logo
коррекционная педагогика стр

53. Этапы становления отечественной олигофренопедагогики

Научные основы коррекционной педагогики впервые были разработаны итальянским ученым медиком М. Моп-тессори. Она организовала школу или так называемый дом ребенка, в котором активное участие принимали ро­дители аномальных детей.

Один из разделов коррекционной педагогики — олиго­френопедагогика —• возник в начале XIX в. как определен­ное направление в развитии медицины и педагогики. Пер­вые попытки изучения обучения и воспитания умственно отсталых детей были предприняты во Франции Ж. Ите-ром и Э. Сегеном. Далее проблемами олигофренопедагогики стали заниматься ученые Бельгии (Ж. Демор и Ж.О. Дек-роли), Германии (Б. Минпель и А. Фукс), Франции

301

(А. Вине, Ж. Филиппы,, П. Боннур) и др. Умственно от­сталые дети обучались и воспитывались в специальных отделениях при психиатрических лечебницах или в спе­циальных приютах, Первыми их воспитателями были вра­чи. В середине XIX в. французский врач и педагог Э. Се-геном разработал систему воспитания и обучения умственно отсталых детей.

Эта система была основана на развитии их активности, дееспособности с помощью специального режима и особых упражнений — тренировок внимания, моторики, воли, ор­ганов чувств. Во второй половине XIX в. во многих стра­нах ввели всеобщее начальное обучение, и в связи с этим усилилось внимание к легким формам умственной отста­лости детей. Для них стали создаваться специальные клас­сы и школы. В разработку отечественной дореволюционной и советской олигофренопедагогики значительный вклад вне­сли Е.К. Грачева, М.Л. Поставская, В.П. Кащенко, AM. Граборое, Л.С. Выготский, Г.М. Дульнев и др.

Первый вспомогательный класс для умственно отсталых детей в России был открыт в 1908 г., в том же году в Москве была создана школа-санаторий по инициативе В.П. Кащенко. Первая вспомогательная школа для ум­ственно отсталых детей была открыта в 1910 г. Он же (В.П. Кащенко) был инициатором научных исследований по дефектологии.

Большой вклад в олигофренопедагогику внесли ВМ. Бех­терев, П.Ф. Лесгафт, И.В. Маляревский, Г.И. Россолимо, сближавшие медицинскую и педагогическую науки.

Основополагающей для отечественной олигофре­нопедагогики стала концепция Л.С. Выготского о возмож­ности и необходимости развития в первую очередь выс­ших психических функций больных детей, не ограничива­ясь только простой тренировкой элементарных функций. Идеи Л.С. Выготского развивали А.И. Граборое, Л.В. Зан-ков, Г.М. Дульнев, Ж.И. Шиф, Б. И. Пинский, ТЛ. Власо-

302

ва, ИТ. Еременко, Х.С. Заме кий, В.Г. Петрова, В.И. Лу-бовский, А.Р. Лурияр М.С. Певзнер, ИМ. Соловьев и др.

В России воспитание и обучение детей с легкими фор­мами умственной отсталости осуществляется в специаль­ных вспомогательных школах. Отечественные олигофре-нопедагоги отвергают получившие распространение за ру­бежом формальные тренировочные упражнения (сенсор­но-моторную культуру, психическую ортопедию) как глав­ное средство коррекции. Определяющее значение имеют гигиенический и охранительный режимы, оберегающие нервную систему ребенка, организованный здоровый дет­ский коллектив, привлечение детей к общественно полез­ному труду во вспомогательной школе и вне ее, единство и постоянство требований школы и семьи.