Использование возможностей межпредметных связей в воспитании патриотизма в общеобразовательной школе
Воспитание патриотизма является частью государственной политики.
В данной статье сделана попытка раскрыть потенциальные возможности межпредметных связей в воспитании патриотизма в общеобразовательной школе.
Вопросами патриотического воспитания занимались многие учёные. Анализ существующих научных исследований показывает, что эта проблема при преподавании дисциплин гуманитарного и естественного циклов рассмотрена в научной литературе в достаточной степени. Однако потенциал интегрированных уроков в воспитании патриотизма не получил всестороннего рассмотрения. Как следствие, учителя разных школьных предметов, в том числе иностранных языков, испытывают затруднения по реализации возможностей учебных дисциплин в воспитании патриотизма.
Перечислим некоторые из них.
Нельзя не отметить стандартизацию воспитательного процесса в школе, разрыв между воспитанием и обучением, реализация принципа комплексности патриотического воспитания проходит не в полной мере. Существуют также нарушения преемственности между основными звеньями системы воспитания (семья, детский сад, школа, вуз, армия и др.), низкое качество учебников, в особенности с точки зрения реализации воспитательной функции, негативное влияние на молодёжь средств массовой информации. Ослаблена роль учителя в формировании личности школьника, родители учащихся, как правило, занимают пассивную позицию в вопросах воспитания детей.
Это приводит к тому, что современный подросток в век высоких информационных технологий обладает достаточно широким кругозором, однако его знания не носят систематизированного характера. Отмечается низкое качество знаний школьников по вопросам отечественной и зарубежной истории и культуры, слабая заинтересованность в происходящих событиях в стране и во всём мире. Многие учащиеся не умеют проявить себя в практической деятельности на пользу общества и государства, пассивны и равнодушны к проблемам, выходящим за рамки их личных интересов.
Для устранения недостатков в деле воспитания патриотизма и культуры межнациональных отношений в школе предлагаем следующие направления работы:
1.Необходимо расширить знания учащихся по вопросам политики, права, экономики, отечественной и зарубежной истории, культуры.
2.Научить школьников обращать внимание на происходящие в мире события, используя средства массовой информации, критически оценивать явления и события окружающего мира, разбираться в событиях внутри страны и во всём мире.
3.Создать условия для привития толерантного отношения к представителям различных культур, формирования навыков межкультурной коммуникации.
4.Необходимо подвести учащихся к пониманию важности изучения иностранных языков как средства разрешения многих проблем межкультурного общения и повышения престижа, усиления роли России в мире.
Повысить эффективность практической работы по воспитанию патриотизма на уроках в школе позволит соблюдение некоторых условий в воспитательном процессе:
1.Изменение объектной направленности воспитания на субъектно-объектную.
2.Использование возможностей межпредметных связей.
3.Компенсирование недостатков учебников, используемых в учебном процессе.
4.Максимально эффективное использование учебного времени для достижения воспитательных целей.
5.Использование СМИ.
Современная ситуация в обществе характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме знаний-умений-навыков приходит федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - ФГОС нового поколения, в основе которого лежит системно-деятельностный подход к развитию универсальных учебных действий.
Новый стандарт призван возродить и воспитательную работу. Экзамен "на предмет воспитанности" проводить не будут, но в системе образования есть свои социологические исследования, которые позволят проверить результат. Стране нужны достойные люди, сильные личности, патриоты.
Следует отметить, что в условиях введения ФГОС нового поколения содержание учебного материала изменится незначительно, однако будет сделан упор на развитие личности и универсальные учебные умения. Будет уделяться большое внимание межпредметным связям, навыкам ребят ориентироваться в больших объемах информации. Кроме того, детей будут учить решению творческих задач, чтобы впоследствии они могли принимать нестандартные решения. Около 20% всего содержания образования станет вариативным, выбор будут делать родители учеников.
Проблемы воспитания средствами иностранного языка сегодня очень актуальны.
Однако, изучение иностранного языка не может быть оторванным от остальной школьной программы. Необходимо использовать уже имеющиеся знания учащихся по предметам гуманитарного цикла: литературе, истории, граждановедению, мировой художественной культуре и др. В учебных программах этих предметов сконцентрированы социокультурный опыт человечества, образцы подлинной гражданственности, гуманизма, творческого мышления.
Овладение школьниками основами гуманитарных дисциплин способствует воспитанию у них базовых личностных и профессиональных качеств: современного научного мировоззрения, патриотических убеждений, гражданской позиции, нравственного сознания, культуры.[1,с.3].
Если в учебнике по иностранному языку встречаются отрывки из литературных произведений, то в процессе работы над этими текстами обязательно следует обсудить, какие общечеловеческие ценности затрагиваются в них автором, существуют ли похожие проблемы в России, попросить учащихся выразить своё отношение к поступкам героев, вспомнить, какие русские авторы поднимали сходные проблемы. Если такие тексты отсутствуют, можно использовать возможности домашнего чтения. В этом случае учитель сам подбирает художественные тексты по той или иной тематике. Воспитание патриотизма реализуется через воспитательные приёмы, используемые при работе с литературными произведениями: приведение примера, использование сравнения, сопоставления, противопоставления, разоблачения, анализ фактов и явлений.[1,с.4].
Курсы истории, граждановедения позволяют использовать знания учащихся об исторических событиях, о правовых основах, традициях и обычаях в России, за рубежом. Необходимо в дальнейшем применять сформированные на занятиях по этим предметам умения и навыки: получение информации из различных источников, осмысление всех точек зрения, представленных в них, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации; формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации; наблюдение и оценка явлений, событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на социально-политические, культурологические знания; оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической целесообразности; участие в обучающих играх, моделирующих ситуации из реальной жизни и т.д.[1,с.4].
Внеклассная работа по иностранному языку, тесно связанная с учебным процессом, способствует не только развитию интереса к изучению иностранного языка и расширению знаний, но и воспитанию чувства патриотизма.
Повышению интереса учащихся к изучаемому иностранному языку способствуют использование активных форм обучения, разнообразие средств и приемов работы на уроке, к которым целесообразно прибегать на итоговых уроках, когда у учащихся есть необходимая информация по теме, достаточный запас слов.
Необходимо шире использовать проектную деятельность учащихся. Она многообразна и интересна: поиск и сбор материалов, организация экспозиций, праздников. Участвуя в историко-краеведческой деятельности и совершая свои маленькие открытия, учащиеся воспринимают исторические события не как нечто далекое или нереальное, а становятся соучастниками боевых подвигов героев, испытывают радость сопереживания, горесть утрат. Таким образом, организация историко-краеведческой деятельности учащихся в процессе изучения иностранного языка способствует решению больших и сложных задач нравственно-патриотического, мировоззренческого воспитания подрастающего поколения.
Актуальна историческая тема «Der Vaterländische Krieg von 1812», разработанная на немецком языке.
Тема выбирается при самом активном участии ребят. Преподаватель выступает в роли консультанта.
Работа над проектом предполагает несколько этапов. Первый этап – представление проекта в целом. Учащиеся ориентированы на сбор необходимой информации через такие источники как газеты и журналы, телевидение, радио, библиотеки, художественные фильмы. Собрав материал на родном языке, ребята обсуждают его в группах и приступают к написанию немецкого варианта. На следующем этапе школьникам предлагается рассказать о результатах своих поисков. При этом учащимися заполняется обобщающая таблица, в которой указываются источники информации, имена героев, их героические подвиги.
Свои впечатления об осуществленном проекте учащиеся излагают письменно в форме микросочинения или обсуждают устно.
После необходимых корректировок и добавок материала организуется выставка проектов.
Пример проекта по теме «Der Vaterländische Krieg von 1812».
Im Jahr 2012 begeht Russland ein denkwürdiges Datum seiner Geschichte: vor 200 Jahren fand der Vaterländische Krieg von 1812 statt. Die besondere Aufmerksamkeit wird jenen Orten und Denkmälern gelten, die mit diesen heroischen Ereignissen verbunden sind. Das Gebiet Moskau, insbesondere der Kreis Moshaisk, ist besonders reich an Denkmälern. Gerade dort befindet sich Borodino – jener Ort, wo Anfang September 1812 die Generalschlacht zwischen der russischen und französischen Armee stattfand. An jedem ersten Sonntag im September wird jetzt in Russland der Tag von Borodino oder der Tag des militärischen Ruhmes begangen.
Следует помнить, чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется в целостной системе обучения в школе (не только в обучении иностранному языку), причём совсем не обязательно, чтобы она предваряла работу учащихся над проектом. Такая подготовительная работа должна проводиться постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом» (см. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка.// Иностранные языка в школе. 2000. - №2, 3).
Основной целью подготовки и осуществления проектов военно-патриотического содержания является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного демократического государства, формирование у граждан РФ высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовность к выполнению конституционных обязанностей.
Известно, что предмет «Иностранный язык» имеет огромный воспитательный потенциал. Всё, что вкладываем мы в наших воспитанников сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых людей, и это придает нам уверенность в том, что наша работа будет способствовать развитию и становлению нормального общества и сильной державы.
Каждый учитель иностранного языка с учётом возможностей своего предмета, способствует воспитанию у подрастающего поколения чувства любви к Родине, уважения к прошлому, ответственности за судьбу своей Родины.
Эту работу можно начать с изучения исторического материала. К примеру, на уроке иностранного языка использовать тексты, содержащие сведения об истории Отечества.
Следует шире использовать проектную деятельность, которая вызывает у школьников большой интерес. Разработка проектов, темой которых является «История Отечества», признаётся многими учителями перспективной.
- Победа россии в отечественной войне 1812 года над францией как исторический феномен
- Современный взгляд на сущность военной стратегии россии первой четверти XIX века
- «И в москве бывали мы, и париж видали мы …»: о вкладе народов башкортостана в победу в отечественной войне 1812 г.
- Литература
- Боевая деятельность башкирских полков в отечественной войне 1812 года. От начала войны до бородинского сражения
- Литература
- Памятные даты россии в воспитательной работе учителей истории и обществознания
- Литература
- Исторический феномен «советского патриотизма» и социокультурные практики современной россии
- Литература
- Историографический обзор участия оренбургского казачества в отечественной войне 1812 г. И заграничных походах русской армии 1813-1814 гг.
- Литература
- Секция 1. Отечественная война 1812 г. В судьбах народов Южного Урала
- Родословная участника отечественной войны 1812 года федора никитича черникова-онучина
- Башкирские воины – участники военных действий отечественной войны 1812 года
- Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала
- Отечественная война 1812 года в судьбах моих земляков
- Патриотический подъём народов южного урала во время отечественной войны 1812 года
- Литература
- Документы об участии народов южного урала в отечественной войне 1812 года
- Дипломатическая деятельность м.И. Кутузова (к вопросу о личностном подходе в преподавании истории)
- Деятельность оренбургского военного губернатора г.С. Волконского в 1812 году в отечественной историографии
- Литература
- Башкирские народные песни об отечественной войне 1812 года
- Геройство южноуральцев в борьбе с наполеоном
- Народы южного урала в отечественной войне
- 1812 Года
- Была ли отечественная война 1812 года для башкир «отечественной»?
- Литература
- К вопросу о состоянии материальной части артиллерийских рот на южном урале накануне отечественной войны 1812 года
- Литература
- Патриотические чувства в башкирских легендах и песнях об отечественной войне 1812 года
- Славный путь башкирских воинов в отечественной войне 1812 года
- Он был в смоленске щит, в париже – меч россии
- Отечественная война 1812 года в башкирских песнях и преданиях
- Религия и искусство башкир после отечественной войны 1812 года
- Башкиры в отечественной войне 1812 года
- Горные заводы южного урала в отечественной войне 1812 г. И заграничных походах русской армии
- Литература
- Патриотические чувства и мысли башкирского народа в исторических песнях периода отечественной войны 1812 года
- Литература
- Подвиги народов южного урала в отечественной войне 1812 года
- Характеристика чиновников оренбургской губернии – участников войны 1812 года и заграничных походов русской армии
- Литература
- Некоторые подробности событий, связанных с Бородинской битвой.
- Смелость башкирских воинов в отечественной войне 1812 года
- Народы нашего края в отечественной войне 1812 года
- Вечный памятник мужества башкир в отечественной войне 1812 г.
- Секция 2. Теоретические, методологические и методические аспекты изучения событий Отечественной войны 1812 г. В школьном курсе отечественной и региональной истории
- В процессе обучения истории
- Баязит Бикбайҙың “Ҡаһым түрә” драмаһында “намыҫ” концептының бирелеше
- Некоторые аспекты изучения событий отечественной войны 1812 г. В курсе истории в вузах
- Методические аспекты изучения истории отечественной войны 1812 г. В школьном курсе
- (.Х9кимовты4 тарихи романдарында фольклор элементтарыны4 стилистик 3улланышы
- Теоретические аспекты изучения событий Отечественной войны 1812 г. В школьном курсе отечественной и региональной истории
- Литература
- Отечественная война 1812 года в курсе всеобщей, отечественной и региональной истории
- Отражение событий отечественной войны 1812 года в произведениях м.Ю. Лермонтова
- Литература
- Интегрированный урок из элективного курса «Отечественная война 1812 года» ( история, мхк, история и культура Башкортостана)
- Партизанское движение в войне 1812 года (разработка урока)
- Отечественная война 1812 года в школьном историческом образовании
- Отечественная война 1812 года (урок истории, 8 класс)
- Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала
- Литература
- Произведения изобразительного искусства, посвящённые башкирским воинам периода отечественной войны 1812 года
- Литература
- Использование краеведческого материала при изучении войны 1812 года на уроках истории России
- Формирование гражданственности обучающихся на уроках историко-обществоведческого цикла
- Отечественная война 1812 года во внеклассной работе
- Война 1812 года и дальнейшее развитие патриотической идеи в России
- «Северные амуры» на уроках истории и культуры Башкортостана
- Отечественная война 1812 года в башкирской фольклористике
- Литература.
- Воспитание патриотизма на уроках литературного чтения
- Разработка урока по теме «Отечественная война 1812 года»
- 1. Вторжение Наполеона в Россию.
- Анализ содержания учебников для 8 класса по теме: «Отечественная война 1812 г.» (Взгляд учителя-практика)
- Патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории
- Секция 3. Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Воспитание гражданственности подрастающего поколения
- Литература
- Воспитываем гражданина и патриота
- Современные требования к патриотическому воспитанию молодого поколения на примерах военной истории урала
- Литература
- Патриотическое воспитание школьников в современных условиях
- Патриотические традиции башкир как основы гражданского и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения: философско-исторический анализ
- Литература
- Воспитание патриотизма через чувства и переживания
- Проблема военно-патриотического воспитания, её понимание и подход к решению
- Литература
- Из школьного опыта по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Литература
- Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников
- Организация и проведение военно-спортивного праздника, посвященного 200-летней годовщине отечественной войны 1812 г.
- Воспитание патриотизма у школьников на примере Отечественной войны 1812 года
- Изучение отечественной военной истории как неотъемлемая составляющая военно-патриотического воспитания
- Патриотическое, гражданское воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Роль музыкального искусства в формировании духовно-нравственного воспитания младших школьников
- О духовно-нравственном воспитании в школе
- Значимость башкирских исторических народных песен в воспитании патриотизма в свете 200-летия отечественной войны 1812 года
- Некоторые суждения о патриотическом воспитании учащихся в начальной школе
- Патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся через использование проектной деятельности на уроках истории
- О значении патриотического воспитания в школе
- Литература
- «У войны не женское лицо, однако, еще ни одна война не прошла без их участия»
- Вклад туймазинцев в Великую Отечественную войну
- Патриотическое воспитание в нижнетроицкой средней школе
- Литература
- Формирование патриотизма у учащихся оренбургской области на уроках истории и во внеурочное время на примерах отечественной войны 1812 г.
- «Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых»
- Современные требования к гражданскому воспитанию молодежи
- Документальные материалы о великой отечественной войне на территории башкортостана
- Люди нашего села
- Патриотическое воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно- нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- Некоторые аспекты истории возникновения и развития отношения государства к проблемам детей-сирот и детских домов
- Литература
- О воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Истоки патриотизма
- О современных требованиях к патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- Патриотизм народов Южного Урала в Отечественной войне 1812 года в воспитании подрастающего поколения
- Патриотизм народа на примере Отечественной войны 1812 года
- Литература
- Герои нашего времени (Герои России – уроженцы Республики Башкортостан)
- Гражданско–патриотическое воспитание молодежи в свете славных боевых традиций Вооруженных Сил, примеров мужества и героизма защитников Отечества
- Основные меры правительства Башкирской Автономной Советской Социалистической республики по вопросам социального обеспечения населения в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
- Литература
- Из опыта работы гуо «Общеобразовательная средняя школа № 7 » г. Борисова по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся
- Использование возможностей межпредметных связей в воспитании патриотизма в общеобразовательной школе
- Литература
- Воспитание молодежи на примерах совместного патриотического прошлого истории России и Башкортостана
- О Гражданско – патриотическом воспитании молодежи
- Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников
- Формы и методы организации патриотического воспитания подрастающего поколения на примере истории Отечественной войны 1812 года
- Военно-исторический клуб «северные амуры» – активный пропагандист воинской славы башкирского народа
- Влияние личности учителя на нравственно-патриотическое воспитание учащихся
- Литература
- О военно-патриотическом и гражданском воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Формирование у учащихся гражданско-патриотической позиции, воспитание гражданственности и духовности
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся в мобу ги с. Новотаймасово
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература.
- Роль школьного музея в системе патриотического воспитания учащихся
- Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала.
- Совместная творческая работа в школьном краеведческом музее
- 3. Научно-методические семинары:
- 5. Конкурсы ученических проектов:
- 6. Общешкольные мероприятия, посвященные юбилейной дате:
- 7. Проведение проектной недели в школе:
- 8. Классные часы:
- 9. Работа с родителями:
- 10. Список рекомендуемой литературы:
- Электронные журналы.
- Электронные каталоги и библиотеки.
- Меры, принимаемые к гражданам, уклоняющимся от трудовой мобилизации в Башкирской асср в годы Великой Отечественной войны.
- Роль краеведческой научно-исследовательской работы в системе патриотического воспитания обучающихся
- Литература.
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Роль школьного музея в патриотическом и духовно-нравственном воспитании школьников
- Задачи музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература
- Практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Историко-этнографические экспедиции как направление научно-исследовательской деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования
- Литература
- Практика музейной работы в системе патриотического воспитания
- Школьные музеи – центры воспитания патриотизма
- Организация исследовательской деятельности учащихся как основа формирования творческой личности
- Исследовательская деятельность на уроках истории
- О методике организации научно-исследовательской деятельности в школе
- Литература:
- О роли исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература
- Историко-этнографические музеи в контексте ученических исследований
- Литература
- Роль школьного музея в воспитании патриотизма учащихся
- Использование методических приемов музейной педагогики на уроках истории и культуры башкортостана
- Школьный музей – хранитель и носитель историко-патриотического наследия
- Организация исследовательской работы по истории великой отечественной войны в начальных классах.
- Развитие исследовательских умений школьников в условиях новых образовательных стандартов
- Литература:
- Формы и методы исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Об опыте музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Методика организации и проведения поисковой работы «Следы войны в моем роду»
- Краеведческие исследования в образовательных учреждениях
- Литература
- Организация учебно-исследовательской, краеведческой деятельности на основе проектного обучения средствами музейной педагогики
- Литература
- Опыт поисковой деятельности
- Музейная и поисково-исследовательская работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Формирование патриотизма и личностных качеств учащихся на основе исследовательского метода обучения
- Программа деятельности школьного краеведческого музея
- Музейная педагогика – один из важнейших элементов воспитательного процесса в школе
- Литература
- Школьный музей - задачИ, роль и значение в системе патриотического воспитания обучающихся
- Музей как средство патриотического и духовно-нравственного воспитания в поликультурном пространстве вуЗа