logo
коррекционная педагогика стр

77. Сотрудничество специального образовательного учреждения, семьи и общественных организаций

Сотрудничество специального образовательного учреж­дения, семьи и общественных организаций способно при­нести самые полноценные плоды в сфере социализации личности, развитии интеллекта и чувства полноценности ребенка с отклонениями как физического, так и умствен­ного развития. В данном случае необыкновенно важной цредставляется работа психолога, которая в первую оче­редь должна быть направлена на гуманизацию педагоги­ческого процесса, формирование культуры общения и эм-патического («чувствование») понимания в системах «ре­бенок - педагог», «ребенок - ребенок», «ребенок - роди­тели», «ребенок и социум». Также необходимо педагоги­ческое сотрудничество учителя с родителями. Психолог и педагоги должны помочь им понять содержание педагоги­ческой работы, увидеть в ней свои функции.

Речь идет о приучении ребенка к твердому распорядку дня, выполнении правил поведения и выполнении трудо­вых поручений. Также важно поощрение дружбы ребен­ка со сверстниками (если она возможна по медицин-ским показаниям). Родители должны быть ориентированы на гуманное отношение к ребенку, на приложение макси­мальных усилий в деле его социальной адаптации. Ос­новными путями взаимодействия образовательного учреж-11 дения, семьи и общественных организаций являются:

344

345

  1. совместная работа по повышению уровня педаго­ гической культуры родителей, научно-методического уровня педагогов по рассматриваемой проблеме;

  2. совместное программирование содержания вос­ питательной и образовательной работы;

  3. совместная практическая деятельность по реализации намеченной программы;

  4. совместный анализ ее результатов с последующим учетом в дальнейших программах.

Цель такого взаимодействия — перестройка семейного воспитания и образовательной работы в отношении детей с отклонениями в развитии и поведении. Успешному ре­шению задач подобной работы способствуют как общие методы (создание благоприятного психологического мик­роклимата в семье, специальном образовательном учреж­дении, устранение эмоционально-психологических перегру­зок ребенка), так и специальные:

  1. организация успеха ребенка в ролевой игре;

  2. учение, руководство его поведением путем опоры на положительные качества;

  3. формирование (по возможности) его взаимоотношений со сверстниками через привитие навыков жизни и деятельности в коллективе;

  4. преодоление недостатков, пробелов, дисгармоничности интеллектуального, нравственного и эмоционально- волевого развития.

В сферу деятельности общественных организаций и ор­ганов соцзащиты может в данном случае входить:

  1. повышение психолого-педагогической грамотности родителей;

  2. организахщя психологического обследования ребенка и оказание ему необходимой психологической помо­ щи;

  3. индивидуальные консультации и помощь родителям по вопросам воспитательного процесса;

  4. контроль за организацией нормального режима жизни и деятельности ребенка;

  1. помощь в приобретении лекарственных и иных не­ обходимых средств;

  1. организация санаторно-курортного лечения.