logo
коррекционная педагогика стр

1. Объект, предмет и задачи курсакоррекционной педагогики

Коррекционная педагогика охватывает не только об­ласть специальных научных знаний, но и основы психо­лого-педагогических знаний о сущности и закономерностях образования и воспитания детей и подростков, нередко имеющих выраженные недостатки в развитии психики и отклонения в поведении. Основная цель коррекционной педагогики — выявление и исправление недостатков в раз­витии личности ребенка, помощь ему в освоении мира и адекватной интеграции в социум.

Объект коррекционной педагогики — личность ребен­ка, имеющего отклонения в сенсорно-двигательной, сома­тической, интеллектуальной и речевой сферах, отклоне­ния в поведении, затрудняющие школьную адаптацию и адекватную социализацию.

Предмет коррекционной педагогики — теория и прак­тика специального образования, включающая в себя изу­чение особенностей развития и образования аномального ребенка, особенностей становления его как личности, ис­пользования этого знания для нахождения наилучших средств, условий, путей, которые обеспечат коррекцию физических или психических недостатков, отклонений в поведении, и образовании такого ребенка в целях его со­циальной адаптации и интеграции в общество. К числу целей коррекционной педагогики можно отнести: коррек­цию недостатка, его компенсацию педагогическими сред­ствами; адаптацию и реабилитацию социальную и личнос­тную. Достижение данных целей возможно только тогда, когда достигнуты конкретные цели обучения и воспита-

йия, образования в целом, т. е. когда налицо положитель­ные результаты коррекции и компенсации недостатка.

Для достижения указанных целей коррекционная педа­гогика решает следующие задачи:

  1. определяет природу и сущность физических и пси­ хических недостатков и отклонений в поведении де­ тей и подростков, выявляет причины и условия их появления;

  2. изучает педагогические закономерности развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности;

  3. выявляет ведущие тенденции в предупреждении и преодолении отклонений в развитии и поведении де­ тей и подростков, этиологию психофизиологического развития и социально-педагогических условий жиз­ недеятельности ребенка;

  4. в соответствии со структурой нарушения социально- личностными условиями его проявления определяет коррекционные и компенсаторные возможности от­ дельного конкретного человека с конкретным нару­ шением;

  5. разрабатывает методы, приемы, средства и техно­ логии коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и от­ клонениями в поведении;

  6. определяет и обосновывает построение педагогических классификаций лиц с недостатками в развитии и от­ клонениями в поведении;

  7. определяет цели, задачи и направления деятельности специальных коррекционно-развивающих учрежде­ ний и центров социальной защиты и реабилитации детей и подростков;

  8. создает необходимую учебно-методическую базу в под­ готовке учителя к коррекционно-педагогической ра­ боте с детьми и подростками с недостатками в пси­ хофизиологическом развитии и отклонениями в по­ ведении.

206

207