Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала
Вся Россия, пол Европы живут в ожидании юбилея – в августе 2012 года в России на государственном уровне будет отмечаться 200-летие победы России в Отечественной войне 1812 года. Ожидаемый праздник – нечто большее для тех граждан, кому не безразличны судьба Отечества, историческая правда, патриотические чувства. Это не рядовой праздник, а массовое мероприятие исторического значения, важное и для нашего Башкортостана.
В 1812 году, когда пришла весть о нашествии наполеоновских войск, во всех башкирских кантонах начали готовиться к дальнему походу. За короткое время, летом и осенью 1812 года в Оренбургской губернии по распоряжению военного губернатора, генерала от кавалерии князя Г.С. Волконского были собраны и отправлены в армию 18 башкирских и 2 мишарских конных пятисотенных полков. На службу снаряжали мужчин в возрасте от 20 до 50 лет, каждый третий взрослый житель. Один человек выставлялся в среднем от 4-5 дворов. Воины, призванные в ряды полков, должны были за свой счет подготовить вооружение и всю походную амуницию и явиться при двух конях. Ранее, в 1811 году в армию, по именному указу императора были отправлены 1-й и 2-й башкирские полки. Все эти полки приняли участие в заграничных походах русской армии 1813-1814 годах. В Оренбургской губернии, т.е. на территории исторического Башкортостана, было создано также 2 тептярских, 5 оренбургских, 5 уральских казачьих, 1 оренбургский драгунский, 2 уфимских полка. Башкиры смогли выставить довольно значительную военную силу для своего времени. Они сражались на Бородинском поле, воевали в составе «летучих» кавалерийских отрядов, преследовали неприятеля при наступлении русской армии, осыпали французов стрелами в битве при Березине, одними из первых вступили в Париж. Французы отмечали удивительную смелость, решительность, бесстрашие и выносливость башкир, чем они отличались во всех походах и сражениях. Народы края своими добровольными пожертвованиями также оказали значительную материальную помощь армии и населению освобожденных от французских захватчиков губерний России. Башкиры, мишари, тептяри собрали в пользу армии 500 тыс. руб., отправили на фронт 4139 строевых лошадей. Башкиры всегда гордились своим массовым участием в Отечественной войне 1812 года. Победа над врагами России окрылила их сознание чувством национальной гордости. В память об Отечественной войне создавались песни, легенды, предания.
Большая часть башкирских полков начала формироваться в августе 1812 года. В данном случае речь идет о сборе всеобщего ополчения башкир на войну. Местом сбора башкирских и мишарских полков был назначен Нижний Новгород, откуда они должны были направляться по обстоятельствам войны в армию. По документам известны места формирования башкирских и мишарских полков. 7-й, 8-й, 9-й башкирские полки были сформированы близ крепости Нововоздвиженской из башкир 9- го кантона Оренбургского уезда и выступили в поход через Самару. Наши земляки, это башкиры нынешнего северо-восточных районов Республики Башкортостан (Салаватский, Кигинский, Дуванский, Белокатайский, Мечетлинский районы), были в составе 7-го полка.
В качестве командующих полками назначались штабс-офицеры и обер-офицеры гарнизонных частей, расквартированных на Оренбургской пограничной линии. Командиры полков: 7-го – майор Кизильского гарнизонного батальона С.А.Вильчик, с октября майор 3-го линейного Оренбургского батальона Аксенов ; 8-го – капитан Оренбургского гарнизонного полка Н. Плешивцев ; 9-го – штабс-капитан Верхнеуральского гарнизонного батальона М.С. Попов.
В течение лета и осени полки собирались и по мере готовности отправлялись в армию. 8-й полк был отправлен 6 октября, 10 октября – 9-й полк, а наш 7-й полк 12 октября. Большая часть полков, отправляемых к армии, была объединена в бригады, названные по именам командиров. 7-й, 8-й. 9-й полки – бригада майора Аксенова. 11 ноября 7-й полк прибыл в Самару, ставший на постой в д. Нижняя Подавка. На Волге шел осенний ледоход, и переправиться на другой берег было невозможно, поэтому башкиры простояли в городе и окрестностях его целый месяц. 29 ноября 8-й и 9-й башкирские полки переправились через замерзшую Волгу, на следующий день 7-й полк перешел из деревни в Самару. В 7-ом полку было 497 рядовых (трое умерли в дороге), 30 чиновников и нестроевых, всего – 527 человек, лошадей 526 строевых и 262 вьючных ; в 8-ом полку 500 рядовых, 30 чиновников и нестроевых, всего – 530 человек, 530 строевых и 274 вьючных лошадей ; в 9-м полку 498 рядовых (двое умерли на марше), 30 чиновников и нестроевых, всего – 528 человек , 528 строевых и 274 вьючных лошадей. Вот так начинался славный боевой путь наших предков, воинов 7-го полка против наполеоновских войск в Отечественной войне 1812-1814 годах. Таким образом, они не успели участвовать в битве на Бородинском поле и не приходилось участвовать в боях за Париж, но отважно сражались в других участках войны.
Пять башкирских полков участвовали 4-7 октября 1813 года в «Битве народов» около города Лейпцига. За храбрость в этой битве многие башкирские воины награждены орденами. В том числе зауряд-сотник из деревни Урманчино Салаватского района Биктимер Акбалтин награжден орденом Святой Анны 3-й степени. Также он и зауряд-хорунжий Бузъянъяр Темяков из деревни Идрисова– серебряной медалью «В память войны 1812 года». Прославились и потомки героя Отечественной войны Биктимера Акбалтина. Один из его сыновей учился в Оренбургском кадетском училище. Предстоит по архивным документам установить его имя и службу в Российской армии. Садик Закиров был первым коммунистом деревни, в партию вступил еще 1905 году и сидел в знаменитой сибирской тюрьме «Александровский Централ». Габсалям Мурсалимов со своим односельчанином Гарифом Галиным в 1920 году защищал город Петроград от Юдинича. Потом в составе бригады Мусы Муртазина воевал на Украине и Польше. Мухаметьян Салахов в 1938 году закончил Уфе КомВУЗ, работал председателем колхоза в деревнях Баш-Ильчикеево и Урманчино. Во время Великой Отечественной Войны, имея бронь, в 1942 году ушел добровольцем на фронт. Он писал: «Прошу зачислить меня добровольцем в Красную Армию. Буду служить честно и драться с фашистами до последней капли крови» (ПАБО, ф. 1767, оп. 34, д. 30, л. 19). Ильгам Фахретдинов во время Великой Отечественной войны был кавалеристом дивизии М. Шаймуратова, героически погиб при выходе дивизии из рейда глубокого тыла фашистов.
Возвращаясь из Парижа домой после победоносной войны с наполеоновскими полчищами, башкирские конники сделали огромный круг, чтобы посетить дом великого немецкого поэта Гете. После беседы с поэтом они подарили ему башкирский колчан, лук и стрелы. Также известно, что князь Карл Гюнтер из села Шварц пригласил в гости башкирских воинов 7-го полка, в составе которого были наши земляки. Когда немцы засомневались в силе башкирской стрелы, один молодой воин по разрешению священника стреляет на купол церкви, и эта стрела остается там.
Чтобы воспитывать чувства патриотизма у школьников, я на уроках математики и в различных внеклассных мероприятиях им предлагаю решить задачи по фактам Отечественной войне 1812-1814 годах и Великой Отечественной войне 1941-1945 годах. Например:
Задача 1. По переписи населения 1816 года в д. Терменево было 32 двора, Сюрюкаево – 21двор, Ильчикеево – 28, Мурсалимкино – 13 дворов, Урманчино – 16 дворов, Карагулово - 12 дворов. Сколько человек участвовало в Отечественной войне 1812 года из каждой деревни Тюбеляцкой волости, если известно, один воин выставлялся в среднем от 4-5 дворов? Найдите общее количество участников этой войны по волости.
Задача 2. Какой путь проделали башкирские конники от Парижа до Уфы, если длина отрезка на карте 3,3 см, а масштаб карты 1:100 000 000? За сколько дней добрались воины домой, если известно, что «дневной лошадиный путь» составляет 40-50 км ?
Вовлечение широкой общественности в празднование 200-летия победы России в Отечественной 1812 года пробуждает творческий интерес к изучению истории Отечества, родного края, и расширяет возможности по воспитанию патриотизма и коллективизма у подрастающего поколения,
- Победа россии в отечественной войне 1812 года над францией как исторический феномен
- Современный взгляд на сущность военной стратегии россии первой четверти XIX века
- «И в москве бывали мы, и париж видали мы …»: о вкладе народов башкортостана в победу в отечественной войне 1812 г.
- Литература
- Боевая деятельность башкирских полков в отечественной войне 1812 года. От начала войны до бородинского сражения
- Литература
- Памятные даты россии в воспитательной работе учителей истории и обществознания
- Литература
- Исторический феномен «советского патриотизма» и социокультурные практики современной россии
- Литература
- Историографический обзор участия оренбургского казачества в отечественной войне 1812 г. И заграничных походах русской армии 1813-1814 гг.
- Литература
- Секция 1. Отечественная война 1812 г. В судьбах народов Южного Урала
- Родословная участника отечественной войны 1812 года федора никитича черникова-онучина
- Башкирские воины – участники военных действий отечественной войны 1812 года
- Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала
- Отечественная война 1812 года в судьбах моих земляков
- Патриотический подъём народов южного урала во время отечественной войны 1812 года
- Литература
- Документы об участии народов южного урала в отечественной войне 1812 года
- Дипломатическая деятельность м.И. Кутузова (к вопросу о личностном подходе в преподавании истории)
- Деятельность оренбургского военного губернатора г.С. Волконского в 1812 году в отечественной историографии
- Литература
- Башкирские народные песни об отечественной войне 1812 года
- Геройство южноуральцев в борьбе с наполеоном
- Народы южного урала в отечественной войне
- 1812 Года
- Была ли отечественная война 1812 года для башкир «отечественной»?
- Литература
- К вопросу о состоянии материальной части артиллерийских рот на южном урале накануне отечественной войны 1812 года
- Литература
- Патриотические чувства в башкирских легендах и песнях об отечественной войне 1812 года
- Славный путь башкирских воинов в отечественной войне 1812 года
- Он был в смоленске щит, в париже – меч россии
- Отечественная война 1812 года в башкирских песнях и преданиях
- Религия и искусство башкир после отечественной войны 1812 года
- Башкиры в отечественной войне 1812 года
- Горные заводы южного урала в отечественной войне 1812 г. И заграничных походах русской армии
- Литература
- Патриотические чувства и мысли башкирского народа в исторических песнях периода отечественной войны 1812 года
- Литература
- Подвиги народов южного урала в отечественной войне 1812 года
- Характеристика чиновников оренбургской губернии – участников войны 1812 года и заграничных походов русской армии
- Литература
- Некоторые подробности событий, связанных с Бородинской битвой.
- Смелость башкирских воинов в отечественной войне 1812 года
- Народы нашего края в отечественной войне 1812 года
- Вечный памятник мужества башкир в отечественной войне 1812 г.
- Секция 2. Теоретические, методологические и методические аспекты изучения событий Отечественной войны 1812 г. В школьном курсе отечественной и региональной истории
- В процессе обучения истории
- Баязит Бикбайҙың “Ҡаһым түрә” драмаһында “намыҫ” концептының бирелеше
- Некоторые аспекты изучения событий отечественной войны 1812 г. В курсе истории в вузах
- Методические аспекты изучения истории отечественной войны 1812 г. В школьном курсе
- (.Х9кимовты4 тарихи романдарында фольклор элементтарыны4 стилистик 3улланышы
- Теоретические аспекты изучения событий Отечественной войны 1812 г. В школьном курсе отечественной и региональной истории
- Литература
- Отечественная война 1812 года в курсе всеобщей, отечественной и региональной истории
- Отражение событий отечественной войны 1812 года в произведениях м.Ю. Лермонтова
- Литература
- Интегрированный урок из элективного курса «Отечественная война 1812 года» ( история, мхк, история и культура Башкортостана)
- Партизанское движение в войне 1812 года (разработка урока)
- Отечественная война 1812 года в школьном историческом образовании
- Отечественная война 1812 года (урок истории, 8 класс)
- Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала
- Литература
- Произведения изобразительного искусства, посвящённые башкирским воинам периода отечественной войны 1812 года
- Литература
- Использование краеведческого материала при изучении войны 1812 года на уроках истории России
- Формирование гражданственности обучающихся на уроках историко-обществоведческого цикла
- Отечественная война 1812 года во внеклассной работе
- Война 1812 года и дальнейшее развитие патриотической идеи в России
- «Северные амуры» на уроках истории и культуры Башкортостана
- Отечественная война 1812 года в башкирской фольклористике
- Литература.
- Воспитание патриотизма на уроках литературного чтения
- Разработка урока по теме «Отечественная война 1812 года»
- 1. Вторжение Наполеона в Россию.
- Анализ содержания учебников для 8 класса по теме: «Отечественная война 1812 г.» (Взгляд учителя-практика)
- Патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории
- Секция 3. Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Воспитание гражданственности подрастающего поколения
- Литература
- Воспитываем гражданина и патриота
- Современные требования к патриотическому воспитанию молодого поколения на примерах военной истории урала
- Литература
- Патриотическое воспитание школьников в современных условиях
- Патриотические традиции башкир как основы гражданского и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения: философско-исторический анализ
- Литература
- Воспитание патриотизма через чувства и переживания
- Проблема военно-патриотического воспитания, её понимание и подход к решению
- Литература
- Из школьного опыта по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Литература
- Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников
- Организация и проведение военно-спортивного праздника, посвященного 200-летней годовщине отечественной войны 1812 г.
- Воспитание патриотизма у школьников на примере Отечественной войны 1812 года
- Изучение отечественной военной истории как неотъемлемая составляющая военно-патриотического воспитания
- Патриотическое, гражданское воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Роль музыкального искусства в формировании духовно-нравственного воспитания младших школьников
- О духовно-нравственном воспитании в школе
- Значимость башкирских исторических народных песен в воспитании патриотизма в свете 200-летия отечественной войны 1812 года
- Некоторые суждения о патриотическом воспитании учащихся в начальной школе
- Патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся через использование проектной деятельности на уроках истории
- О значении патриотического воспитания в школе
- Литература
- «У войны не женское лицо, однако, еще ни одна война не прошла без их участия»
- Вклад туймазинцев в Великую Отечественную войну
- Патриотическое воспитание в нижнетроицкой средней школе
- Литература
- Формирование патриотизма у учащихся оренбургской области на уроках истории и во внеурочное время на примерах отечественной войны 1812 г.
- «Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых»
- Современные требования к гражданскому воспитанию молодежи
- Документальные материалы о великой отечественной войне на территории башкортостана
- Люди нашего села
- Патриотическое воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно- нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- Некоторые аспекты истории возникновения и развития отношения государства к проблемам детей-сирот и детских домов
- Литература
- О воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Истоки патриотизма
- О современных требованиях к патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- Патриотизм народов Южного Урала в Отечественной войне 1812 года в воспитании подрастающего поколения
- Патриотизм народа на примере Отечественной войны 1812 года
- Литература
- Герои нашего времени (Герои России – уроженцы Республики Башкортостан)
- Гражданско–патриотическое воспитание молодежи в свете славных боевых традиций Вооруженных Сил, примеров мужества и героизма защитников Отечества
- Основные меры правительства Башкирской Автономной Советской Социалистической республики по вопросам социального обеспечения населения в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
- Литература
- Из опыта работы гуо «Общеобразовательная средняя школа № 7 » г. Борисова по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся
- Использование возможностей межпредметных связей в воспитании патриотизма в общеобразовательной школе
- Литература
- Воспитание молодежи на примерах совместного патриотического прошлого истории России и Башкортостана
- О Гражданско – патриотическом воспитании молодежи
- Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников
- Формы и методы организации патриотического воспитания подрастающего поколения на примере истории Отечественной войны 1812 года
- Военно-исторический клуб «северные амуры» – активный пропагандист воинской славы башкирского народа
- Влияние личности учителя на нравственно-патриотическое воспитание учащихся
- Литература
- О военно-патриотическом и гражданском воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Формирование у учащихся гражданско-патриотической позиции, воспитание гражданственности и духовности
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся в мобу ги с. Новотаймасово
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература.
- Роль школьного музея в системе патриотического воспитания учащихся
- Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала.
- Совместная творческая работа в школьном краеведческом музее
- 3. Научно-методические семинары:
- 5. Конкурсы ученических проектов:
- 6. Общешкольные мероприятия, посвященные юбилейной дате:
- 7. Проведение проектной недели в школе:
- 8. Классные часы:
- 9. Работа с родителями:
- 10. Список рекомендуемой литературы:
- Электронные журналы.
- Электронные каталоги и библиотеки.
- Меры, принимаемые к гражданам, уклоняющимся от трудовой мобилизации в Башкирской асср в годы Великой Отечественной войны.
- Роль краеведческой научно-исследовательской работы в системе патриотического воспитания обучающихся
- Литература.
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Роль школьного музея в патриотическом и духовно-нравственном воспитании школьников
- Задачи музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература
- Практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Историко-этнографические экспедиции как направление научно-исследовательской деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования
- Литература
- Практика музейной работы в системе патриотического воспитания
- Школьные музеи – центры воспитания патриотизма
- Организация исследовательской деятельности учащихся как основа формирования творческой личности
- Исследовательская деятельность на уроках истории
- О методике организации научно-исследовательской деятельности в школе
- Литература:
- О роли исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература
- Историко-этнографические музеи в контексте ученических исследований
- Литература
- Роль школьного музея в воспитании патриотизма учащихся
- Использование методических приемов музейной педагогики на уроках истории и культуры башкортостана
- Школьный музей – хранитель и носитель историко-патриотического наследия
- Организация исследовательской работы по истории великой отечественной войны в начальных классах.
- Развитие исследовательских умений школьников в условиях новых образовательных стандартов
- Литература:
- Формы и методы исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Об опыте музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Методика организации и проведения поисковой работы «Следы войны в моем роду»
- Краеведческие исследования в образовательных учреждениях
- Литература
- Организация учебно-исследовательской, краеведческой деятельности на основе проектного обучения средствами музейной педагогики
- Литература
- Опыт поисковой деятельности
- Музейная и поисково-исследовательская работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Формирование патриотизма и личностных качеств учащихся на основе исследовательского метода обучения
- Программа деятельности школьного краеведческого музея
- Музейная педагогика – один из важнейших элементов воспитательного процесса в школе
- Литература
- Школьный музей - задачИ, роль и значение в системе патриотического воспитания обучающихся
- Музей как средство патриотического и духовно-нравственного воспитания в поликультурном пространстве вуЗа