logo
коррекционная педагогика стр

46. Олигофрения как одна из форм умственной отсталости

Умственно отсталые — полиморфная группа, в которой преобладающее большинство составляют дети-олигофре­ны (от гр. olygos — «малый», phren — «ум»). Термин «олигофрения» был введен в XIX в. немецким психиатром Э. Крепелином.

Олигофрения — форма умственного и психического не­доразвития, возникающая в результате поражения ЦНС (в первую очередь, коры головного мозга) в пренатальный (внутриутробный), натальный (при родах) или постнаталь-ный (на ранних этапах развития) периоды. Психопатоло­гическая структура нарушения при олигофрении характе­ризуется тотальностью и иерархичностью недоразвития психики и интеллекта.

При олигофрении органическая недостаточность мозга носит непрогрессирующий характер. Ребенок способен к развитию, которое подчинено общим закономерностям формирования психики, но имеет свои особенности, обу­словленные типом нарушений центральной нервной систе­мы и их отдаленными последствиями.

Существуют несколько гипотез относительно основного нарушения при олигофрении:

  1. особенности эмоционально-волевой сферы (К. Левин);

  2. трудность обобщения и отвлечения (М.С. Певзнер); 3)слабость регулирующей роли речи (А»Р. Лурия). Причины олигофрении различны. По этиологическому признаку выделяют две группы олигофрении:

  1. обусловленная эндогенными (генетическими) фак­ торами, как то: патологическая наследственность, умственная отсталость одного или обоих родителей, нарушения хромосомного набора и др.;

  2. обусловленная экзогенными факторами, как то: ин­ фекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы, действующие на ранних этапах внутриутробного и постнатального развития.

По глубине дефекта умственной отсталости при олигоф-рении традиционно выделяют три степени: дебильность (легкая степень), имбецильность (средняя) и идиотию (тя­желая).

Дебильность — наиболее распространенная форма оли-гофрении. Интеллектуальный дефект выражен негрубо. Имеются способности к обобщению, фразовая речь, часто неплохая механическая память. Все это способствует ов-ладению навыками чтения, письма, счета, усвоению зна-ний, предусмотренных программой коррекционной шко-лы 8-го вида. Относительная сохранность эмоций, их бо­лее выраженная дифференцированность облегчают выра-ботку самоконтроля. При: правильном обучении и воспи­тании, своевременном привитии трудовых навыков соци-альный прогноз этой формы олигофрении благоприятен.

Имбецильность — более тяжелая степень слабоумия, чем дебильность. Дети-имбецилы обладают определенными возможностями к овладению речью, усвоению отдельных несложных трудовых навыков. Однако наличие грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики и эмоционально-волевой сферы делает этих детей практически необучаемыми даже во вспомогательной школе.

Идиотия — самая глубокая степень умственной отсталости. Детям-идиотам недоступно осмысление окружаю-

288 289

щего, речевая функция развивается крайне медленно и ограниченно. Нарушены координация движений, ориенти­ровка в пространстве, часто имеются тяжелые нарушения моторики. Крайне трудно и медленно формируются эле­ментарные навыки самообслуживания. Олигофрены суще­ственно отличаются друг от друга, поскольку структуры вариантов дефекта у них различны. Наиболее рас­пространенной среди дефектологов России является клас­сификация, предложенная М.С. Певзнер.