logo
коррекционная педагогика стр

11. Общая характеристика детей с нарушением зрения

Воспитанием и обучением лиц с нарушением зрения за­нимается тифлопедагогика.

В зависимости от степени нарушения зрения дети де­лятся на:

  1. слепых (незрячих), у которых полностью отсутству­ ют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение. По степени нарушения зре­ ния различают лиц с абсолютной (тотальной) сле­ потой на оба глаза, при которой полностью утрачи­ ваются зрительные восприятия, и лиц практически слепых, у которых имеется светоощущение или оста­ точное зрение, позволяющее воспринимать свет, цвет, силуэты предметов;

  2. слабовидящих — могущих иметь отклонения в состоянии других зрительных функций (цвето-свето- ощущений, периферического и бинокулярного зре­ ния).

Слепота и слабовидение — категории психофизических нарушений, проявляющиеся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь про­цесс формирования и развития личности. У лиц с нару­шением зрения возникают специфические особенности де­ятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении, своеобразии раз­вития двигательной активности, пространственной ори­ентации, формировании представлений и понятий, в спо­собах предметно-практической деятельности, в осо­бенностях эмоционально-волевой сферы, социальной ком­муникации, интеграции в общество, адаптации к труду. Врожденная слепота обусловлена повреждением и заболе­ваниями плода в период внутриутробного развития либо является следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения.

Приобретенная слепота — следствие заболевания ор­ганов зрения (сетчатки, роговицы) и заболеваний цент­ральной нервной системы (менингита, опухоли мозга), осложнений после общих заболеваний организма (кори, гриппа, скарлатины), травматических повреждений мозга или глаза.

224

225

Время наступления нарушения зрения существенно для психического и физического развития ребенка. Чем рань­ше наступила слепота, тем более заметны вторичные от­клонения, психофизические особенности психофизическо­го развития. Отсутствие визуальной тренировки у слепо­рожденных сказывается наиболее заметно на двигатель­ной сфере, на содержании социального опыта. Основным фактором ориентировки для таких детей становится зву­ковой раздражитель.

У детей с нарушением зрения возникают трудности в игре, учении, овладении профессиональной деятельностью. В более старшем возрасте возникают бытовые проблемы, что вызывает сложные переживания и негативные реак­ции. У слепых в одних случаях могут развиться отрица­тельные черты характера: неуверенность, пассивность, склонность к самоизоляции; в других случаях — повы­шенная возбудимость, раздражительность, переходящие в агрессию.

Развитие внимания, логического мышления, памяти, речи у слепорожденных протекает нормально, хотя про­является некоторое своеобразие мыслительной деятельно­сти с преобразованием развития абстрактного мышления.

У ослепших детей: чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у него объем зрительных представлений, кото­рый можно воссоздать за счет словесных описаний. Если этого не делать, происходит постепенное стирание зри­тельных образов.