90. Государственная система коррекционной поддержки и социальной защиты детей и подростков в рф
За последние годы Правительством Российской Федерации утвержден ряд типовых положений:
о специальных (коррекционных) образовательных учреждения для обучающихся, воспитанников с отклоне ниями в развитии;
об образовательном учреждении для детей, нуж дающихся в психолого-педагогической и медико-социаль ной помощи;
об оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся продолжитель ном лечении.
Был определен и систематизирован порядок воспитания и обучения детей-инвалидов в частных образовательных учреждениях и на дому.
Разрабатываются и другие нормативно-правовые акты, соответствующие международным нормам. Идет тщательная работа над переименованием учреждений для детей с отклонением в развитии, что очень важно для психологической оценки детьми своего состояния и для признания социальной среды их в качестве полноценных членов общества со своими, порой уникальными, способностями.
В 1990-х гг. готовился проект Федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)».
Этот масштабный по рассмотренным в нем вопросам и принятым решениям проект еще с 1996 г. Государственная Дума и Правительство России до сих пор не приняли, поскольку не могут прийти к единому решению.
Специалисты Министерства образования Российской Федерации совместно с учеными и методистами АПК и ПРО, Института коррекционной педагогики РАО, преподавателями педагогических вузов, Научно-методического центра «Развитие и коррекция»:
* 1) активно участвуют в работе по переподготовке и повышению квалификации руководителей и специалистов образовательных учреждений, органов управления образованием субъектов Федерации;
2) организуют и проводят межрегиональные, всероссийские и международные конференции, семинары и
368
369
совещания по различным проблемам социально-педагогической адаптации и реабилитации воспитанников и выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Активизировалась деятельность сотрудничающих с Министерством образования Российской Федерации общественных организаций инвалидов, родительских ассоциаций, оказывающих действенную помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья и защищающих их права.
Установились тесные контакты и налажено взаимодействие с соответствующими структурными подразделениями Министерства здравоохранения России, Министерства труда и социального развития России.
Рекомендуемая литература
Актуальные проблемы современного детства. - М., 1992.
Антология педагогической мысли России XVIII в./ Редкол.: Волков Г.Н. и др. — М., 1985.
Антология педагогической мысли России первой по ловины XIX в. / Сост. Лебедев П.А. — М., 1987.
Антология педагогической мысли России второй по ловины XIX — начала XX в. / Сост. Лебедев ПЛ. — М., 1990.
Армитедж Г. О воспитании слепых и их занятиях. — СПб., 1889.
Асмолов А.Г. Психология личности : Принципы об щепсихологического анализа. М.: МГУ, 1990.
Астапов В.М., Лебединская О.И., Шапиро Б.Ю. Со временное состояние проблемы детей с ограниченны ми возможностями. //Детский практический психо лог. 2005. № 7.
Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро и патопсихологии — М.: Международная педа гогическая академия, 1994.
Астапов В.М., Лебендинская О.И., Шапиро Б.Ю. Те-' оретико-методологические аспекты подготовки спе циалистов социально-педагогической сферы для ра боты с детьми, имеющими отклонение в развитии. — М.: МИПКРО, 1999.
10. Буева Л.П. Личность и среда. В кн.: Ребенок в системе коллективных отношений / Под ред. Буевой Л.П. и Новиковой Л.И. — М., 2002.
371
Бурдье П. Начала. — М.: Socio-Logos, 1994.
Вестник психосоциальной и коррекционно-реабили- тационной работы. Нормативно-правовой раздел. / Гл. ред. Беличева С.А. 2003. № 3.
Вишневская СЕ. Некоторые современные тенденции специального образования в США //Дефектология. 2002. № 4.
Власова Т. А., Певзнер М.С Дети с отклонениями в развитии. — М., 2001.
Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Сами- гин СИ. Социология: курс лекций. Ростов н/Д: Фе никс, 1999
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. Воронковой В.В. — М.: Школа- Пресс, 2004
Воспитательная деятельность молодого учителя : со циально-психологические аспекты. — Л., 1978.
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и план действий по ее осу ществлению. — Нью-Йорк: ООН, 1990.
Выготский Л.С Собрание сочинений. Т. 5. — М., 1983.
Выготский Л.С Развитие высших психических фун кций. — М.: АПН РСФСР, 2000.
Выготский Л.С Педагогическая психология. /Под ред. Давыдова В.В. — М., 1991.
Гельвеции К.А. Сочинение. — М.,1974.
Государственный доклад «О положение инвалидов в Российской Федерации» — М.: НВФ «Социально- психологические технологии», 2001.
Гриханов В.П. Пути совершенствования педагогиче ской практики студентов дефектологического факуль тета. // Совершенствование системы подготовки учи- телей-дефектологов. Межвузовск. сб. науч. тр. — М., 1983.
Декларация прав и свобод человека и гражданина // Государство и право. 1992. № 4.
372
Дети ради детей. Программа социальной защиты де тей в деятельности детских организаций. — М., 1996.
Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Инвалид и об щество: социально-психологическая интеграция // Социс. 1991. № 5. С. 3-8.
Доклад о национальном законодательстве, касающем ся создания равных возможностей для инвалидов на примере 22 стран и районов. — Нью-Йорк: ООН, 1999.
Документы ООН о детях, женщинах и образовании. — М.: Народное образование, 2005
Бадмаев С.Л. Психологическая коррекция отклоня ющегося поведения школьников. — М., 1993.
Власова Т.А., Певзнер М.С О детях с отклонениями в развитии. — М., 1973.
Воспитание и обучение детей во вспомогательной шко ле / Под ред. В.В. Воронковой. — М., 1994.
Выготский Л.С. Диагностика развития и педагоги ческая клиника трудного детства. — Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. — М., 1984.
Гонеев АД. Профилактика и педагогическая коррек ция отклоняющегося поведения подростков. — Курск, 1998.
Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пу- занова. — М., 1996.
Еременко ПТ. Олигофренопедагогика. — Киев, 1985.
Забрамная С Д. Психо лого-педагогическая диагнос тика умственного развития детей. — М., 1995.
Замеский Х.С Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних вре мен до середины XX в. — М., 1995.
Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. — М.,1997.
Кащенко ВЛ. Педагогическая коррекция. 2-е изд. — М., 1994.
Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузано- ва. — М., 1998.
373
Кочетов А.Н. Мастерство перевоспитания. — Минск, 1981.
Лапшин ВЛ., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. — М., 1990.
Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогиче ский коллектив. — М., 1984.
Педагогическая энциклопедия / Под ред. Н.А.Каи» рова: В 4 т. Т. 2. — М., 1961.
Потанин Г.М., Косенко ВТ. Психолого-коррекцион- ная работа с подростками. — Белгород, 1995.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведении. — М., 1997.
Спиваковская Б.К. Профилактика детских неврозов: комплексная психологическая коррекция. — М., 1988.
Ту пологов А.С. Коррекционно-педагогическая рабо та в системе образования детей с нарушениями ум ственного и физического развития детей // Дефекто логия. 1994. № 4.
Шевченко СП. Информационно-методическое пись мо по организации и содержанию коррекционно-раз- виваюшего обучения в условиях общеобразователь ных учреждений // Начальная школа. 1997. № 10.
Жить, как все. О правах и льготах для инвалидов. Юридический справочник / Под ред. Реутова СИ. — Пермь. РИЦ «Здравствуй», 1994.
Жуков В.И. Социально-экономическая ситуация и социальная политика. Защитить человека. — М., 2004.
Журавлев ВМ* Педагогика в системе наук о челове ке. — М.: Педагогика, 1990.
Закон Российской Федерации «О Социальной защите инвалидов» от 20.07.1995 г.
Закон Российской Федерации «О специальном обра зовании» (проект) // Дефектология. 1995. № 1. С. 3-15.
56. Захаров AM. Как предупредить отклонения в пове- * дении ребенка. — М.: Просвещение, 1986.
Захаров AM. Неврозы у детей и подростков: анам нез, этиология и патогенез. — Л.: Медицина, 1988.
Кащенко В Л. Педогогическая коррекция, — М.: Про свещение. 1994.
Ключевский В.О. Добрые люди древней Руси. В кн.: Исторические портреты. — М.: Правда, 1990.
Ковалева AM. Социализация личности: норма и от клонения — М., 1996.
Коменский Я.А. Великая дидактика. Т. 1. — М., 1939.
Конвенция о правах ребенка. - М., 1993.
Лапшин В.А., Пузанов Б.Н. Основы дефектологии. — М.: Просвещение, 1990.
Лебединская К.С. Нарушения эмоционального раз вития как клинико-дефектологическая проблема. Дисс. на соиск. уч. ст. д-ра психол. наук в форме научного доклада. — М.: НИИ дефектологии РАО 1992.
Леей В. Нестандартный ребенок. — М.: Знание, 1988.
Лубовских ВМ. Психологические проблемы диагно стики социального развития детей. — М.: Педагоги ка, 1989.
Положение детей в Российской Федерации: Государ ственный ежегодный доклад. 2003, — М.: Россий ский детский фонд, 1994.
Смирнова Е.Р. К вопросу о социокультурном смысле милосердия и благотворительности // Цивилизация, культура, человек на рубеже XXI века. - Саратов: Изд-во СГУ, 1995. С. 35-38.
Социальная защита инвалидов. Нормативные акты и законы. — М.: Юридическая литература, 1994.
Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. — М.: Институт социальной ра боты, 1994.
374
375
Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. III. — М.: Медицина, 1965.
Теория и практика социальной работы: отечествен ный и зарубежный опыт. Т. 1, 2. — Москва-Тула, 1993.
Фромм Э. Душа человека. — М., 1992.
Шапкина Н.В. Опыт разработки психокоррекцион- ной программы для детей с ограниченными возмож ностями // Вопросы практической психологии. Вы пуск V. Саратов. 1995. С. 88-90.
Шпицина Л.М., Иванова Е.С., Данилова АЛ. Реаби литация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. — СПб.: Образование, 1999.
Содержание
Введение 3
- 3.4. Психическое здоровье и факторы риска в детском возрасте
- 3.5. Критерии явления «норма - аномалия»
- Глава 4
- 4.2. Проблемы эмоционального развития в детском возрасте
- 4.3.Характерологические и поведенческие отклонения в развитии детей и подростков
- 4.4. Природа детской агрессивности
- 5.1. Дети с задержкой психического развития
- 5.2. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с нарушениями интеллекта
- 5.3. Нарушения речи у детей школьного возраста
- 5О4. Особенности учебной деятельности учащихся с отклонениями в развитии
- 1. Объект, предмет и задачи курсакоррекционной педагогики
- 2. Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями знаний
- 3. Становление и развитие коррекционной педагогики как науки
- 4. Психолого-педагогическая сущность
- 5. Понятия «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка
- 6. Причины возникновения нарушений в развитии детей
- 7. Развитие организма ребенка. Важнейшие показатели, значимые для выявления отклонений в развитии
- 8. Классификация и виды отклонений в развитии и поведении детей
- 9. Диагностика отклонений в развитии ребенка
- 10. Значение ранней коррекции в развитии ребенка
- 11. Общая характеристика детей с нарушением зрения
- 12. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения
- 13. Общая характеристика детей с нарушением слуха
- 14. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха
- 15. Нарушение речи у дошкольников.
- 16. Нарушение речи у детей школьного возраста
- 17. Развитие речи у детей
- 18. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями речи
- 19. Общая характеристика детей с нарушениями поведения
- 20. Отклоняющееся поведение
- 21. Социально-педагогические причины отклоняющегося поведения
- 22. Психолого-педагогическая характеристика подростков с отклоняющимся поведением
- 23. Организация коррекционно-психологической и профилактической работы с детьми, имеющими отклонения в поведении
- 24. Общая характеристика детей с нарушением интеллекта
- 25. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
- 26. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с задержкой психического развития
- 27. Коррекционно-развивающее обучение детей с задержкой психического развития в компенсирующих классах общеобразовательной школы
- 28. Взаимосвязь темпа умственного развития и обучаемости ребенка
- 29. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью
- 30. Определение понятия «умственная отсталость», ее отграничение от сходных состояний
- 31. Систематика умственной отсталости
- 32. Причины умственной отсталости
- 33. Общие вопросы развития познавательной сферы умственно отсталых детей
- 34. Особенности ощущений и восприятия умственно отсталых детей
- 35. Особенности развития речи умственно отсталых детей
- 36. Особенности развития мышления умственно отсталых детей
- 37* Особенности памяти умственно отсталых детей
- 38.Особенности внимания умственно отсталых детей
- 39. Формы олигофрении по классификации м.С. Певзнер
- 40. Общие вопросы формирования личности умственно отсталых детей
- 41. Особенности волевых качеств умственно отсталых детей
- 42. Особенности эмоциональной сферы умственно отсталых детей
- 43. Формирование самооценки умственно отсталых детей
- 44. Особенности общения умственно отсталых детей
- 45. Методы психолого-педагогической диагностики умственной отсталости
- 46. Олигофрения как одна из форм умственной отсталости
- 47. Деменция как одна из форм умственной отсталости
- 48. Обучение и воспитание умственно отсталых детей дошкольного возраста
- 49. Специфика обучения и воспитания детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- 50. Олигофренопедагогика в системе
- 51. Задачи олигофренопедагогики на
- 53. Этапы становления отечественной олигофренопедагогики
- 54. Понятия «знания», «умения», «навыки», «способности»
- 55. Роль отечественных ученых е.К. Грачевой, м.П. Постобской, а.Н. Граборова, л.C. Выготского
- 56. Сущность, функции и структура обучения в целостном педагогическом процессе
- 57. Подходы к отбору содержания обучения
- 58. Принципы обучения учащихся с умственной отсталостью, их содержательная характеристика
- 59. Формы организации учебного процесса в специальном образовательном учреждении
- 60. Система методов обучения школьников с умственной отсталостью
- 61. Сочетание словесных, наглядных и практических методов в коррекционном обучении
- 62. Применение элементов программированного и проблемного обучения в специальном образовательном учреждении
- 63. Контроль и оценка знаний учащихся с умственной отсталостью
- 64. Формирование способов усвоения
- 65. Типы и структура урока в специальном образовательном учреждении
- 66. Общая характеристика системы трудовой подготовки учащихся специального образовательного учреждения
- 67. Задачи и содержание трудового обучения
- 68. Этапы трудового и профессионального обучения учащихся специального образовательного обучения
- 69. Профориентация. Проблемы трудоустройства
- 70. Социально-трудовая реабилитация учащихся специального образовательного учреждения
- 71. Сущность и содержание процесса воспитания
- 72. Принципы и методы воспитания
- 73. Формирование сотрудничества ребенка и взрослого
- 74. Нравственное воспитание детей
- 75. Экологическое воспитание детей
- 76. Физическое воспитание детей
- 77. Сотрудничество специального образовательного учреждения, семьи и общественных организаций
- 78. Система специальных (коррекционных) образовательных учреждений: виды и функции
- 79. Задачи, контингент учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений
- 80. Управление специальным
- 81. Профессионально-педагогическая деятельность педагога, работающего с детьми с отклонениями в развитии и поведении
- 82. Коррекционные умения и личностные качества, необходимые педагогу
- 83. Стили взаимоотношений педагога и воспитанника
- 84. Квалификационные характеристики других педагогических работников, взаимодействующих с аномальными детьми
- 85. Психолого-медико-педагогическая комиссия: структура, задачи, содержание деятельности
- 86. Концепция реформирования специального образования
- 87. Принципы и основные направления
- 88. Содержание основных этапов
- 89. Политика государства в области социальной защиты детей и подростков с отклонениями в развитии
- 90. Государственная система коррекционной поддержки и социальной защиты детей и подростков в рф
- Глава 1. Коррекционная педагогика
- 75. Экологическое воспитание детей