logo
коррекционная педагогика стр

90. Государственная система коррекционной поддержки и социальной защиты детей и подростков в рф

За последние годы Правительством Российской Фе­дерации утвержден ряд типовых положений:

  1. о специальных (коррекционных) образовательных учреждения для обучающихся, воспитанников с отклоне­ ниями в развитии;

  2. об образовательном учреждении для детей, нуж­ дающихся в психолого-педагогической и медико-социаль­ ной помощи;

  3. об оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся продолжитель­ ном лечении.

Был определен и систематизирован порядок воспитания и обучения детей-инвалидов в частных образовательных учреждениях и на дому.

Разрабатываются и другие нормативно-правовые акты, соответствующие международным нормам. Идет тщатель­ная работа над переименованием учреждений для детей с отклонением в развитии, что очень важно для психологи­ческой оценки детьми своего состояния и для признания социальной среды их в качестве полноценных членов об­щества со своими, порой уникальными, способностями.

В 1990-х гг. готовился проект Федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здо­ровья (специальном образовании)».

Этот масштабный по рассмотренным в нем вопросам и принятым решениям проект еще с 1996 г. Государственная Дума и Правительство России до сих пор не приняли, поскольку не могут прийти к единому решению.

Специалисты Министерства образования Российской Федерации совместно с учеными и методистами АПК и ПРО, Института коррекционной педагогики РАО, препо­давателями педагогических вузов, Научно-методического центра «Развитие и коррекция»:

* 1) активно участвуют в работе по переподготовке и по­вышению квалификации руководителей и специалистов образовательных учреждений, органов управления обра­зованием субъектов Федерации;

2) организуют и проводят межрегиональные, все­российские и международные конференции, семинары и

368

369

совещания по различным проблемам социально-педагоги­ческой адаптации и реабилитации воспитанников и вы­пускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Активизировалась деятельность сотрудничающих с Ми­нистерством образования Российской Федерации обществен­ных организаций инвалидов, родительских ассоциаций, оказывающих действенную помощь лицам с ограниченны­ми возможностями здоровья и защищающих их права.

Установились тесные контакты и налажено взаи­модействие с соответствующими структурными под­разделениями Министерства здравоохранения России, Ми­нистерства труда и социального развития России.

Рекомендуемая литература

  1. Актуальные проблемы современного детства. - М., 1992.

  2. Антология педагогической мысли России XVIII в./ Редкол.: Волков Г.Н. и др. — М., 1985.

  3. Антология педагогической мысли России первой по­ ловины XIX в. / Сост. Лебедев П.А. — М., 1987.

  4. Антология педагогической мысли России второй по­ ловины XIX — начала XX в. / Сост. Лебедев ПЛ. — М., 1990.

  5. Армитедж Г. О воспитании слепых и их занятиях. — СПб., 1889.

  6. Асмолов А.Г. Психология личности : Принципы об­ щепсихологического анализа. М.: МГУ, 1990.

  7. Астапов В.М., Лебединская О.И., Шапиро Б.Ю. Со­ временное состояние проблемы детей с ограниченны­ ми возможностями. //Детский практический психо­ лог. 2005. № 7.

  8. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро и патопсихологии — М.: Международная педа­ гогическая академия, 1994.

  9. Астапов В.М., Лебендинская О.И., Шапиро Б.Ю. Те-' оретико-методологические аспекты подготовки спе­ циалистов социально-педагогической сферы для ра­ боты с детьми, имеющими отклонение в развитии. — М.: МИПКРО, 1999.

10. Буева Л.П. Личность и среда. В кн.: Ребенок в систе­ме коллективных отношений / Под ред. Буевой Л.П. и Новиковой Л.И. — М., 2002.

371

  1. Бурдье П. Начала. — М.: Socio-Logos, 1994.

  2. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабили- тационной работы. Нормативно-правовой раздел. / Гл. ред. Беличева С.А. 2003. № 3.

  3. Вишневская СЕ. Некоторые современные тенденции специального образования в США //Дефектология. 2002. № 4.

  4. Власова Т. А., Певзнер М.С Дети с отклонениями в развитии. — М., 2001.

  5. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Сами- гин СИ. Социология: курс лекций. Ростов н/Д: Фе­ никс, 1999

  6. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. Воронковой В.В. — М.: Школа- Пресс, 2004

  7. Воспитательная деятельность молодого учителя : со­ циально-психологические аспекты. — Л., 1978.

  8. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и план действий по ее осу­ ществлению. — Нью-Йорк: ООН, 1990.

  9. Выготский Л.С Собрание сочинений. Т. 5. — М., 1983.

  10. Выготский Л.С Развитие высших психических фун­ кций. — М.: АПН РСФСР, 2000.

  11. Выготский Л.С Педагогическая психология. /Под ред. Давыдова В.В. — М., 1991.

  12. Гельвеции К.А. Сочинение. — М.,1974.

  13. Государственный доклад «О положение инвалидов в Российской Федерации» — М.: НВФ «Социально- психологические технологии», 2001.

  14. Гриханов В.П. Пути совершенствования педагогиче­ ской практики студентов дефектологического факуль­ тета. // Совершенствование системы подготовки учи- телей-дефектологов. Межвузовск. сб. науч. тр. — М., 1983.

  15. Декларация прав и свобод человека и гражданина // Государство и право. 1992. № 4.

372

  1. Дети ради детей. Программа социальной защиты де­ тей в деятельности детских организаций. — М., 1996.

  2. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Инвалид и об­ щество: социально-психологическая интеграция // Социс. 1991. № 5. С. 3-8.

  3. Доклад о национальном законодательстве, касающем­ ся создания равных возможностей для инвалидов на примере 22 стран и районов. — Нью-Йорк: ООН, 1999.

  4. Документы ООН о детях, женщинах и образовании. — М.: Народное образование, 2005

  5. Бадмаев С.Л. Психологическая коррекция отклоня­ ющегося поведения школьников. — М., 1993.

  6. Власова Т.А., Певзнер М.С О детях с отклонениями в развитии. — М., 1973.

  7. Воспитание и обучение детей во вспомогательной шко­ ле / Под ред. В.В. Воронковой. — М., 1994.

  1. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагоги­ ческая клиника трудного детства. — Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. — М., 1984.

  2. Гонеев АД. Профилактика и педагогическая коррек­ ция отклоняющегося поведения подростков. — Курск, 1998.

  3. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пу- занова. — М., 1996.

  4. Еременко ПТ. Олигофренопедагогика. — Киев, 1985.

  5. Забрамная С Д. Психо лого-педагогическая диагнос­ тика умственного развития детей. — М., 1995.

  6. Замеский Х.С Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних вре­ мен до середины XX в. — М., 1995.

  7. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. — М.,1997.

  8. Кащенко ВЛ. Педагогическая коррекция. 2-е изд. — М., 1994.

  9. Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузано- ва. — М., 1998.

373

  1. Кочетов А.Н. Мастерство перевоспитания. — Минск, 1981.

  2. Лапшин ВЛ., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. — М., 1990.

  3. Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогиче­ ский коллектив. — М., 1984.

  4. Педагогическая энциклопедия / Под ред. Н.А.Каи» рова: В 4 т. Т. 2. — М., 1961.

  5. Потанин Г.М., Косенко ВТ. Психолого-коррекцион- ная работа с подростками. — Белгород, 1995.

  6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведении. — М., 1997.

  7. Спиваковская Б.К. Профилактика детских неврозов: комплексная психологическая коррекция. — М., 1988.

  8. Ту пологов А.С. Коррекционно-педагогическая рабо­ та в системе образования детей с нарушениями ум­ ственного и физического развития детей // Дефекто­ логия. 1994. № 4.

  9. Шевченко СП. Информационно-методическое пись­ мо по организации и содержанию коррекционно-раз- виваюшего обучения в условиях общеобразователь­ ных учреждений // Начальная школа. 1997. № 10.

  10. Жить, как все. О правах и льготах для инвалидов. Юридический справочник / Под ред. Реутова СИ. — Пермь. РИЦ «Здравствуй», 1994.

  11. Жуков В.И. Социально-экономическая ситуация и социальная политика. Защитить человека. — М., 2004.

  12. Журавлев ВМ* Педагогика в системе наук о челове­ ке. — М.: Педагогика, 1990.

  13. Закон Российской Федерации «О Социальной защите инвалидов» от 20.07.1995 г.

  14. Закон Российской Федерации «О специальном обра­ зовании» (проект) // Дефектология. 1995. № 1. С. 3-15.

56. Захаров AM. Как предупредить отклонения в пове- * дении ребенка. — М.: Просвещение, 1986.

  1. Захаров AM. Неврозы у детей и подростков: анам­ нез, этиология и патогенез. — Л.: Медицина, 1988.

  2. Кащенко В Л. Педогогическая коррекция, — М.: Про­ свещение. 1994.

  3. Ключевский В.О. Добрые люди древней Руси. В кн.: Исторические портреты. — М.: Правда, 1990.

  4. Ковалева AM. Социализация личности: норма и от­ клонения — М., 1996.

  5. Коменский Я.А. Великая дидактика. Т. 1. — М., 1939.

  1. Конвенция о правах ребенка. - М., 1993.

  1. Лапшин В.А., Пузанов Б.Н. Основы дефектологии. — М.: Просвещение, 1990.

  2. Лебединская К.С. Нарушения эмоционального раз­ вития как клинико-дефектологическая проблема. Дисс. на соиск. уч. ст. д-ра психол. наук в форме научного доклада. — М.: НИИ дефектологии РАО 1992.

  1. Леей В. Нестандартный ребенок. — М.: Знание, 1988.

  1. Лубовских ВМ. Психологические проблемы диагно­ стики социального развития детей. — М.: Педагоги­ ка, 1989.

  2. Положение детей в Российской Федерации: Государ­ ственный ежегодный доклад. 2003, — М.: Россий­ ский детский фонд, 1994.

  3. Смирнова Е.Р. К вопросу о социокультурном смысле милосердия и благотворительности // Цивилизация, культура, человек на рубеже XXI века. - Саратов: Изд-во СГУ, 1995. С. 35-38.

  4. Социальная защита инвалидов. Нормативные акты и законы. — М.: Юридическая литература, 1994.

  5. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. — М.: Институт социальной ра­ боты, 1994.

374

375

  1. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. III. — М.: Медицина, 1965.

  2. Теория и практика социальной работы: отечествен­ ный и зарубежный опыт. Т. 1, 2. — Москва-Тула, 1993.

  3. Фромм Э. Душа человека. — М., 1992.

  4. Шапкина Н.В. Опыт разработки психокоррекцион- ной программы для детей с ограниченными возмож­ ностями // Вопросы практической психологии. Вы­ пуск V. Саратов. 1995. С. 88-90.

  5. Шпицина Л.М., Иванова Е.С., Данилова АЛ. Реаби­ литация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. — СПб.: Образование, 1999.

Содержание

Введение 3