4.3.Характерологические и поведенческие отклонения в развитии детей и подростков
К категории «трудных» относятся и дети с аутичным поведением, замкнутые дети.
Замкнутость — нарушение, которое вызывается застенчивостью и проявляется в трудностях установления эмоциональных контактов, отношений с окружающими людьми. Застенчивость, по мнению специалистов, — небезобидное явление. Застенчивость детально изучал профессор Стенфордского университета США Ф. Зимбардо. Это явление он называет социальным — заболевание, последствия которого могут быть самыми разрушительными.
Разрушительность застенчивости, по его мнению, состоит в том, что она создает трудности при встречах с новыми людьми и знакомствах, не доставляющих радости от потенциально положительных переживаний. Она не позволяет заявлять о своих правах, высказывать свои мнения и суждения, ограничивает возможность положительной оценки личных качеств другими людьми. Она способ-
140
141
ствует развитию замкнутости и чрезмерной озабоченности собственными реакциями, препятствует ясности мысли и эффективности общения. Может сопровождаться беспокойством, депрессией и ощущением одиночества.
Замкнутость чаще всего выражается в нерасположенности к общению с другими людьми, в нежелании разговаривать до тех пор, пока к этому не подтолкнут; при этом проявляются склонность к молчанию, неспособность говорить свободно.
Внутренний мир застенчивого человека напряжен и противоречив. Он стремится подавить в себе мысли и чувства и избежать действий, привлекающих внимание. Склонность к самоанализу и постоянной переоценке мыслей и чувств становится самодовлеющей. Внешне это проявляется в неловкости как «на людях», так и наедине с самим собой. Неловкость «на публике» отражается в беспокойстве человека о произведенном на других впечатлений.
Неловкость перед самим собой проявляется в предрасположенности к самоанализу и стремлении выискивать в себе лишь отрицательные качества. Отсюда — низкая самооценка, неуверенность в себе, ощущение неполноценности.
Застенчивый ребенок чаще предпочитает быть в одиночестве, «не допускает к себе» других людей, потребность в общении, эмоциональных контактах подавляется, он чувствует себя «не в своей тарелке» в большом кругу людей. Механизм застенчивости начинает «работать» в определенной ситуации. Наиболее характерными, согласно Ф. Зимбардо, являются ситуации, когда нужно говорить перед большой группой людей более высокого социального статуса, которые будут оценивать способности человека; в обществе незнакомых людей; в обществе людей, пользующихся авторитетом по своему знанию и положению; в непредвиденных обстоятельствах, связанных с общением, и др.
Застенчивые люди неохотно говорят, действуют, высказывают новые идеи, выступают по своей инициативе или задают вопросы. Для них сложными оказываются
неопределенные ситуации, разрешение которых требует поиска, выбора, инициативы. Им легче, когда ясно, как следует вести себя; они подчиняются установленному распорядку и реже бывают недисциплинированными. Застенчивые дети не умеют попросить помощи и не желают ее искать. Они не мешают проведению уроков, поэтому их считают непроблемными детьми. Но, с другой стороны, теряется связь между учителем и учеником. Невозможно оказать помощь ребенку, который не задает вопросов, не участвует в обсуждении на уроках, а остается погруженным в себя и не замечает, что происходит вокруг, настолько озабочен самим собой, что теряет способность адекватно реагировать на происходящее.
Нарушение доведения, или социальная дезадаптация, проявляется в социально неодобряемых формах поведения. Такие формы разнообразны: агрессивность, воровство, драки, ссоры, демонстративное неповиновение, разрушительные действия, лживость и пр. По свидетельству исследователей, дети с социальной дезадаптацией имеют много общих черт, однако «группа таких расстройств далеко не однородна» (М. Раттер).
Лживость — одно из проявлений нарушенного поведения ребенка — пагубно сказывается на становлении личности. Природа детской лжи профессионально исследовалась профессором Калифорнийского университета США Полом Экманом в течение более чем 20 лет. Ложь, по утверждению исследователя, не может быть определена однозначно. Существует много видов лжи, так же как и ее причин. Многое в природе детской лжи остается скрытым, но вместе с тем значительные эмпирические данные позволили психологу сформулировать ряд положений, касающихся детской лжи.
Большое значение имеют мотивы лжи (почему ребенок обманывает) и последствия (на кого и как повлияла ложь) для определения стратегии поведения родителями и педагогами. Основные побуждения детской лжи: стремление избежать наказания; стремление добыть нечто, чего иначе
142
143
не получишь; защита друзей от неприятностей; самозащита или защита другого человека; стремление завоевать признание и интерес со стороны окружающих; желание не создавать неловкую ситуацию; избегание стыда, охрана личной жизни, защита своего внутреннего мира; стремление доказать свое превосходство над теми, в чьих руках власть. Эти мотивы наиболее распространены не только у детей, но и у взрослых. У старших детей некоторые из этих мотивов становятся доминирующими.
Часть детей имеют большую, чем другие дети, склонность ко лжи. С чем это связано?
По данным П. Экмана, большей склонностью ко лжи отличаются дети, имеющие интеллект ниже среднего. Отмечается тенденция — чем выше интеллект, тем ниже процент лжецов. Более одаренные дети менее склонны ко лжи, но не вообще, а скорее, в тех ситуациях, когда их способности гарантируют успех. Детям же с низкой успеваемостью приходится прибегать ко лжи, чтобы избежать неудачи или лишней работы. Под ложью в данном случае имеется в виду жульничество (списывание, плутовство). Однако прямой связи уровня интеллекта и честности не отмечается. Высокий интеллект ребенка не является гарантией его честности. Если способности ребенка выше средних, то это не значит, что он не будет лгать и жульничать. Одаренный ребенок может оказаться более искусным лжецом и за счет этого избегать разоблачения. Это будет зависеть от возможностей, требований окружающих. Одаренные дети не прибегают ко лжи, когда опасаются риска или когда могут и без того добиться успеха. У неспособного же ребенка больше искушений, особенно когда дома от него требуют высоких оценок, а в школе царит высокий дух конкуренции. В этой ситуации у такого ребенка больше предпосылок ^ля появления лживости.
Более склонными ко лжи оказываются дети с трудно* стями в социальной адаптации. Этот факт констатирует П. Экман на основе анализа ряда независимых друг от друга исследований. Плохо адаптированные дети, пишет
он, лгут в 2,5 раза больше, чем их нормальные сверстники. В большей мере это относится к группе шестнадцатилетних. Социально дезадаптированные дети являются «неудачниками». Они нарушают правила и нормы, установленные взрослыми, попадаются на этих нарушениях и вынуждены прибегать ко лжи.
Лживость может выступать и как одно из проявлений более обобщенной личностной характеристики — склонности к манипулированию. Дети, подростки могут стать искусными манипуляторами, если взрослые (родители) сами выступают как манипуляторы, а дети подражают им. Возможно и обратное, когда непосредственность и доверчивость родителей провоцируют ребенка к уловкам и хитростям. Склонность к манипулированию, согласно П. Экману, появляется примерно в 10 лет. По данным отечественных психологов, значительно раньше, уже в дошкольном воз-, расте, ребенок может успешно манипулировать взрослыми.
Нечестность ребенка может быть вызвана условиями семейного воспитания. Дети-лжецы в большинстве своем, замечает Экман, происходят из семей, в которых родители тоже лгут и нарушают общепринятые нормы. Это не всегда пример явной, вызывающей лжи. Такая ложь обыденна и чаще проходит незамеченной родителями, так как они не придают ей значения.
Недостаток родительского внимания, несчастливые, неполные семьи, отвержение родителями своего ребенка — все это может становиться причиной детской лживости. Влияние на ребенка могут оказать друзья, которые совершают неблаговидные поступки и прибегают ко лжи, чтобы скрыть их. Влияние сверстников наиболее сильно в подростковом возрасте. Важную роль при этом играет отношение мальчика к отцу. Подростки, которые уважают своих отцов, отмечает П. Экман, более устойчивы к влиянию товарищей.
Кроме перечисленных факторов, имеют значение и особенности самой ситуации, важно то, что «поставлено на карту». «Честность— это совокупность особых действии,
144
145
характер которых зависит от той ситуации, которая провоцирует на обман. Мотивы нечестности, ловкачества и воровства очень сложны и столь же разнообразны, как и сами нечестные поступки» (П. Экман).
Относительная роль влияния перечисленных факторов зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребенка, считает П. Экман. Детская ложь претерпевает возрастные изменения. Осознание понятия лжи, отношение ко лжи как ко злу, умение безнаказанно солгать, способность высказывать моральные суждения — все это меняется с возрастом. Исследователь выделяет два возрастных этапа, имеющих особое значение. В возрасте 3—4 лет ребенок обретает способность пойти на обман. Другой критический возраст — подростковый, когда неискренность достигает своего пика, а затем снижается. Много зависит от того, насколько взрослые считаются со стремлением подростка к личной независимости и позволяют ему расширить сферу своей ответственности в новых условиях жизни.
Для некоторых детей хроническая ложь выступает как преходящее явление, которое устраняется педагогическим воздействием. Но иные продолжают лгать, поскольку ложь для них стала стереотипной реакцией на внешний мир. Именно хроническая ложь вызывает тревогу у взрослых. Особых признаков, которые явно свидетельствуют о неискренности, ни для детей, ни для взрослых нет. Но некоторые специфические особенности поведения лжеца П. Экман называет. Это бросающиеся в глаза преувеличения, непоследовательность, явное несоответствие фактам. Важно не только, что говорится, но и как — выражение лица, движение рук, виноватый, испуганный вид, чрезмерное возбуждение. С возрастом дети научаются более успешно обманывать других и лучше распознавать, когда обманывают их. Человек не испытывает вины, когда лжет тому, кого не уважает и с кем не разделяет убеждений. Дети в меньшей степени чувствуют себя виноватыми, когда лгут родителям, которых считают излишне строгими, суровыми и придирчивыми. Чувство вины сильнее проявляется
146
тогда, когда приходится лгать уважаемому человеку, с которым разделяешь многие взгляды. Ребенку легко оправдывать себя, когда он лжет родителям, будто он не делал того, что ему запрещено, но что сами родители себе позволяют. Так, если родители злоупотребляют спиртным, подросток сочтёт несправедливым, когда его накажут за выпивку. Чувства вины у ребенка может и не быть, если он уверен, что все вокруг лгут, тем более, если это авторитетные для ребенка люди. Однако страх разоблачения мешает быть твердым и последовательным, порождает изменения в речи и выражении лица, которые противоречат бодрым заявлениям, причем разоблачения больше боятся маленькие дети. Выдать лжеца может чувство, которое П. Экман называет «восторгом от обмана». Оно проявляется в приподнятом настроении, вызванном тем, что удалось обмануть кого-то и тем самым возвыситься над ним, в ощущении удовлетворения от достигнутой цели и собственной силы. Лжеца часто выдают не только чувства вины, страха или восторга, но и неподготовленность ко лжи. Если ложь совершается экспромтом, то обращают на себя внимание паузы, отведенный взгляд, приглушенный голос.
Иногда человек сам начинает верить в свою ложь, если произносит ее достаточно часто. Это происходит в случае, если подросток стремится укрепить свою репутацию выдумкой, фантазией, забывая, что ничего этого не было. Рассказав три-четыре раза эту историю, он начинает сам в нее верить. Но эта особенность более свойственна младшим детям. С возрастом у ребенка может сформироваться способность ко лжи. Подобная способность предполагает умение предвидеть свое поведение на несколько шагов вперед, мыслить стратегически, учитывать психологию того, кому лжешь. Умение встать на позицию другого человека, оце-вить правдоподобность лжи позволяет лжецу построить и скорректировать свое поведение. Такая способность появляется в подростковом возрасте, поскольку именно в этом возрасте научаются смотреть на ситуацию глазами другого.
147
Все эти способности — запоминать, планировать, становиться на позицию другого, быстро соображать и говорить, владеть своими чувствами — необходимы ребенку в становлении его как личности. Но именно они могут сыграть свою роль в возникновении негативных проявлений.
Помимо развития определенных способностей происходит и смена личностных установок, что тоже облегчает ложь, по мере взросления ребенка. Социальные нормы, которые казались раньше непререкаемыми, подростком воспринимаются как весьма относительные. Он уже не принимает безусловно справедливость многих социальных норм и правил. Отрицание ценностей взрослого мира выступает частью стремления подростка к независимости, решающее значение приобретает мнение друзей. Подросток, пишет П. Экман, живет в двух независимых мирах — сверстников и взрослых. Далеко не все подростки противопоставляют себя старшим. Но даже продолжающие дорожить мнением родителей чувствуют себя вправе и нуждаются в том, чтобы пожить своей собственной жизнью, и ради этого порой прибегают ко лжи.
В ряде отечественных источников (М.И. Буянов) природа детской лживости рассматривается в контексте проблемы психического инфантилизма. Детский психиатр М.И. Буянов отмечает, как важно педагогу ориентироваться в проблеме психического инфантилизма и предотвращать развитие этого сложного явления, причину которого составляет сложное переплетение социальных и биологических факторов, причем социальным механизмам (особенно воспитанию в семье и школе) придается особое значение.
Черты личностной незрелости обнаруживает значительное число несовершеннолетних правонарушителей. В школе почти в каждом классе есть дети-инфантилы. Психический инфантилизм обнаруживает себя в слабоволии, неспособности к минимальному волевому усилию. Эти дети требуют постоянного контроля, не способны противостоять давлению извне, не умеют преодолевать даже маленькие соблазны, склонны к чрезмерному подчинению.
Всем инфантильным субъектам, пишет М.И. Буянов, свойственна сенсорная жажда, то есть стремление как можно больше узнать, увидеть, почувствовать, вкусить. Романтическая страсть к приключениям — еще одна важная черта психически незрелых людей — приводит многих из них к бродяжничеству. Склонность подражать кому-то тоже превращает их в бродяг. Особенно если этот «кто-то» сильный, яркий. Они чрезмерно обидчивы, ранимы, поэтому могут убегать из дому в знак протеста. Такие реакции иногда закрепляются, и «побеги» могут случаться по любому поводу.
Инфантилизм — психическая незрелость, характеризующаяся преобладанием черт, свойственных более младшему возрасту. Выделено два основных варианта психического инфантилизма у детей и подростков: гармонический и дисгармонический (М.И.Буянов).
Гармонический вариант психической незрелости — это необычный, но нормальный характер. Обнаруживается с 7—8-летнсго возраста, когда становится заметным отставание темпа психического созревания ребенка от возрастных норм. В его поведении преобладают реакции, свойственные более младшему возрасту: капризность, жажда ' удовольствия, быстрая пресыщаемость, стремление идти по пути наименьшего сопротивления, преобладание игровых интересов. В школе такие дети неусидчивы, больше стремятся к развлечениям, беспечны. Их эмоции поверхностны и бурны. К 11-12 годам у большинства таких детей черты психической незрелости уменьшаются и в подростковом возрасте проходят бесследно.
Однако иногда темп психического созревания оказывается слишком медленным, и в подростковом возрасте черты психической незрелости могут сохраняться и быть резко выраженными. Слабоволие, чрезмерная внушаемость, подчиняемость более сильным приводят к нарушениям в поведении.
Такие подростки попадают в дурные компании, приобщаются к алкоголю, курению и т. д.
148
149
Выделяется еще одна группа психически незрелых людей, незрелость которых дисгармонична. Им присущи те же свойства, что и гармоничным инфантилам, но одна или несколько черт характера резко выделяются, преобладают. У одних — возбудимость. У других — слабоволие, у третьих — склонность ко лжи и т. д. Выделено несколько вариантов дисгармоничного инфантилизма, но их основными чертами являются легкая взрывчатость, возбудимость, слабоволие, несамостоятельность, неспособность довести до конца любое дело, неспособность к самоконтролю и самоорганизации. У некоторых проявляются патологическая жажда признания, лживость, чрезмерная склонность к фантазированию.
К проблеме детской лжи специалисты подходят дифференцированно, считая, что это не болезнь, а чаще всего крайний вариант здоровой детской психики. Лишь в очень редких случаях лживость детей является патологической, замечает М.П. Буянов.
Так, дошкольники часто уходят в мир своих фантазии, сживаются с ними и верят своей выдумке. Эта склонность ко лжи связана с неспособностью контролировать свое богатое воображение, дифференцировать реальные и сказочные явления. Большая внушаемость и эмоциональность позволяют уходить в мир своих фантазий. Содержание фантазий быстро меняется, ложь неосознанна, невинна, не преследует каких-либо корыстных целей. Но в некоторых случаях склонность ко лжи может зафиксироваться, и ребенок привыкает лгать.
Очень часто ребенок стремится приукрасить свои достоинства или выдумать их. Чаще это бывает в школьном возрасте. Ребенок хочет привлечь к себе внимание, придумывая истории, в которых играет заметную роль. Такой склонностью обладают дети разного возраста, пола и умственного развития. Однако это не патологическое явление, оно проходит.
У некоторых детей лживость может быть стойкой, грубой и трудно поддающейся исправлению. Это, по утверж-
дению специалистов, свойственно людям с гипертрофированным самолюбием, стремлением выделиться, привлечь к себе внимание, вызвать восхищение окружающих. Это, как правило, эмоционально незрелые подростки, лживость которых ограничивается преувеличением своих достоинств. У некоторых детей и подростков ложь превращается в самоцель. Они лгут не столько ради приукрашивания своих достоинств, сколько ради лжи, «из любви к искусству». Выдумывают фантастические истории, которые к ним никакого отношения не имеют: импровизируют, забывая о деталях. Когда их разоблачают, они не смущаются и продолжают врать («эффект Хлестакова»).
Существуют дети, для которых ложь выступает средством компенсации их психической или физической ущербности. Это застенчивые, боязливые, послушные дети, которые лгут не столько ради того, чтобы приукрасить себя, сколько для того, чтобы сделать занимательной и интересной рассказанную ими историю. Они лгут для слушателей, чтобы им было интересно. Эти дети очень переживают, когда их разоблачают, но потом вновь прибегают к приукрашиванию историй, которые чаще всего рассчитаны на некритическое восприятие.
В некоторых случаях ложь может быть своеобразной реакцией протеста, способом выхода из психотравмирую-щей ситуации, формой защиты от насилия, деспотизма, унижения и пр.
В основе лжи, таким образом, лежат разные механизмы, поэтому формы преодоления этого негативного явления должны быть строго конкретными. Но решающая роль во всех случаях склонности ко лжи, подчеркивает М.И. Буянов, принадлежит родителям, педагогам и сверстникам.
- 3.4. Психическое здоровье и факторы риска в детском возрасте
- 3.5. Критерии явления «норма - аномалия»
- Глава 4
- 4.2. Проблемы эмоционального развития в детском возрасте
- 4.3.Характерологические и поведенческие отклонения в развитии детей и подростков
- 4.4. Природа детской агрессивности
- 5.1. Дети с задержкой психического развития
- 5.2. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с нарушениями интеллекта
- 5.3. Нарушения речи у детей школьного возраста
- 5О4. Особенности учебной деятельности учащихся с отклонениями в развитии
- 1. Объект, предмет и задачи курсакоррекционной педагогики
- 2. Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями знаний
- 3. Становление и развитие коррекционной педагогики как науки
- 4. Психолого-педагогическая сущность
- 5. Понятия «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка
- 6. Причины возникновения нарушений в развитии детей
- 7. Развитие организма ребенка. Важнейшие показатели, значимые для выявления отклонений в развитии
- 8. Классификация и виды отклонений в развитии и поведении детей
- 9. Диагностика отклонений в развитии ребенка
- 10. Значение ранней коррекции в развитии ребенка
- 11. Общая характеристика детей с нарушением зрения
- 12. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения
- 13. Общая характеристика детей с нарушением слуха
- 14. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха
- 15. Нарушение речи у дошкольников.
- 16. Нарушение речи у детей школьного возраста
- 17. Развитие речи у детей
- 18. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями речи
- 19. Общая характеристика детей с нарушениями поведения
- 20. Отклоняющееся поведение
- 21. Социально-педагогические причины отклоняющегося поведения
- 22. Психолого-педагогическая характеристика подростков с отклоняющимся поведением
- 23. Организация коррекционно-психологической и профилактической работы с детьми, имеющими отклонения в поведении
- 24. Общая характеристика детей с нарушением интеллекта
- 25. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
- 26. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с задержкой психического развития
- 27. Коррекционно-развивающее обучение детей с задержкой психического развития в компенсирующих классах общеобразовательной школы
- 28. Взаимосвязь темпа умственного развития и обучаемости ребенка
- 29. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью
- 30. Определение понятия «умственная отсталость», ее отграничение от сходных состояний
- 31. Систематика умственной отсталости
- 32. Причины умственной отсталости
- 33. Общие вопросы развития познавательной сферы умственно отсталых детей
- 34. Особенности ощущений и восприятия умственно отсталых детей
- 35. Особенности развития речи умственно отсталых детей
- 36. Особенности развития мышления умственно отсталых детей
- 37* Особенности памяти умственно отсталых детей
- 38.Особенности внимания умственно отсталых детей
- 39. Формы олигофрении по классификации м.С. Певзнер
- 40. Общие вопросы формирования личности умственно отсталых детей
- 41. Особенности волевых качеств умственно отсталых детей
- 42. Особенности эмоциональной сферы умственно отсталых детей
- 43. Формирование самооценки умственно отсталых детей
- 44. Особенности общения умственно отсталых детей
- 45. Методы психолого-педагогической диагностики умственной отсталости
- 46. Олигофрения как одна из форм умственной отсталости
- 47. Деменция как одна из форм умственной отсталости
- 48. Обучение и воспитание умственно отсталых детей дошкольного возраста
- 49. Специфика обучения и воспитания детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- 50. Олигофренопедагогика в системе
- 51. Задачи олигофренопедагогики на
- 53. Этапы становления отечественной олигофренопедагогики
- 54. Понятия «знания», «умения», «навыки», «способности»
- 55. Роль отечественных ученых е.К. Грачевой, м.П. Постобской, а.Н. Граборова, л.C. Выготского
- 56. Сущность, функции и структура обучения в целостном педагогическом процессе
- 57. Подходы к отбору содержания обучения
- 58. Принципы обучения учащихся с умственной отсталостью, их содержательная характеристика
- 59. Формы организации учебного процесса в специальном образовательном учреждении
- 60. Система методов обучения школьников с умственной отсталостью
- 61. Сочетание словесных, наглядных и практических методов в коррекционном обучении
- 62. Применение элементов программированного и проблемного обучения в специальном образовательном учреждении
- 63. Контроль и оценка знаний учащихся с умственной отсталостью
- 64. Формирование способов усвоения
- 65. Типы и структура урока в специальном образовательном учреждении
- 66. Общая характеристика системы трудовой подготовки учащихся специального образовательного учреждения
- 67. Задачи и содержание трудового обучения
- 68. Этапы трудового и профессионального обучения учащихся специального образовательного обучения
- 69. Профориентация. Проблемы трудоустройства
- 70. Социально-трудовая реабилитация учащихся специального образовательного учреждения
- 71. Сущность и содержание процесса воспитания
- 72. Принципы и методы воспитания
- 73. Формирование сотрудничества ребенка и взрослого
- 74. Нравственное воспитание детей
- 75. Экологическое воспитание детей
- 76. Физическое воспитание детей
- 77. Сотрудничество специального образовательного учреждения, семьи и общественных организаций
- 78. Система специальных (коррекционных) образовательных учреждений: виды и функции
- 79. Задачи, контингент учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений
- 80. Управление специальным
- 81. Профессионально-педагогическая деятельность педагога, работающего с детьми с отклонениями в развитии и поведении
- 82. Коррекционные умения и личностные качества, необходимые педагогу
- 83. Стили взаимоотношений педагога и воспитанника
- 84. Квалификационные характеристики других педагогических работников, взаимодействующих с аномальными детьми
- 85. Психолого-медико-педагогическая комиссия: структура, задачи, содержание деятельности
- 86. Концепция реформирования специального образования
- 87. Принципы и основные направления
- 88. Содержание основных этапов
- 89. Политика государства в области социальной защиты детей и подростков с отклонениями в развитии
- 90. Государственная система коррекционной поддержки и социальной защиты детей и подростков в рф
- Глава 1. Коррекционная педагогика
- 75. Экологическое воспитание детей