logo
коррекционная педагогика стр

27. Коррекционно-развивающее обучение детей с задержкой психического развития в компенсирующих классах общеобразовательной школы

Коррекционно-развивающее обучение детей с задерж­кой умственного развития в условиях общеобразовательной школы происходит по программе среднего образования, но с учетом психических и физических возможностей детей. Компенсаторные классы, как правило, предусмотрены сред- ней школой. Направление в них происходит по заключе- нию психолого-медико-педагогической комиссии с согласия родителей. Существует две разновидности таких классов. Первые — постоянные. В них обучаются дети с легкой патологией. Здесь разрабатывается специальная програм- ма, направленная на облегчение персептивных процессов и запоминание. Стандартная длительность уроков (45 мин) и их количество сохраняются. Отличается наполненность класса — 12-15 человек. Программа обучения характери­зуется несколько замедленным темпом подачи нового мате- риала и усиленным контролем, направленным на понима­ние и закрепление. Во время занятий более активно упот­ребляются наглядные пособия и карточки, больше времени уделяется познанию окружающего мира. Сюда включают­ся, например, занятия по природоведению на природе с детальным объяснением основных понятий и их наглядной демонстрацией, компенсаторные занятия физической куль-турой с учетом возможностей детей. Кроме того, помимо основных, вводится ряд инвариантных предметов, таких как ритмика, танцы, ручной труд, развитие речи. Наличие подобных курсов помогает обогатить словарный запас, раз-вить правильное словоупотребление и грамотность, макси-

253

мально погрузить ребенка в речевую среду, повысить еги коммуникативные потребности и навыки. Помимо этого повышаются эмоциональный тонус и самооценка, улучша ется качество реакции на происходящие события, т. е. ребенок становится более адекватным и более развитым.

Другая разновидность компенсаторных классов — это индивидуально-групповые занятия, где объединяются дети со сходными недостатками, пробелами в образований и общим уровнем развития. Это могут быть общеразвиваю-щие занятия, направленные на улучшение памяти, вни­мания, развитие мышления, закрепление трудных звуков. Другой вариант таких курсов — их предметная направ- ленность на ликвидацию проблем в знаниях некоторых предметов из школьной программы. При обучении всегда обращается внимание на индивидуальность самого ребен­ка, особенности его памяти, мышления, понимания, вни­мания, речи. Принимается в расчет способ решения по­ставленной задачи, усидчивость, работоспособность, по­рог утомляемости. Особенно выделяется дети в перманент­ном состоянии гипертрофированной активности и, напро­тив, патологической замедленности реакций.

В начальных классах такие занятия проводятся по учеб­ному плану в среднем 3 раза в неделю до или после основ­ных уроков с продолжительностью не более 15-20 мин. Комплектация проходит по принципу сходства проблемы у всех учащихся, и обязательным условием является наличие не более трех человек. В ходе индивидуальных занятий может осуществляться коррекционная работа по у стране-| нию неправильных навыков говорения, письма, чтения, обучению работе по специальным дидактическим материа­лам, работе с контурными картами, схемами и графиками.