logo
коррекционная педагогика стр

4. Психолого-педагогическая сущность

коррекционно-педагогической деятельности

В психолого-педагогической литературе в настоящий момент отсутствуют системные исследования коррекцион­но-педагогической деятельности.

Коррекционно-педагогическая деятельность — это слож­ное психофизиологическое и социально-педагогическое явле­ние, охватывающее весь образовательный процесс (обучение, воспитание и развитие), выступающий как единая педагоги­ческая система, куда входят объект и субъект педагогиче­ской деятельности, ее целевой, содержательный, операцион-но-деятельностный и оценочно-результативный компоненты. Исходя из существующего положения и трактовки коррек­ционной работы правомерно говорить о коррекционно-педа-гогическом процессе как едином образовательном процессе, в который входят обучение, воспитание и развитие.

211

Коррекционно-педагогическую работу невозможно ото* рвать от образовательного процесса, включающего в себя обучение, воспитание и развитие. В то же время коррек-ционно-педагогическая деятельность связана с развитием ребенка, так как она прежде всего нацелена на исправле­ние вторичных отклонений в развитии аномальных детей. В этом и заключается психолого-педагогическая сущность коррекционно-педагогической деятельности. Наиболее глу­боко психолого-педагогическую сущность коррекционной деятельности и ее профилактическую направленность рас­крыли психологи и психотерапевты С.А. Базмаев, Г.В. Бурменская, О Л. Карабанова, AT. Медерс, А.С. Спи-ваковская и др. Они считают коррекцию особым образом организованным психологическим воздействием, осуществ­ляемым по отношению к группам повышенного риска и направленным на перестройку, реконструкцию тех не­благоприятных психологических новообразований, которые определяются как психологические факторы риска, на вос­создание гармоничных отношений ребенка со средой. Ос­новополагающим психолого-педагогическим аспектом кор­рекционной работы является обеспечение условий для фор­мирования высших форм психической деятельности в со­ответствии с базовыми законами онтогенетического разви­тия (законами среды, законами развития высших психи­ческих функций). Коррекционно-педагогическая работа должна строиться как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его по­вседневной жизнедеятельности и систему его социальных отношений.

Цель коррекционно-педагогической деятельности дол­жна определяться пониманием закономерностей психиче­ского развития ребенка как активного деятельного про­цесса» реализуемого в сотрудничестве со взрослыми в фор­ме усвоения общественно-исторического опыта путем его интерифизации.

Таким образом, коррекционно-педагогическая деятель­ность — планируемый и особым образом организуемый

педагогический процесс, реализуемый с группами детей, имеющих незначительные отклонения в развитии и пове-|ении, и направленный на исправление и реконструкцию I индивидуальных качеств личности и недостатков поведе-ния, создание необходимых условий для ее формирования и развития, способствующий полноценной интеграции под- ростков в социум.