logo
коррекционная педагогика стр

89. Политика государства в области социальной защиты детей и подростков с отклонениями в развитии

В последние годы государство все больше уделяет вни­мания детям с ограниченными возмождостями здоровья. Был принят ряд нормативно-правовых документов как ведомственного, так и межведомственного характера, оп­ределяющих основные права лиц с ограниченными воз­можностями здоровья и регулирующих основы государ­ственной политики применительно к ним.

На сегодняшний день 4,5% детей имеют умственные или физические отклонения. По численности это 1,6 млн детей, проживающих в нашей стране.

Все они нуждаются в специальной форме обучения. 353 тыс. детей начинают свое обучение в дошкольных уч­реждениях, которые частично определяют судьбу и воз­можность дальнейшей жизнедеятельности детей.

Более половины этих детей обучаются и развиваются вместе с детьми, у которых нет отклонений в развитии.

Это помогает им приобщаться почти с рождения к со­циальной среде.

Естественно, что таким учащимся уделяется более при­стальное внимание.

Для них существуют специальные группы и программы воспитания. Но в последние годы Министерство образова­ния все больше убеждается в эффективности соединения детей, находящихся на разных ступенях развития, в еди­ные группы.

Хотя 203 тыс. человек обучается в специальных и пока только 2,5 тыс о человек — в общих классах общеобразо-

366

367

вательных учреждений, родители имеют право с рожде­ния ребенка провести полное обследование на предмет вы­явления у него каких-либо отклонений.

Если таковые обнаруживаются, семье предлагают на выбор любое специальное образовательное учреждение либо общеобразовательное учреждение с правом индиви­дуального наблюдения за развитием ребенка, оказанием своевременной помощи, как физической, так и психоло­гической.

К сожалению, на сегодняшний день в Российской Феде­рации еще недостаточно развита система осуществления социальной и финансовой помощи родителям детей-инва­лидов. Социального пособия, выделяемого ежемесячно та­ким семьям, недостаточно для поддержания полноценного развития ребенка.

Но тем не менее, все большее распространение получа­ют инновационные модели специальных образовательных учреждений, что значительно помогает в воспитании де­тей и поддержании их жизнеспособности.

Это авторское специальное образовательное учреждение интернатного типа № 24 г. Красноярска, консультативно-педагогический центр реабилитации детей со зрительной патологией Санкт-Петербурга, научно-учебный производ­ственный комплекс «детский сад — школа — ПУ — про­изводственные цеха» г. Махачкалы Республики Дагестан, Астраханский центр медико-педагогической и социальной реабилитации детей с церебральными параличами и мно­гие другие.