-нием и звукоразличением.

Принципиальной разницы в частных методиках кор-рекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста и младшими школьниками нет. Работа с учащи­мися ведется с учетом возросших речевых и познаватель­ных возможностей, дополнительно к систематическому школьному обучению. Учитывается, что ведущим видом деятельности у учащихся является уже не игровая, а учеб­ная деятельность.