logo
коррекционная педагогика стр

58. Принципы обучения учащихся с умственной отсталостью, их содержательная характеристика

Принципы обучения умственно отсталых детей опре­деляет специальная дидактика. Она обосновывает особен­ности реализации общедидактических принципов во вспо­могательной школе.

Наглядно-практический принцип предусматривает вза­имосвязь с интеллектуальными операциями, которые про­делывает ребенок, способствует коррекции и укреплению основ познавательной деятельности детей-олигофренов, развитию их личностных качеств.

310

Принцип коррекционяо-воспитательного обучения вы­ражается в требовании осуществлять обучение и воспита­ние не только через отбор учебного материала, но и через всю систему школьных учебно-воспитательных мероприя­тий, положительно влияющих на формирование личности ребенка.

Принцип доступности — это не только соответствие учебного материала, трудовых заданий возрасту школь­ников, уровню их развития, подготовленности, имеющим­ся знаниям, опыту, но и индивидуальным особенностям ребенка. Доступность не снижает значения фронтального вида работы, но требует в процессе обучения строгого уче­та индивидуальных особенностей детей. Для этого нужно хорошо знать каждого воспитанника.

Среди умственно отсталых школьников встречаются дети как со значительно заторможенной мыслительной деятель­ностью, так и расторможенные: чрезмерно подвижные, импульсивные. Ученики первой категории с трудом вклю-__чаются в работу, выполняют задание медленно, не прояв­ляют инициативы, а иногда совсем выключаются из учеб­ного процесса. Таких учащихся необходимо выводить из застойного состояния, почаще обращаться к ним с вопро­сами и заданиями. Очень полезно давать им поручения такого характера, как раздать материалы и инструменты, собрать их и т. д. Во время работы следует больше подхо­дить к таким детям, соответствующими вопросами или репликами активизировать процесс их деятельности. Расторможенные же дети не обдумывают задачу, постав­ленную учителем, они тотчас же приступают к выполне­нию. Основная задача в работе с такими детьми — преодо­ление их торопливости, выработка у них навыка пред­варительного продумывания своих действий и умение их регламентировать. В индивидуальной работе с такими деть­ми-школьниками надо соблюдать особую выдержанность и спокойствие.

Принцип сознательного обучения требует активного включения аномальных детей в познание изучаемых пред-

311

метов и явлений. Умственно отсталые дети должны уметь сознательно применять знания в конкретных практиче­ских ситуациях. Активность ребенка стимулируется са­мостоятельным выполнением посильных заданий, подчер­киванием его успехов. Надо добиваться, чтобы дети не механически зазубривали учебный материал, сообщаемые им сведения, а усваивали его осмысленно, целенаправ­ленно.

Принцип систематичности и последовательности дол­жен трактоваться не только применительно к содержанию программного материала, его расположению, преемствен­ности обучения. Необходимо соблюдать при этом и по­следовательность действий ученика и учителя, диктуемую логикой трудовых процессов.

Для лучшего закрепления и прочного усвоения матери­ала важна вариативность повторения, при которой каж­дый раз вносится что-то новое в содержание учебного ма­териала, в характер его усвоения.