logo
коррекционная педагогика стр

29. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью

Многочисленную группу детей с отклонениями в разви­тии составляют умственно отсталые дети. К этой катего­рии относятся дети, у которых вследствие органически обусловленного недоразвития либо раннего повреждения головного мозга отмечается общее психическое недоразви­тие с преобладанием интеллектуального дефекта. Причем данное нарушение носит стойкий, необратимый, непро­грессирующий характер и ведет к трудностям социальной адаптации.

Умственно отсталые дети существенно отличаются друг от друга и делятся на детей-олигофренов и детей с деменцией.

Развитие умственно отсталого ребенка осуществляется на аномальной основе, что обусловливает его замедлен­ность, своеобразные черты и значительные отклонения от нормального развития.

Все умственно отсталые дети имеют ярко выраженное недоразвитие познавательной сферы.

Мышление умственно отсталых детей характеризуется пассивностью, некритичностью, инертностью, нарушени­ем всех мыслительных операций. Основной недостаток вос­приятия умственно отсталых — нарушение обобщеннос­ти. Отмечается также замедленный темп, узость объема, нарушение избирательности. Для представлений умствен­но отсталых характерны недифференцированность, фраг­ментарность, поверхностный характер. Памяти умствен­но отсталых свойственно снижение продуктивности всех ее основных процессов. Запоминание материала характе­ризуется низкими объемом и точностью; сохранение — непрочностью; воспроизведение — низким объемом, иска­жением и привнесениями. Наиболее нарушенной является смысловая память. Внимание умственно отсталого ребен­ка страдает из-за трудности привлечения к объекту, сла­бости концентрации, неустойчивости. Свойственны труд-кости распределения, замедленность переключения. Познавательные интересы недоразвиты. Развитие речи умственно отсталых детей характеризуется значительной задержкой. Страдают все стороны речи: фонематическая, лексическая, грамматическая. У детей с умственнод отста­лостью отмечаются трудности звукобуквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи, в результате чего наблюдаются различные виды расстройств письма, труд­ности овладения техникой чтения.

Умственная отсталость характеризуется не только на­рушением познавательной деятельности ребенка, но и сво­еобразием развития его личности.

Умственно отсталым детям свойственна эмоциональная незрелость, эмоции носят поверхностный, неустойчивый, полярный характер. Элементарные физиологические по-

256

257

требности у них преобладают над духовными. Мотивы у умственно отсталых недостаточно осознанны, бедны по содержанию. Практически отсутствует самостоятельность, характерен недостаток воли. Самооценка умственно от­сталых неадекватна (завышена либо занижена). Такому ребенку присуща некритичность при оценке собственных действий и поступков. Формирование высших духовных чувств затруднено. Потребность в общении слабо выраже­на. Взаимоотношения умственно отсталых носят ситуа­тивный, неустойчивый характер. Хотя умственная отста­лость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. Наблюдается положительная динамика в развитии умственно отсталых детей при правильно организованном коррекционно-педа-гогическом воздействии в условиях специальных (коррек-ционных) учреждений.