51. Задачи олигофренопедагогики на
современном этапе развития общества
Цели и задачи воспитания и обучения умственно отсталых детей совпадают с задачами воспитания и обучения всех детей вообще и одновременно имеют свою специфику, К общим целям, и задачам обучения и воспитания всех детей относятся содействие развитию и выявление положительных сторон личности и коррекция сторон отрицательных * воспитание детей наиболее трудоспособными и полезными членами общества. Для олигофренопедагогики эти цели остаются актуальными, но при их осуществлении необходимо учитывать значительно более низкий уровень достигнутых успехов г применять особые методические приемы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания, требованию подготовки аномальных детей к активной, общественной и полезной деятельности» формированию положительных общечеловеческих качеств. Эти дос-тР1жения во многом зависят от используемых средств и степени умственной отсталости. В конечном счете целью коррекционно-воспитательной работы с олигофренами является их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни как в обычных для них условиях, так и когда они не выключены из окружающей социальной среды.
Используя все познавательные возможности детей, нужно развивать у них навыки, которые необходимы в жизни, чтобы, став взрослыми, они смогли себя самостоятельно обслуживать, выполнять простую работу в быту и специальных цехах, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.
Для достижения поставленных целей решаются следующие основные задачи. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекции их недостатков. Основное внимание в этой работе должно быть направлено на умственное развитие. Воспитательная работа с глубоко отсталыми деть-
298
ми проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, направленных на формирование у них при» емов самообслуживания и культурного поведения. Вместе с тем в задачу воспитания входят вопросы нравственного, эстетического, правового, физического и трудового воспитания, подготовка к посильным видам труда. Итогом всей работы должна стать бытовая ориентировка в социальной
адаптации.
Воспитание анормальных детей требует деликатного, тактичного и терпимого отношения окружающих к их недостаткам, исключающего фиксацию внимания на признаках, подчеркивающих их неполноценность.
Реализация поставленных задач подразумевает идею гуманизма коррекционно-развивающего обучения в качестве основополагающего. Если педагог не будет следовать идеям гуманизма в своей работе, то нельзя ожидать всерьез какого либо эффекта от обучения ребенка в режиме коррекции. Применение адекватных программ и методов обучения олигофренов, соответствующих возможностям и целям их воспитания, — важнейшее и в значительной мере решающее условие для развития всей их познавательной деятельности. Необходимо такое развивающее обучение умственно отсталых детей, при котором у них осуществляется элементарный перенос знаний, возникает возможность применения их для решения новых аналогичных задач. Обучение должно всегда стимулировать переход зоны ближайшего развития в зоны актуального развития.
52. Исходные теоретические положения и принципы олигофренопедагогики
Обучение и развитие аномальных детей представляет собой целенаправленный процесс передачи старшим поколением и усвоение детьми знаний, умений и навыков деятельности как основное средство подготовки к жизни и труду.
299
В ходе обучения всегда реализуются цели воспитания и развития. Задачи обучения, его содержание разрабатываются с учетом глубины и характера дефектов, и в зависимости от этого подбираются необходимые средства обучения. Обучение должно всегда стимулировать переход зоны ближайшего развития в зону актуального развития.
Современная олигофренопедагогика изучает особенности и закономерности развития умственно отсталых детей, проявляющиеся под влиянием обучения, разрабатывает педагогическую классификацию и типологию, обеспечивающие возможности индивидуального и дифференцированного подхода к различным типам умственно отсталых детей, принципы и методы их воспитания, содержания общего образования и трудового обучения школьников, частные методики преподавания учебных предметов, систему и структуру специальных учреждений.
Олигофренопедагогика оперирует следующими понятиями и выражениями: образование, обучение, воспитание, социализация, коррекция, коррекционно-воспита-тельная работа, компенсация, социальная реабилитация, социальная адаптация.
Обучение непосредственно направлено на усвоение учащимися опыта, а воспитание и развитие осуществляются опосредованно. Все три процесса — воспитание, обучение и развитие — выступают едино.
Во многих работах по дефектологии и специальной педагогике коррекцию связывают с развитием ребенка. Это обоснованно, так как она нацелена на исправление вторичных отклонений в развитии аномальных детей. Но когда говорят о коррекционно-педагогической работе, то она не может вычленяться из триединой схемы образования: обучение, воспитание, развитие. В практическом осуществлении учебно-воспитательной работы во вспомогательной школе коррекционное развитие как специально организуемый и направляемый процесс неразличимо и не может существовать вне коррекционного обучения и воспитания. Коррекционное обучение —• усвоение знаний о пу-
300
тях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития и усвоения способов применения полученных знаний. Любое обучение и воспитание одновременно в какой-то мере развивают, что относится и к кор-рекционным процессам. Вместе с тем, коррекция развития не сводится только к усвоению знаний и навыков. В процессе специального обучения перестраиваются психические и физические функции, формируются механизмы компенсации дефекта, им придается новый характер. Исходя из концепции специального образования, кор-рекционно-педагогическая работа должна занимать центральное положение в системе, так как она определяет дефектологическую направленность учебно-воспитательного процесса в специальной школе. Вся система коррекционно-педагогической работы призвана социально реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.
- 3.4. Психическое здоровье и факторы риска в детском возрасте
- 3.5. Критерии явления «норма - аномалия»
- Глава 4
- 4.2. Проблемы эмоционального развития в детском возрасте
- 4.3.Характерологические и поведенческие отклонения в развитии детей и подростков
- 4.4. Природа детской агрессивности
- 5.1. Дети с задержкой психического развития
- 5.2. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с нарушениями интеллекта
- 5.3. Нарушения речи у детей школьного возраста
- 5О4. Особенности учебной деятельности учащихся с отклонениями в развитии
- 1. Объект, предмет и задачи курсакоррекционной педагогики
- 2. Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями знаний
- 3. Становление и развитие коррекционной педагогики как науки
- 4. Психолого-педагогическая сущность
- 5. Понятия «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка
- 6. Причины возникновения нарушений в развитии детей
- 7. Развитие организма ребенка. Важнейшие показатели, значимые для выявления отклонений в развитии
- 8. Классификация и виды отклонений в развитии и поведении детей
- 9. Диагностика отклонений в развитии ребенка
- 10. Значение ранней коррекции в развитии ребенка
- 11. Общая характеристика детей с нарушением зрения
- 12. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения
- 13. Общая характеристика детей с нарушением слуха
- 14. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха
- 15. Нарушение речи у дошкольников.
- 16. Нарушение речи у детей школьного возраста
- 17. Развитие речи у детей
- 18. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями речи
- 19. Общая характеристика детей с нарушениями поведения
- 20. Отклоняющееся поведение
- 21. Социально-педагогические причины отклоняющегося поведения
- 22. Психолого-педагогическая характеристика подростков с отклоняющимся поведением
- 23. Организация коррекционно-психологической и профилактической работы с детьми, имеющими отклонения в поведении
- 24. Общая характеристика детей с нарушением интеллекта
- 25. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
- 26. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с задержкой психического развития
- 27. Коррекционно-развивающее обучение детей с задержкой психического развития в компенсирующих классах общеобразовательной школы
- 28. Взаимосвязь темпа умственного развития и обучаемости ребенка
- 29. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью
- 30. Определение понятия «умственная отсталость», ее отграничение от сходных состояний
- 31. Систематика умственной отсталости
- 32. Причины умственной отсталости
- 33. Общие вопросы развития познавательной сферы умственно отсталых детей
- 34. Особенности ощущений и восприятия умственно отсталых детей
- 35. Особенности развития речи умственно отсталых детей
- 36. Особенности развития мышления умственно отсталых детей
- 37* Особенности памяти умственно отсталых детей
- 38.Особенности внимания умственно отсталых детей
- 39. Формы олигофрении по классификации м.С. Певзнер
- 40. Общие вопросы формирования личности умственно отсталых детей
- 41. Особенности волевых качеств умственно отсталых детей
- 42. Особенности эмоциональной сферы умственно отсталых детей
- 43. Формирование самооценки умственно отсталых детей
- 44. Особенности общения умственно отсталых детей
- 45. Методы психолого-педагогической диагностики умственной отсталости
- 46. Олигофрения как одна из форм умственной отсталости
- 47. Деменция как одна из форм умственной отсталости
- 48. Обучение и воспитание умственно отсталых детей дошкольного возраста
- 49. Специфика обучения и воспитания детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- 50. Олигофренопедагогика в системе
- 51. Задачи олигофренопедагогики на
- 53. Этапы становления отечественной олигофренопедагогики
- 54. Понятия «знания», «умения», «навыки», «способности»
- 55. Роль отечественных ученых е.К. Грачевой, м.П. Постобской, а.Н. Граборова, л.C. Выготского
- 56. Сущность, функции и структура обучения в целостном педагогическом процессе
- 57. Подходы к отбору содержания обучения
- 58. Принципы обучения учащихся с умственной отсталостью, их содержательная характеристика
- 59. Формы организации учебного процесса в специальном образовательном учреждении
- 60. Система методов обучения школьников с умственной отсталостью
- 61. Сочетание словесных, наглядных и практических методов в коррекционном обучении
- 62. Применение элементов программированного и проблемного обучения в специальном образовательном учреждении
- 63. Контроль и оценка знаний учащихся с умственной отсталостью
- 64. Формирование способов усвоения
- 65. Типы и структура урока в специальном образовательном учреждении
- 66. Общая характеристика системы трудовой подготовки учащихся специального образовательного учреждения
- 67. Задачи и содержание трудового обучения
- 68. Этапы трудового и профессионального обучения учащихся специального образовательного обучения
- 69. Профориентация. Проблемы трудоустройства
- 70. Социально-трудовая реабилитация учащихся специального образовательного учреждения
- 71. Сущность и содержание процесса воспитания
- 72. Принципы и методы воспитания
- 73. Формирование сотрудничества ребенка и взрослого
- 74. Нравственное воспитание детей
- 75. Экологическое воспитание детей
- 76. Физическое воспитание детей
- 77. Сотрудничество специального образовательного учреждения, семьи и общественных организаций
- 78. Система специальных (коррекционных) образовательных учреждений: виды и функции
- 79. Задачи, контингент учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений
- 80. Управление специальным
- 81. Профессионально-педагогическая деятельность педагога, работающего с детьми с отклонениями в развитии и поведении
- 82. Коррекционные умения и личностные качества, необходимые педагогу
- 83. Стили взаимоотношений педагога и воспитанника
- 84. Квалификационные характеристики других педагогических работников, взаимодействующих с аномальными детьми
- 85. Психолого-медико-педагогическая комиссия: структура, задачи, содержание деятельности
- 86. Концепция реформирования специального образования
- 87. Принципы и основные направления
- 88. Содержание основных этапов
- 89. Политика государства в области социальной защиты детей и подростков с отклонениями в развитии
- 90. Государственная система коррекционной поддержки и социальной защиты детей и подростков в рф
- Глава 1. Коррекционная педагогика
- 75. Экологическое воспитание детей