logo
коррекционная педагогика стр

Глава 4

Возрастные и индивидуальные

особенности детей с отклонениями в

развитии и поведении

Психологические трудности, временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения, которые довольно часто встречаются у большинства детей, составляют не-отъемлемую часть развития ребенка. Сами по себе эти рас­стройства не вызывают особого беспокойства, но у некото­рых детей возникающие психические расстройства иска­жают процесс их нормального развития.

Эти дети требуют особого внимания и помощи со сторо­ны родителей, педагогов, психологов, врачей. Значитель­ная часть нарушений детского поведения не имеет каче­ственного отличия от нормы, хотя по симптоматике, то есть совокупности проявлений, может напоминать заболе­вание. В данной главе мы будем характеризовать отклоне­ния и нарушения, возникающие в границах нормального развития ребенка.

Обратимся к характеристике конкретных отклонений в отдельные возрастные периоды развития ребенка, исполь­зуя в качестве основы многочисленные эксперименталь­ные, эмпирические данные, полученные отечественными и зарубежными исследователями, практическими психоло­гами, детскими психиатрами, а также практический опыт педагогов, работающих в классах коррекции, компенси­рующего обучения и др.

В настоящий момент классы компенсирующего обуче­ния, коррекционные классы стали реальностью. Здесь учат­ся дети группы риска, то есть имеющие осложнения пси­хического и личностного развития. При «сохранном» интеллекте (это может быть и нижняя граница нормы) эти школьники в той или иной степени обнаруживают названные выше особенности поведения, что значительно осложняет их обучение.

Приведем конкретные примеры. II класс компенсирую­щего обучения общеобразовательной школы; в классе 9 детей, которые учатся вместе с I класса. Им свойствен­ны эмоциональная и моторная расторможснность, повы­шенная активность и высокая отвлекаемость, низкая ра­ботоспособность, несформированность произвольных фун-

кций. Сколько-нибудь длительно сосредоточиваться на задаче для них большая проблема. Задания, требующие концентрации внимания, очень скоро вызывают протест, негативные эмоции, двигательное беспокойство. Психиче­ская незрелость сказывается на отношении детей к школь­ным занятиям, учителю, учебным задачам. Преобладаю­щим у них является «дошкольный» (игровой) и «псевдо­учебный» типы отношений.

Школьная ситуация для них очень сложна. Позиция ученика принимается с трудом, нередко дети «выпадают» из урока и ведут себя вызывающе — смеются, ложатся на марту, крутятся на стуле. Легко принимают игру.

Низкий уровень самостоятельности и отсутствие произ­вольности в управлении своим поведением создают значи­тельные сложности в учебной деятельности. Дети этого клас­са отличаются повышенной тревожностью» Самооценка прак­тически у всех детей класса неадекватно завышена, причем заметно расхождение с ожидаемой оценкой их качеств учи­телем. Обнаруживается низкая ожидаемая оценка.

Во взаимоотношениях друг с другом тоже имеются слож­ности. Ученики не способны к сотрудничеству. Для них иногда оказывается трудным «поделить» парту, за кото­рой они сидят. Они часто ссорятся и даже вступают в драки по незначительному поводу. Терпимое, сдержанное отношение к соседу по парте, когда они оказываются вме­сте, часто бывает невозможно. Вот «портреты» несколь­ких детей.

Руслан, 8 лет, учится во II классе. Мальчик крупный и физически крепкий. Интеллектуальные способности соот­ветствуют возрастной норме, хотя и не располагаются в верхних ее границах. Активен и энергичен но уроках му­зыки, ИЗО. Особенно его увлекают уроки изобразительно­го искусства. Он хорошо рисует и может заниматься этим относительно продолжительное время. Он может, отстра­нившись любоваться своей работой, вносить исправления, но краски скорее выбирает темные. Гиперактивен, рас­торможен и аффективен. Повышенная веселость, актив-

122

123

ность могут внезапно сменяться слезами. Например, на уроке музыки был активен, тянул руку, вскакивал с мес­та, раскачивался на стуле и моментально впал в слезы, когда при распределении детских музыкальных инстру­ментов другой ученик посягнул но его любимый инстру­мент — бубен. Но быстро успокоился, вытер слезы рука­вом, после того как учительница вручила ему бубен, и энергично бил в него при исполнении произведения. Аф­фекты его сопровождаются нередко вспышками агрессии, так что мальчик находится под постоянным контролем педагогов. На уроке нуждается в постоянном внимании, контроле, поддержке, одобрении.

Максим, 8 лет, воспитывается в полной семье, где, по всей видимости, нарушены эмоциональные контакты с ре­бенком. Мальчик тревожный, замкнутый, с аутичными формами поведения. В классе «отверженный», у него нет друзей, его не любят одноклассники, не принимают в игры. Внешняя причина — конфликтность, агрессивность. Он часто вступает в драку, может ударить и девочку. По дан­ным психологического обследования, у мальчика низкие показатели интеллектуального развития: неустойчивое вни­мание, невысокий объем кратковременной памяти, несфор-мированность внутреннего плана действий. Слабые спо­собности самоконтроля, самоорганизации создают значи­тельные трудности в учебной деятельности. Он медленно работает на уроках, иногда «выпадает» из учебного про­цесса и с трудом включается в роботу. На уроках эмоцио­нально напряжен, болезненно реагирует но замечания учи­теля. Внутренне постоянно готов защищаться. Похвала, поощрение со стороны учителя иногда вызывают неадек­ватную реакцию. Нарушенные взаимоотношения со свер­стниками, отчужденность вызывают стремление быть бли­же к взрослым. Значимым взрослым для мальчика явля­ется отец.

Учащиеся класса выравнивания характеризуются преж­де всего низкими показателями в развитии интеллекту­альных процессов: мыслительных операций, внутреннего

плана действия, речи, воображения, памяти. Но эти труд­ности сопровождаются личностными и поведенческими нарушениями. Природа отклонений в каждом конкретном случае индивидуальна, но проявления нарушений имеют много общего.

Остановимся на наблюдениях IV класса массовой шко­лы. В классе 11 человек, все мальчики, возраст — 10— 11 лет. Двое из них — второгодники, они пришли в класс в начале года. Все дети рекомендованы к обучению меди­ко-педагогической комиссией.

Ученики этого кдасса в целом отличаются низком по­знавательной активностью, которая в сочетании с быст­рой утомляемостью и истощаемостью создает серьезные трудности в обучении и развитии. Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности. Они с трудом удерживают в памяти условие задачи, продикто­ванное предложение, забывают слова, допускают нелепые ошибки в письменных рабогах. Для таких учеников ока­зывается трудным контролировать и оценивать свои дей­ствия, они не могут длительно сосредоточиваться на зада­нии. Отвлекаемость внимания и неспособность к умствен­ному сосредоточению характерная их особенность. «Синд­ром дефицита внимания» — распространенная форма на­рушения поведения школьников. Они легко отвлекаются на посторонние раздражители, однако в какие-то периоды могут работать достаточно сосредоточенно и продуктивно. Резкое снижение активности происходит порой без види­мых причин, однако и внешние обстоятельства, такие как сложность задания, необходимость выполнения большого объема работы, вызывают состояние нервозности.

В спокойном рабочем состоянии школьники могут ре­шать интеллектуальные задачи, правильно выполнить упражнение и, руководствуясь образцом, исправить ошиб­ки в работе. Бывают довольны, радуются, если удается са­мостоятельно выполнить задание, найти рациональный спо­соб решения. Большая часть детей этого класса проявляет интерес к математике, и их деятельность на этом уроке

124

125

довольно успешна. Нередко дети способны работать на уро­ке 15—20 минут, после чего наступает утомление, истоще­ние, интерес к занятию пропадает, резко снижается внима­ние, возникают импульсивные, необдуманные действия, в работах появляется много ошибок и исправлений. У неко­торых ребят это вызывает раздражение, другие просто от­казываются работать. В состоянии утомления дети ведут себя по-разному: одни становятся вялыми и пассивными, ложатся на парту, бесцельно смотрят в окно, остаются спо­койными, но не работают. У других, наоборот, возникает повышенная возбудимость, двигательное беспокойство. Они постоянно что-то вертят в руках, теребят пуговицы на сво­ем костюме, играют разными предметами, стараются обра­тить на себя внимание других ребят. Вывести их из этого состояния можно, если ненавязчиво, осторожно и тактич­но переключить на практическую деятельность, выполне­ние которой гарантирует успех.

С приходом в IV класс учеников-второгодников резко изменился микроклимат в классе. Образовались две мик­рогруппы, которые не совсем ладят между собой. Пришед­шие ребята имеют карманные деньги, курят, у них есть покровители из старшеклассников. К ним очень быстро примкнули Коля и Артем. Если Коля и раньше тяготел к «взрослым формам поведения», то Артем был тихим, скромным, незаметным, благополучным, по мнению учи­теля, а с появлением в классе Миши и Володи начал ку­рить, пропускать занятия. Он во всем стремится им под­ражать, готов исполнять все их желания. Беседы, разго­воры по душам не изменили ситуации.

Эти ребята (их четверо) ведут себя независимо, на переме­нах держатся возле старшеклассников, тайком курят. Одна­ко все дети участвуют во внеклассных занятиях, не отказы­ваются от дежурства, уборки класса. В таких случаях про­тиворечий не бывает, они могут спокойно обсуждать дело, спорить, обмениваться впечатлениями. Ребята отзывчивы, если кто-то болен, его обязательно навещают, рассказывают о школьных делах, передают домашние задания.

В классе в этом году не оказалось девочек. Это обстоя­тельство заметно сказалось на состоянии и поведении маль­чиков. Они на переменах постоянно заглядывают в другие классы, стремятся любым способом обратить на себя вни­мание девочек.

Все дети любят уроки физкультуры, спортивные игры. И хотя у многих обнаруживается двигательная неловкость, недостаточная координированность движений, неумение подчиняться заданному (музыкальному и словесному) рит­му, в процессе занятий они успешно овладевают своим телом и двигательными навыками.

Четвероклассники проявляют исполнительность и ак­куратность при уборке класса, территории школы, уходе за растениями, но только если эти виды деятельности раз­нообразны и не требуют значительного напряжения. Лю­бят участвовать в конкурсах: читать стихи, петь, танце­вать, готовить поделки и костюмы к праздникам.

Вот «портреты» некоторых учеников этого класса, сде­ланные учителем.

Саша, 11 лет, из многодетной семьи, где четверо детей. Отец оказывает большое влияние но сына. Скорее всего, ребенок был направлен на медико-педагогическую комис­сию из-за неудобства работы с ним. Он был неуправляе­мым, недисциплинированным, трудным ребенком. Но к четвертому классу, заметно повзрослев, Саша изменился, стал более сдержан в проявлении эмоций, спокоен, дис­циплинирован.

У Саши хороший кругозор, осведомленность. Он много и вдумчиво читает. Любит фантастику и фантастические произведения. У него достаточно большой словарный за- пас. Он успешно пересказывает и сочиняет рассказы, пи-[шет интересные сочинения и изложения. В работах по к русскому языку допускает незначительное количество оши- бок. Ошибки, как правило, возникают из-за несформиро-ванности самоконтроля, при внешнем контроле ошибок почти нет. Хорошие результаты имеет в математике. Осо­бых трудностей при усвоении учебного материала не ис-

126

127

пытывает. Он отличается высокой работоспособностью, быстро и легко переключается с одного вида деятельности на другой. За урок выполняет гораздо больше заданий в сравнении с другими детьми. Саша маленького роста, но крепкий, физически сильный, не болеет. Мальчик живой, энергичный, эмоциональный, но для него оказывается труд­ным общение со взрослыми. С учителем держит дистан­цию, «не допускает к себе». Он очень упрям, даже когда понимает, что не прав. С одноклассниками внешне отно­шения ровные, общается со всеми, но близких друзей в классе нет. Вступает в драки, когда его «задевают». Вне школы общается со многими ребятами, большинство из них старше Саши. Любит перед ними демонстрировать свое бесстрашие: прыгает с моста в речку, сидит, свесив ноги, на крыше девятиэтожного дома; несколько раз проваливался зимой под лед на речке. Подчеркнуто пре­небрегает опасностью. По итогам IV класса был рекомен­дован для перевода в обычный класс массовой школы.

Вася, 10 лет, учится в классе выравнивания третий год. Сложная ситуация в семье: мать отбывает наказание в тюрьме. У отца новая семья, где есть еще дети. Мальчик живет в семье отца. Очевидно, он очень переживает, ему плохо: не хочет идти домой после занятий, с удовольстви­ем остается в группе продленного дня, ходит в бассейн, на тренировки по футболу, то есть старается как можно дольше оставаться в школе. С учебными заданиями справляется, к IV классу он стол способным к волевым усилиям. Часто болея и пропуская занятия, он тем не менее учится хоро­шо. Умственный план действий, способность решать мыс­лительные задачи заметно проявились в IV классе. Во 2— 3 классах у него были проблемы с чтением. Но настойчи­вая самостоятельная робота в период его очередной болез­ни дала свои результаты. Он читал по несколько часов в день, пока не достиг желаемого результата. Однако актив­ный словарь мальчика остается бедным, ему с трудом да­ются пересказы и творческие роботы. В IV классе значи­тельно сократилось количество ошибок в работах по рус-

скому языку, хотя действие самоконтроля пока еще не сформировано в необходимой мере. Но уроках внимате­лен, сосредоточен при выполнении заданий, но для него трудным остается запоминание материала. Особенно слож­ным оказывается заучивание стихотворений. Он не чув­ствует рифмы и не любит стихи. Отношения со сверстни­ками сложные. Во 2-3 классах был задирист, даже агрес­сивен. В IV классе стал немного сдержаннее. Вспыльчив, быстро включается в драку и бывает жесток. Но в после­днее время Васе удается себя контролировать, и вспышек агрессии становится меньше. По итогам IV класса реко­мендован для обучения в обычном классе школы.

Артем, 11 лет, младший в многодетной семье. Семью трудно назвать благополучной. Старшие дети стоят на учете в инспекции по делом несовершеннолетних. В младших классах Артем был послушен, тих, незаметен, застенчив, даже боязлив. Старательно и ответственно относился к учебным занятиям, верно и аккуратно выполняя домаш­ние задания. Дружил с Мишей, тихим и спокойным маль­чиком. Но в IV классе с приходом второгодника Володи с Артемом произошли резкие перемены. Он стол пропус­кать занятия, курить и доже воровать на рынке. Когда с ним беседует учитель, инспектор по делам несовершенно­летних или другие взрослые, мальчик демонстрирует на лице раскаяние, но очень скоро забывает обо всех внуше­ниях и продолжает свои неблаговидные дела. Артем стал «тенью» Володи, во всем ему подражает, у него абсолютно парализована способность принимать самостоятельные ре­шения. Он ожидает реакции друга на замечания учителя или его прямого указания, как следует себя вести. У Ар­тема все три года большие проблемы с математикой. Все, что связано с запоминанием, он усваивает, но решительно не способен устанавливать и удерживать в сознании какие бы то ни было связи: содержательные, логические и др. Он не в состоянии решить самостоятельно даже простей­шую задачу, ему необходима постоянная и ощутимая по­мощь. Однако Артем лучше всех в классе читает: пра-

128

129

вильно, выразительно и достаточно бегло. У него хоро­шие творческие работы. Мальчик любит пересказывать тексты, составлять рассказы по картинкам. У него доста­точно большой активный словарь. Артем и самый грамот­ный в классе. Он может не знать правило, но имеет «язы­ковое чутье». В IV классе стол плохо вести себя на уро­ках, невнимателен, часто отвлекается, пропал интерес к учебе. Отметки перестали его интересовать. Обострились отношения с одноклассниками. Его часто «задирают», тол­кают и даже бьют, но он не отвечает агрессией, возможно, потому, что причинять боль другому ему не свойственно. Переведен в V класс.

Сережа, 10 лет, психически незрелый, инфантильный ученик. Он маленького роста, на вид — первоклассник. Игровые интересы значительно преобладают над учебны­ми. Даже в IV классе он каждый день приносил в класс различные игрушки. Но чаще всего, видимо, не для того, чтобы поиграть с ребятами, а чтобы другие позавидовали. Мальчик патологически жаден. Он никогда никого из ре­бят не угощает тем, что в избытке приносит в школу, хотя учителю очень настойчиво предлагает угощения. По словам мамы, это из особого расположения к учительни­це. В детском саду у Сережи были большие трудности во взаимоотношениях с воспитателями, Сережа растет в пол­ной, материально обеспеченной семье. У него есть млад­ший брат-дошкольник. Любая умственная деятельность для него сложна. К интеллектуальному, волевому усилию он не способен. Внимание неустойчиво, на уроках тих и спокоен, никогда не разговаривает с другими детьми, но это не означает, что он следит за ходом урока. Он просто «выпадает» из учебного процесса, занимается своими иг­рушками или подвернувшимися предметами. На последних уроках становится особенно вялым и капризным. Однако, попав на улицу, оживает и может до самого вечера ка­таться на велосипеде или на санках. Закончить выполне­ние домашнего задания ему часто не хватает сил. Пись­менные роботы за него обычно заканчивает мама. У маль-

чика выражен «отказ от усилия», он не способен к воле­вому напряжению. Сережа не умеет и не хочет трудиться. Если у него что-то не получается в контрольной работе, он оставляет ее и начинает заниматься более интересными делами. Он медленно читает, плохо запоминает стихи, пра­вила, активный словарь его невелик. В письменных рабо­тах по русскому языку допускает большое количество оши­бок. Но для него небезразличны оценки и отметки, полу­чаемые на уроках. Взаимоотношения со сверстниками складываются трудно. Видимо, его незрелость, детскость, физическая слабость становятся причиной сложностей в общении. Его часто обижают, поэтому на переменах он старается находиться рядом с учительницей. Но Сережа стремится к общению и даже принимает участие в шалос­тях с другими детьми, он любит мастерить различные по­делки, рассматривать картинки, собирает вкладыши от жевательных резинок. В V класс переведен.