logo
коррекционная педагогика стр

82. Коррекционные умения и личностные качества, необходимые педагогу

Педагог, работающий с детьми с отклонением в раз­витии и поведении, должен обладать системой обще­теоретических и специальных профессиональных знаний,

совокупность и широта которых формирует у него пред­ставления о типологии и структуре аномального разви­тия, о способах предупреждения и преодоления интел­лектуальной либо физической недостаточности, о мето­дах психолого-педагогического воздействия. Педагог дол­жен уметь распознавать физические и психические дис­функции, владеть приемами и методами их устранения и коррекции, специальными методами обучения детей с расстройствами как в дошкольном, так и в школьном возрасте, проводить профилактическую работу по пре­дупреждению неуспеваемости, хорошо знать психологи­ческие особенности детей с патологией, использовать при­емы и методы их воспитания, корреляции и развития у них высших корковых функций. Успех в выполнении этих задач зависит от наличия у педагога глубоких про­фессиональных знаний и навыков, широкой ориентации в современных отечественных и зарубежных достижениях смежных с коррекционной педагогикой (дефектологией) наук, а также от его творческой активности и инициати­вы. Профессиональная компетентность такого педагога включает знание программ, школьных учебников, посо­бий по коррекции. Первостепенное значение для эффек­тивности работы по обучению, воспитанию, коррекции и профилактике нарушений в развитии детей имеет лич­ность педагога, которая характеризуется такими каче­ствами, как гуманистическая убежденность, гражданская нравственная зрелость, познавательная и педагогическая направленность, увлеченность профессией, любовь к де­тям, требовательность к себе и окружающим, справедли­вость, выдержка и самокритичность, педагогическое твор­ческое воображение и наблюдательность, искренность, скромность, ответственность, твердость и последователь­ность в словах и действиях и др.

Педагог должен вести поиск наилучших средств вос­питания и коррекции детей, изучая и обобщая передовой опыт. Умения, которыми он должен обладать, широки

354

355

и многообразны: учебно-познавательные (работа с ли­тературой, наблюдения за ребенком и педагогическим процессом; моделирование педагогического процесса, выбор оптимальных путей коррекционно-воспитатель-ного воздействия и др.); учебно-организационные (перс­пективное и календарное планирование, проведение инди­видуальных и групповых занятий, создание оборудования, обеспечение комплексности воздействия и определение в этом комплексе своего реального участия и т. д.); учебно-педагогические (анализ каждого случая, выбор адекватных средств коррекции и т. п.). Кроме того, работа педагога должна основываться на строгом соблюде­нии принципов деонтологии (системы взаимодействий с лицом, имеющим расстройство определенного рода, с его родственниками и товарищами). Педагогическая деонто­логия включает в себя учение о педагогической этике и эстетике, педагогическом долге и нравственности. Педагог должен быть терпелив, тактичен и доброжелателен, отно­ситься к лицу с патологией и его родителями так, как относится врач к больному и его родственникам.