logo
коррекционная педагогика стр

55. Роль отечественных ученых е.К. Грачевой, м.П. Постобской, а.Н. Граборова, л.C. Выготского

Большой вклад в развитие отечественной олиго­френопедагогики внесли Е.К. Грачева, МЛ. Постовская, А.И. Граборов, Л.С. Выготский.

ЕЖ. Грачева и МЛ. Постовская были одними из пер-вых создателей первых учреждений для умственно отста­лых детей.

Грачева Екатерина Константиновна (1866-1934), дефектолог. В 1894 г. организовала в Санкт-Петербурге первый в России приют для слабоумных и эпилептиков, в котором обучала их элементарным знаниям. В 1898 г. при приюте открыта школа. В 1932 г. выходит ее книга «Воспитание и обучение глубоко отсталого ребенка». Цен­тральное значение ее книг в том, что, по словам JT.C. Вы­готского, «она красноречивым языком фактов, тщатель­но подбираемых в течение почти полувека, опровергает эту пессимистическую минималистскую теорию и выдвига­ет идею педагогического оптимизма по отношению к глу­боко отсталым детям ... Воспитание нужно отсталому ре­бенку больше, чем нормальному, — вот основная идея всей современной педагогики ».

Граборов Алексей Николаевич ("1885-1949), дефекто­лог, один из основателей отечественной олигофренопеда­гогики. Участвовал в создании первых программно-мето­дических документов для вспомогательных школ и специ­альных детских домов. В 30-х гг. XX в. создал систему воспитания детей-олигофренов на основе использования ручного труда, автор трудов по олигофренопедагогике. В 1925 г. выпускается его учебник по дефектологии для педагогических вузов.

Выготский Лев Семенович (1896-1934), психолог, де­фектолог, педолог, профессор (1928). С 1924 г. вел науч­ную и преподавательскую работу в учреждениях и вузах Москвы. Исследовал психологические закономерности вос-

304

305

приятия литературных произведений («Трагедия о Гамле те, принце Датском», 1916; «Психология искусства», 1925: опубликовано в 1965 г.). Изучил теорию рефлексологи ческого и психологического исследования, а также про блемы психологии воспитания («Педагогическая психоло гия. Краткий курс», 1926). Дал критический анализ ми ровой психологии конца 1920 — начала 1930-х гг., сыг­равший важную роль в развитии отечественной психоло­гической науки («Исторический смысл психологического кри­зиса», 1927; опубликовано в 1982 г.). В конце 1920-х гг. создал культурно-историческую теорию развития поведе­ния и психики человека.

Согласно Выготскому, в ходе общения и совместной деятельности не просто усваиваются образцы социального поведения, но и формируются основные психологические структуры, определяющие в дальнейшем все течение пси­хических процессов.

Выготский разработал понятие о зоне ближайшего раз­вития. Он внес крупный вклад во многие отрасли психо­логической науки. Создал новое направление в дефектоло­гии, показав возможность компенсации умственного и сен­сорного дефекта за счет развития высших психических функций. Разработал учение о локализации психических функций в коре головного мозга, ставшее частью совре­менной нейропсихологии.

Выготский Л.С. создал большую научную школу. Сре­ди его учеников — Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, AM. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Элько-нин и др. Исследования Выготского вызвали широкий ре­зонанс в мировой психологической науке.