logo
коррекционная педагогика стр

32. Причины умственной отсталости

Умственная отсталость имеет различную этиологию. Все причинные факторы, приводящие к умственной отсталое- ти, условно можно разделить на две группы:

  1. эндогенные (внутренние);

  2. экзогенные (внешние). Эндогенные причины.

  1. различные наследственные заболевание родителей. По наследству, на генетическом уровне передается около 50-70% форм умственной отсталости;

  2. хромосомные нарушения. В настоящее время уста- новлено, что одной из частых причин умственной отсталости являются хромосомные нарушения, свя­ занные с изменениями в численности или структуре хромосом (хромосомные аберрации). Они состав л я- ют около 15% от всех случаев. Среди хромосомных аномалий чаще других встречается аберрация, вы- зывающая синдром Дауна;

  3. нарушения обмена веществ, При большинстве на­ следственных нарушениях обмена имеет место пора- жение ЦНС, что приводит к возникновению так зываемого сложного дефекта, т, е. к различным со- четаниям интеллектуальной недостаточности с по

ражениями двигательной системы, с недоразвитием речи, нарушениями зрения, слуха, с эмоционально-поведенческими расстройствами.

Наиболее часто встречается такой вид генетически обу­словленного нарушения обмена, как фенилкетонурия. При этом заболевании врожденное отсутствие определенного фермента приводит к накоплению в организме токсиче­ских продуктов. С данными нарушениями связано воз­никновение тяжелых форм умственной отсталости.

Экзогенные причины

В пренатальный (внутриутробный) период:

  1. хронические заболевания матери;

  2. инфекционные болезни, перенесенные матерью в пе­ риод беременности;

  3. интоксикация, прием матерью во время беременности некоторых лекарственных препаратов;

  4. курение, употребление алкоголя и наркотиков ма­ терью.

В натальный (родовой) период:

  1. родовые травмы;

  2. инфицирование плода;

  3. асфиксия (удушье) плода.

В постнатальный период (после рождения, примерно до трехлетнего возраста):

  1. остаточные явления после различных инфекцион­ ных и других заболеваний;

  2. различные травмы головы;

3) интоксикации, перенесенные ребенком.

Причиной неблагоприятных последствий для пси­хофизического развития плода или ребенка после его рож­дения может быть и влияние повышенной радиоактивности биосферы (атмосферы, воды, почвы и др.).

К экзогенным причинам возникновения легких форм умственной отсталости можно отнести также неблаго­приятные условия социальной среды и психическую деп-ривацию (недостаточное удовлетворение важных пси-

262

263

хологических потребностей) ребенка в раннем детстве. Часто неблагоприятные наследственные факторы выступают в сложном взаимодействии с факторами внешней среды, т. е. наблюдается сочетание различных патологических факторов — полиэтиология. Противопоставление экзоген­ных и эндогенных причинных факторов, ведущих к ум­ственной отсталости, является неправильным. Знание при­чин умственной отсталости важно не только для диагнос­тики, но и прогнозирования динамики заболевания у кон­кретного ребенка в дальнейшем, что необходимо для ре­шения вопросов его комплексной психолого-медико-педа­гогической реабилитации и социальной интеграции.