Характеристика чиновников оренбургской губернии – участников войны 1812 года и заграничных походов русской армии
Прошло почти 200 лет со времени величайшего события XIX века – Отечественной войны 1812 года, вызывавшего и продолжающего вызывать интерес со стороны историков и краеведов. Однако их внимание обращено в основном на наиболее значительные факты войны. Если говорить о конкретных участниках войны, то исследователи предпочитают изучать биографии полководцев и героев войны, оставляя без внимания жизнь рядовых участников, пусть даже и тянувших офицерскую лямку.
Более полные сведения об этой категории военнослужащих и их дальнейшей судьбе можно получить лишь из формулярных списков, составленных в период их уже статской службы [1]. Они представляют собой достаточно объемный, но малоизученный информационный пласт, позволяющий составить историко-социологический портрет чиновников нашего края в первой половине XIX века.
Наше исследование проведено на материале формулярных списков Оренбургского губернского правления за 1826 год [3-5]. Списки 1826 года были выбраны не случайно. К этому времени прошло более 10 лет после завершения боевых действий, и основная масса участников была отправлена в отставку. Формулярные списки дают уникальную возможность проследить процесс социальной адаптации боевых офицеров – участников войны 1812 года и заграничных походов к гражданской службе.
В формулярных списках Оренбургского губернского правления за 1826 год числится 558 чиновников и канцеляристов. Из них 29 человек являются участниками войны 1812 года и заграничных походов, что составляет около 5% всех служащих. Средний возраст ветеранов войны - 44 года. Самый старший из них - 61-летний коллежский советник Федор Андреевич Тиханов, выходец из обер-офицерских детей. Он начал службу еще в 1795 году в Илецком пехотном полку [2, л.88]. Самый молодой - 31-летний уфимский дворянин ротмистр Лев Николаевич Воецкий - был зачислен в Уфимский гарнизонный батальон в 1808 году [3, л.602].
Российские потомственные дворяне составляют большинство среди участников войны - 17 человек, представлены и иностранные дворяне (2 человека). Также среди ветеранов войны есть выходцы из солдатских (4 человека) и обер-офицерских (3 человека) детей и по 1 одному представителю из татарских князей, удельных и государственных крестьян.
Интересным фактом является то, что, перейдя на гражданскую службу, большинство (22 из 29 человек) не спешило переводить свои военные звания в гражданские чины. Наивысший воинский чин имел судья Оренбургского совестного суда полковник Илья Иванович Жмакин. Свою службу он начал в 1793 году в лейб-гвардии Семеновском полку. При этом подполковником он стал еще до военной кампании 1812 года [2, л.37]. Самый незначительный по Табели о рангах чин имел частный пристав Оренбургской городской полиции Ларион Васильевич Кряжев [4, л.48]. Несмотря на солидный возраст (61 год), значительную выслугу (30 лет), знак отличия военного ордена святого Георгия, ранение и плен, он дослужился только до подпоручика. Происходя из государственных крестьян, едва ли он мог рассчитывать на что-то большее.
В какие учреждения губернского правления устраивались бывшие офицеры? Чаще всего их можно было увидеть среди чинов городской и уездной полиции. На должности городничих находились 6 человек. Еще 3 человека занимали в городской полиции более скромные должности - от частных приставов до секретарей. 5 бывших офицеров были избраны на должности земских исправников, на которых возлагалась основная полицейская функция - сохранять в уезде "благочиние, добронравие и порядок"[5]. 5 человек занимали различные должности в судебных органах. Лишь единицы сумели попасть в такое учреждение, как Казенная палата, поскольку для успешной деятельности здесь требовались высокая квалификация и знание финансового дела. К таковым, очевидно, относился советник Казенной палаты Федор Андреевич Тиханов. Будучи выходцем из обер-офицерских детей, Федор Андреевич отличился в деле питейных сборов, заслужив даже благодарность от министра финансов [2, л. 89].
Необходимо отметить, что подавляющее большинство участников военных действий были удостоены различных наград (24 человека из 29). Самой распространенной наградой был орден святой Анны 4-й степени (8 человек). Орден святой Анны 4-й степени - первая офицерская награда, которой награждали офицера любого чина только за военные заслуги [6]. Более редкой наградой был орден святого Владимира 4-й степени. Его были удостоены только 5 офицеров. Все выходцы из крестьян и солдатских детей, начинавшие службу в нижних чинах, были награждены знаком отличия военного ордена Святого Георгия, который являлся самой высшей наградой для солдат и унтер-офицеров. Среди наград встречаются иностранные награды. Например, Федор Андреевич Тиханов за участие в Прусской компании 1813 года был удостоен Ордена прусского парламента [2, л.88].
Формулярные списки чиновников интересны еще и тем, что они более подробно, чем офицерские послужные списки, описывают участие чиновников в боевых действиях. Приведем одну из наиболее любопытных боевых биографий. Полицмейстер Оренбургской городской полиции Лев Васильевич Соколов «в 1812 году в городе Десне был командирован с 45 чинами для прикрытия 11 егерского полка, оттуда вступил в команду начальника штаба и имел ежедневно с неприятельскими аванпостами перестрелки. Был в действительном сражении при городе Витебске. Затем был командирован под город Смоленск арьергардным командиром для открытия неприятеля, коего нашел при местечке Гусинино. Переодевшись в крестьянское платье, в лагере неприятеля осмотрев корпус неприятельских войск и возвратившись своей командой атаковал неприятельский аванпост, был ранен в левую руку в большой палец, взял в плен обер-офицера, унтер-офицера и 12 рядовых, за что произведен главнокомандующим первой Западной армии генералом от инфантерии Барклаем штаб-ротмистром. Был при защите города Смоленска при Полоцком монастыре и в генеральном сражении при Бородино, где был ранен в правое и левое плечо саблей, и за учиненное отличие награжден золотой саблей с надписью за храбрость» [2, л.391]. Обращает на себя внимание и то, что, получив 3 серьезных ранения, Соколов остался в действующей армии.
Судя по формулярным спискам, тяжелые ранения в ходе боевых действий получили большинство ветеранов (17 из 29 человек). И хотя преобладали пулевые ружейные ранения, последствия их почти всегда приводили к инвалидности. Белебеевский городничий Егор Федорович Фесин при деревне Петервальд был ранен в левую руку пулей «с повреждением большой локтевой кости, от чего рука начала сохнуть» [4, л.98]. Верхнеуральский городничий Иван Иванович Клачков при штурме города Прейсиш-Эйлау был «ранен в левую ногу внизу икры ружейной пулей на вылет и колено правой ноги пулей, и оная не вынута и контузия в голову от разорвавшегося ядра» [4, л.112]. Подполковник Александр Васильевич Коренев «при Бородино был ранен в голову выше левого виска черепа от разорванной гранаты» [2, л.468].
Что же побуждало этих раненых и больных людей поступать на службу, которая нередко требовала от них не меньших усилий, чем участие в военных действиях? Формулярные списки дают ответ и на этот вопрос. Лишь 9 из 29 человек значились в качестве владельцев крепостных душ. Из них только у 4 человек крестьяне жили в поместных деревнях, а у остальных были в качестве прислуги в городских домах. Почти у всех были семьи, для содержания которых нужно было иметь хотя бы скудное жалование полицейского чиновника или земского исправника.
Документы свидетельствуют, что и на гражданской службе ветераны войны вполне оправдывали свои оклады. Губернский секретарь Оренбургской городской полиции Григорий Васильевич Карлов «во время служения в оренбургской полиции за поимку бежавшего рядового Дмитрия Кирчевского, который изранил дворового человека штаб-лекаря Анофриева и выкрал денег 3080 рублей, всемилостивейше пожалован золотой табакеркой» [4, л.49]. Земский исправник Иван Иванович Есселев был награжден уже в мирное время орденом святой Анны 2-й степени за сбор в Стерлитамакском уезде «всех прошлых лет недоимок» [2, л.399].
Выйдя в отставку, участники антинаполеоновских войн, получали от государства возможность адаптироваться к мирным условиям жизни через приемлемые для них сферы служебной деятельности. Подобное явление было характерно не только для Оренбургской губернии. Следует полагать, что это было осознанное проявление кадровой политики государства, которая позволяла решать двоякую задачу: трудоустроить отслуживших свой срок военнослужащих и внедрить в провинциальные государственные органы отставных военных, ставших за время своей службы добросовестными исполнителями державной воли. На гражданской службе в большинстве своем ветераны войны трудились в органах городской и сельской полиции.
Таким образом, формулярные списки чиновников, не использовавшиеся прежде для изучения вопросов военной истории, действительно могут дать уникальный материал об участниках войны 1812 года и заграничных походов русской армии, что немаловажно для персонифицированного изучения истории грандиозной войны XIX века, имеющей большое значение для политического, общественного, культурного и военного развития Российского государства.
- Победа россии в отечественной войне 1812 года над францией как исторический феномен
- Современный взгляд на сущность военной стратегии россии первой четверти XIX века
- «И в москве бывали мы, и париж видали мы …»: о вкладе народов башкортостана в победу в отечественной войне 1812 г.
- Литература
- Боевая деятельность башкирских полков в отечественной войне 1812 года. От начала войны до бородинского сражения
- Литература
- Памятные даты россии в воспитательной работе учителей истории и обществознания
- Литература
- Исторический феномен «советского патриотизма» и социокультурные практики современной россии
- Литература
- Историографический обзор участия оренбургского казачества в отечественной войне 1812 г. И заграничных походах русской армии 1813-1814 гг.
- Литература
- Секция 1. Отечественная война 1812 г. В судьбах народов Южного Урала
- Родословная участника отечественной войны 1812 года федора никитича черникова-онучина
- Башкирские воины – участники военных действий отечественной войны 1812 года
- Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала
- Отечественная война 1812 года в судьбах моих земляков
- Патриотический подъём народов южного урала во время отечественной войны 1812 года
- Литература
- Документы об участии народов южного урала в отечественной войне 1812 года
- Дипломатическая деятельность м.И. Кутузова (к вопросу о личностном подходе в преподавании истории)
- Деятельность оренбургского военного губернатора г.С. Волконского в 1812 году в отечественной историографии
- Литература
- Башкирские народные песни об отечественной войне 1812 года
- Геройство южноуральцев в борьбе с наполеоном
- Народы южного урала в отечественной войне
- 1812 Года
- Была ли отечественная война 1812 года для башкир «отечественной»?
- Литература
- К вопросу о состоянии материальной части артиллерийских рот на южном урале накануне отечественной войны 1812 года
- Литература
- Патриотические чувства в башкирских легендах и песнях об отечественной войне 1812 года
- Славный путь башкирских воинов в отечественной войне 1812 года
- Он был в смоленске щит, в париже – меч россии
- Отечественная война 1812 года в башкирских песнях и преданиях
- Религия и искусство башкир после отечественной войны 1812 года
- Башкиры в отечественной войне 1812 года
- Горные заводы южного урала в отечественной войне 1812 г. И заграничных походах русской армии
- Литература
- Патриотические чувства и мысли башкирского народа в исторических песнях периода отечественной войны 1812 года
- Литература
- Подвиги народов южного урала в отечественной войне 1812 года
- Характеристика чиновников оренбургской губернии – участников войны 1812 года и заграничных походов русской армии
- Литература
- Некоторые подробности событий, связанных с Бородинской битвой.
- Смелость башкирских воинов в отечественной войне 1812 года
- Народы нашего края в отечественной войне 1812 года
- Вечный памятник мужества башкир в отечественной войне 1812 г.
- Секция 2. Теоретические, методологические и методические аспекты изучения событий Отечественной войны 1812 г. В школьном курсе отечественной и региональной истории
- В процессе обучения истории
- Баязит Бикбайҙың “Ҡаһым түрә” драмаһында “намыҫ” концептының бирелеше
- Некоторые аспекты изучения событий отечественной войны 1812 г. В курсе истории в вузах
- Методические аспекты изучения истории отечественной войны 1812 г. В школьном курсе
- (.Х9кимовты4 тарихи романдарында фольклор элементтарыны4 стилистик 3улланышы
- Теоретические аспекты изучения событий Отечественной войны 1812 г. В школьном курсе отечественной и региональной истории
- Литература
- Отечественная война 1812 года в курсе всеобщей, отечественной и региональной истории
- Отражение событий отечественной войны 1812 года в произведениях м.Ю. Лермонтова
- Литература
- Интегрированный урок из элективного курса «Отечественная война 1812 года» ( история, мхк, история и культура Башкортостана)
- Партизанское движение в войне 1812 года (разработка урока)
- Отечественная война 1812 года в школьном историческом образовании
- Отечественная война 1812 года (урок истории, 8 класс)
- Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала
- Литература
- Произведения изобразительного искусства, посвящённые башкирским воинам периода отечественной войны 1812 года
- Литература
- Использование краеведческого материала при изучении войны 1812 года на уроках истории России
- Формирование гражданственности обучающихся на уроках историко-обществоведческого цикла
- Отечественная война 1812 года во внеклассной работе
- Война 1812 года и дальнейшее развитие патриотической идеи в России
- «Северные амуры» на уроках истории и культуры Башкортостана
- Отечественная война 1812 года в башкирской фольклористике
- Литература.
- Воспитание патриотизма на уроках литературного чтения
- Разработка урока по теме «Отечественная война 1812 года»
- 1. Вторжение Наполеона в Россию.
- Анализ содержания учебников для 8 класса по теме: «Отечественная война 1812 г.» (Взгляд учителя-практика)
- Патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории
- Секция 3. Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Воспитание гражданственности подрастающего поколения
- Литература
- Воспитываем гражданина и патриота
- Современные требования к патриотическому воспитанию молодого поколения на примерах военной истории урала
- Литература
- Патриотическое воспитание школьников в современных условиях
- Патриотические традиции башкир как основы гражданского и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения: философско-исторический анализ
- Литература
- Воспитание патриотизма через чувства и переживания
- Проблема военно-патриотического воспитания, её понимание и подход к решению
- Литература
- Из школьного опыта по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Литература
- Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников
- Организация и проведение военно-спортивного праздника, посвященного 200-летней годовщине отечественной войны 1812 г.
- Воспитание патриотизма у школьников на примере Отечественной войны 1812 года
- Изучение отечественной военной истории как неотъемлемая составляющая военно-патриотического воспитания
- Патриотическое, гражданское воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Роль музыкального искусства в формировании духовно-нравственного воспитания младших школьников
- О духовно-нравственном воспитании в школе
- Значимость башкирских исторических народных песен в воспитании патриотизма в свете 200-летия отечественной войны 1812 года
- Некоторые суждения о патриотическом воспитании учащихся в начальной школе
- Патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся через использование проектной деятельности на уроках истории
- О значении патриотического воспитания в школе
- Литература
- «У войны не женское лицо, однако, еще ни одна война не прошла без их участия»
- Вклад туймазинцев в Великую Отечественную войну
- Патриотическое воспитание в нижнетроицкой средней школе
- Литература
- Формирование патриотизма у учащихся оренбургской области на уроках истории и во внеурочное время на примерах отечественной войны 1812 г.
- «Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых»
- Современные требования к гражданскому воспитанию молодежи
- Документальные материалы о великой отечественной войне на территории башкортостана
- Люди нашего села
- Патриотическое воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно- нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- Некоторые аспекты истории возникновения и развития отношения государства к проблемам детей-сирот и детских домов
- Литература
- О воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Истоки патриотизма
- О современных требованиях к патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- Патриотизм народов Южного Урала в Отечественной войне 1812 года в воспитании подрастающего поколения
- Патриотизм народа на примере Отечественной войны 1812 года
- Литература
- Герои нашего времени (Герои России – уроженцы Республики Башкортостан)
- Гражданско–патриотическое воспитание молодежи в свете славных боевых традиций Вооруженных Сил, примеров мужества и героизма защитников Отечества
- Основные меры правительства Башкирской Автономной Советской Социалистической республики по вопросам социального обеспечения населения в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
- Литература
- Из опыта работы гуо «Общеобразовательная средняя школа № 7 » г. Борисова по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся
- Использование возможностей межпредметных связей в воспитании патриотизма в общеобразовательной школе
- Литература
- Воспитание молодежи на примерах совместного патриотического прошлого истории России и Башкортостана
- О Гражданско – патриотическом воспитании молодежи
- Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников
- Формы и методы организации патриотического воспитания подрастающего поколения на примере истории Отечественной войны 1812 года
- Военно-исторический клуб «северные амуры» – активный пропагандист воинской славы башкирского народа
- Влияние личности учителя на нравственно-патриотическое воспитание учащихся
- Литература
- О военно-патриотическом и гражданском воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Формирование у учащихся гражданско-патриотической позиции, воспитание гражданственности и духовности
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся в мобу ги с. Новотаймасово
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература.
- Роль школьного музея в системе патриотического воспитания учащихся
- Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала.
- Совместная творческая работа в школьном краеведческом музее
- 3. Научно-методические семинары:
- 5. Конкурсы ученических проектов:
- 6. Общешкольные мероприятия, посвященные юбилейной дате:
- 7. Проведение проектной недели в школе:
- 8. Классные часы:
- 9. Работа с родителями:
- 10. Список рекомендуемой литературы:
- Электронные журналы.
- Электронные каталоги и библиотеки.
- Меры, принимаемые к гражданам, уклоняющимся от трудовой мобилизации в Башкирской асср в годы Великой Отечественной войны.
- Роль краеведческой научно-исследовательской работы в системе патриотического воспитания обучающихся
- Литература.
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Роль школьного музея в патриотическом и духовно-нравственном воспитании школьников
- Задачи музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература
- Практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Историко-этнографические экспедиции как направление научно-исследовательской деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования
- Литература
- Практика музейной работы в системе патриотического воспитания
- Школьные музеи – центры воспитания патриотизма
- Организация исследовательской деятельности учащихся как основа формирования творческой личности
- Исследовательская деятельность на уроках истории
- О методике организации научно-исследовательской деятельности в школе
- Литература:
- О роли исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература
- Историко-этнографические музеи в контексте ученических исследований
- Литература
- Роль школьного музея в воспитании патриотизма учащихся
- Использование методических приемов музейной педагогики на уроках истории и культуры башкортостана
- Школьный музей – хранитель и носитель историко-патриотического наследия
- Организация исследовательской работы по истории великой отечественной войны в начальных классах.
- Развитие исследовательских умений школьников в условиях новых образовательных стандартов
- Литература:
- Формы и методы исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Об опыте музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Методика организации и проведения поисковой работы «Следы войны в моем роду»
- Краеведческие исследования в образовательных учреждениях
- Литература
- Организация учебно-исследовательской, краеведческой деятельности на основе проектного обучения средствами музейной педагогики
- Литература
- Опыт поисковой деятельности
- Музейная и поисково-исследовательская работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Формирование патриотизма и личностных качеств учащихся на основе исследовательского метода обучения
- Программа деятельности школьного краеведческого музея
- Музейная педагогика – один из важнейших элементов воспитательного процесса в школе
- Литература
- Школьный музей - задачИ, роль и значение в системе патриотического воспитания обучающихся
- Музей как средство патриотического и духовно-нравственного воспитания в поликультурном пространстве вуЗа