logo
коррекционная педагогика стр

71. Сущность и содержание процесса воспитания

Воспитание (от рус. питание и приставки вое-, что оз­начает — «воспоить», «воскормить») — процесс целе­направленного, систематического взаимодействия взрослого и ребенка с целью формирования личности последнего в соответствии с действующими в обществе социокультур­ными практиками и нормативными моделями. Развитие личности в данном случае представляет собой сложный процесс ее духовного роста, совершенствования, качест­венного изменения во всех значимых для личности сфе­рах: в деятельности, в отражении окружающей действи­тельности, в отношении к окружающим явлениям, лю­дям, в познавательных процессах.

Задачи, содержание, принципы организации коррекци-онного учебно-воспитательного процесса выделяются, под­бираются и разрабатываются для каждого, конкретного типа специального образовательного коррекционного учрежде­ния с учетом глубины и характера дефекта находящихся в нем детей. В зависимости от этого выбираются методы обучения, наглядные и технические средства, решается проблема дифференциации обучения. Центральная зада­ча, стоящая перед коррекционной педагогикой, — опреде­ление тех условий обучения и воспитания, которые наибо­лее адекватно учитывают особенности развития аномаль­ного ребенка и максимально способствуют преодолению имеющихся у него отклонений. При организации специ­ального компенсаторно-коррекционного, учебно-воспи­тательного процесса обязательно учитывается возраст ре­бенка, время возникновения и структура дефекта. Вопрос о воспитании неразрывно связан также с обучением детей (целенаправленным процессом взаимодействия учителя и ученика с целью передачи и усвоения знаний, умений и навыков деятельности, основным средством подготовки к жизни и труду).

Развитие нетипичного ребенка в большей степени, чем нормального, зависит от формально организованного вос­питания и обучения. Поэтому при отсутствии соответству­ющего воспитания и обучения или их несвоевременном начале наносится непоправимый ущерб развитию детей, тормозится формирование их психических функций, углубляется отставание от сверстников с сохранным пси­хофизическим статусом; при сложных нарушениях Ьнто-генеза возможности умственного развития могут оказать­ся нереализованными.

И воспитание, и обучение должны носить развиваю­щий характер, учитывать зону ближайшего развития (ЗБР), то есть тот запас потенциальных возможностей, формирующихся функций аномального ребенка, которые он еще не может реализовать самостоятельно, но уже реализует с помощью взрослого. По Л.С. Выготскому,

334

335

ЗБР определяет не только имеющиеся возможности, но и перспективу психического развития ребенка с проблемами развития. Любое воспитание (как и обучение) должно сти­мулировать переход ЗБР в актуальное развитие (зону ак­туального развития), то есть со временем руководство взрослого становится излишним, а решение задач ребен­ком — самостоятельным. Это и составляет внутреннюю взаимосвязь между обучением и развитием, при которой правильно организованные воспитание и обучение ведут за собой развитие, опираясь на формирующиеся психи­ческие функции.