Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников
В работе любого образовательного учреждения одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Одна из важнейших составляющих процесса воспитания - формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
Образовательное учреждение самостоятельно расставляет акценты и выбирает для себя наиболее приемлемые виды воспитания, исходя из накопленного опыта, традиций, приоритетов. Как известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания - нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. МБОУ СОШ с. Покровка одним из ключевых направлений воспитательной работы определила гражданско-патриотическое воспитание.
Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма стало особенно актуальным в наше время. Одной из задач воспитательной работы в МБОУ СОШ д. Покровка является воспитание молодёжи в духе преданности и любви к своей Родине, гордости за подвиги отцов и дедов, совершённые ими на фронтах Великой Отечественной войны, в тылу при восстановлении разрушенного хозяйства, а также готовности служить своему Отечеству. Одним из способов формирования и развития патриотизма является поисковая и музейная деятельность. Трудно в рамках ограниченного времени учебных программ организовать поисково-исследовательскую деятельность. В данной ситуации школьные музеи способны помочь в решении этой непростой задачи. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. Кроме того, в школьном музее учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов.
Для привлечения учащихся к исследовательской деятельности руководителем школьного музея бала разработана программа. Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково- исследовательскую краеведческую деятельность.
Задачи:
1. Организация поиска материалов для пополнения музейного фонда.
2. Поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей семьи, школы, села, края;
3. Учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка;
4. Оформление и экспонирование материалов;
5. Организация экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных.
6. Проведение экскурсий для взрослых, посещающих школьный музей.
7. Организация исследовательской работы.
Неотъемлемой частью нашей работы является использование различных источников краеведческой информации. К документальным относятся: карты, книги, энциклопедические словари, справочники-определители, хрестоматии, сборники устного народного творчества народа, музейные материалы. К живым источникам относятся: местные жители (старожилы), специалисты – краеведы, научные работники. Самое главное состоит в том, чтобы научить ребят искать и находить нужный материал, делать записи.
Уже много лет в нашей школе функционирует кружок « Активисты школьного музея». Программа занятий с учащимися строится таким образом, что в течение учебного года они проходят базовый курс, в который входят: музееведение, военная история, краеведение и методика исследовательской и поисковой работы.
В результате ребята получают теоретические знания и практические навыки, которые в дальнейшем они смогут применить в самостоятельной деятельности.
При таком построении и организации работы открываются возможности:
Для заинтересованного и самостоятельного выбора учащимися вида деятельности;
Для активной и самостоятельной деятельности воспитанников.
Для формирования определённых моральных ценностей, служащих базой для формирования патриотических чувств;
Для формирования и развитие патриотических чувств на четырёх уровнях: моя семья, моё село, мой родной край, моя родина.
Всегда интересна история места, где живешь. Ребята нашей школы интересуемся историй, и им очень нравится открывать её тайны, пытаться связать настоящее с прошлым ее невидимыми нитями. Совместная с педагогом деятельность помогает им установить связи между фактами жизни и историей, в анализе, обобщении собранного материала, и редактировании работ. Работой они очень увлечены. Она многогранна, интересна. Поводом для начинания работ им служат разные случаи. Например, прочитав четверостишие о вечной памяти героев, ученица 11 класса Тарасова Д. задалась вопросом, на самом ли деле это так, или чаще это происходит на словах. Она провела опрос среди учащихся 5 -11 классов МБОУ СОШ с. Покровка, своих друзей и взрослых. Всего респондентов – 60. Предложила им вопросы на знание героев Советского Союза, России, нашего села. И что увидела? Согласно результатам, почти 90 % могли определить, кто же такой герой, это порадовало. 70% респондентов назвали Героев Советского Союза наших земляков. За какие заслуги перед Родиной они были удостоены звания, ответили только 2 человека. Исходя из результатов опроса, Тарасова сделала вывод, что действительно, Героев мы помним только на словах. Ученица решила исправить данное положение дел. Определила тему исследования: «Герои Советского Союза» В связи с этим поставила перед собой цель: исследовать историю почетного звания Героя Советского Союза и добиться должной оценки истинных героев Отечества.
Собрав и систематизировав материалы о Героях Советского Союза и их подвигах, она смогла заполнить некоторые пробелы в своих знаниях и учащихся нашей школы. Реферат исследовательской работы выставлен среди исследовательских работ в экспозиции школьного музея МБОУ СОШ д. Покровка, с исследовательской работой познакомились члены кружка «Активисты школьного музея» Даша провела повторно опрос и получила совершенно другие результаты. 98% опрашиваемых дали ответ на ранее поставленные вопросы. А значит, цель достигнута. Члены кружка «Активисты школьного музея» столкнулись с тем, что в музее мало собран материал о повседневной жизни наших жителей в годы Великой Отечественной войны. Ребята попытались реально исследовать те сложности и трудности военного времени, которые выпали в повседневной жизни на долю жителей наших деревень.
Теоретическая и практическая значимость данной работы определялась тем, что результаты могут быть использованы в память о тех, кто выдержал военное лихолетье. Собранный материал о том, какими были наши деревни в годы войны, может представлять интерес для широкого круга читателей, интересующихся историей родного края.
Материалы работы послужили основой для создания презентаций, которые уже использовались на школьной конференции, на уроках окружающего мира по изучению родного края.
Исследования проводились в январе 2010 - феврале 2011 г. Были собраны и записаны видеофрагменты воспоминаний жителей деревень Покровского сельского совета о своём военном детстве, изучены вопросы быта и материального положения населения, проанализированы материалы музея и документы районного архива. ( Похозяйственная книга основных производственных показателей хозяйств колхозников на 1943 – 1945 годы), составлена схема деревни того периода.
Данная работа стала скромной данью, выражением безграничной благодарности всем, кто сражался на фронте и в тылу, павшим и живым... Вернёмся к эпиграфу. Переживание за свою родину не покидает и в мирное время.
Наше село богато знаменитыми людьми. Члены кружка находят всё новые и новые имена.
Память о родном селе, о школе, об односельчанах всегда живет в их сердцах Иванова Леонтия Егоровича и Казанина Геннадия Семеновича.
С 2004 года Геннадий Семенович взял шефство над родной школой, является её спонсором. Именно благодаря его усилиям наша школа по материальной базе соответствует современным требованиям. Собрав материал, ребята убедились в том, что наш край прекрасный и богатый хорошими людьми. На этой земле родились и выросли наши знаменитости, для которых дороже всего родное село, родная природа. Находясь вдалеке от нас, Геннадий Семенович помогает нашему селу материально. Литературное слово Леонтия Егоровича рассказывает нам о том, как прекрасна природа, как красивы добрые и мужественные поступки, что доброта, сострадание, отзывчивость, заботливость – лучшие качества человека. Ребята, работая над данной темой, научились дорожить своей малой родиной и осознали, что они, жители края, являются хранителями и создателями наследия нашего села.
Таким образом, данная работа позволяет приобщить подрастающее поколение к истокам высокой духовности отечественного героизма и патриотизма, предполагает обучить школьников пониманию происхождения этих качеств, умению воспринимать и творить жизнь по принципам родства и сопричастности с историей, традициями, образцами мужественности и преданности своей стране, своему народу, воспитывать граждан – патриотов, готовых служить своему Отечеству, любить его и гордиться им.
Д.Ю. Быстрицкий, зав. кафедры теории и методики
физвоспитания и ОБЖ ИРО РБ (г. Уфа),
А.С. Валеева, ст. методист ИРО РБ (г. Уфа)
- Победа россии в отечественной войне 1812 года над францией как исторический феномен
- Современный взгляд на сущность военной стратегии россии первой четверти XIX века
- «И в москве бывали мы, и париж видали мы …»: о вкладе народов башкортостана в победу в отечественной войне 1812 г.
- Литература
- Боевая деятельность башкирских полков в отечественной войне 1812 года. От начала войны до бородинского сражения
- Литература
- Памятные даты россии в воспитательной работе учителей истории и обществознания
- Литература
- Исторический феномен «советского патриотизма» и социокультурные практики современной россии
- Литература
- Историографический обзор участия оренбургского казачества в отечественной войне 1812 г. И заграничных походах русской армии 1813-1814 гг.
- Литература
- Секция 1. Отечественная война 1812 г. В судьбах народов Южного Урала
- Родословная участника отечественной войны 1812 года федора никитича черникова-онучина
- Башкирские воины – участники военных действий отечественной войны 1812 года
- Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала
- Отечественная война 1812 года в судьбах моих земляков
- Патриотический подъём народов южного урала во время отечественной войны 1812 года
- Литература
- Документы об участии народов южного урала в отечественной войне 1812 года
- Дипломатическая деятельность м.И. Кутузова (к вопросу о личностном подходе в преподавании истории)
- Деятельность оренбургского военного губернатора г.С. Волконского в 1812 году в отечественной историографии
- Литература
- Башкирские народные песни об отечественной войне 1812 года
- Геройство южноуральцев в борьбе с наполеоном
- Народы южного урала в отечественной войне
- 1812 Года
- Была ли отечественная война 1812 года для башкир «отечественной»?
- Литература
- К вопросу о состоянии материальной части артиллерийских рот на южном урале накануне отечественной войны 1812 года
- Литература
- Патриотические чувства в башкирских легендах и песнях об отечественной войне 1812 года
- Славный путь башкирских воинов в отечественной войне 1812 года
- Он был в смоленске щит, в париже – меч россии
- Отечественная война 1812 года в башкирских песнях и преданиях
- Религия и искусство башкир после отечественной войны 1812 года
- Башкиры в отечественной войне 1812 года
- Горные заводы южного урала в отечественной войне 1812 г. И заграничных походах русской армии
- Литература
- Патриотические чувства и мысли башкирского народа в исторических песнях периода отечественной войны 1812 года
- Литература
- Подвиги народов южного урала в отечественной войне 1812 года
- Характеристика чиновников оренбургской губернии – участников войны 1812 года и заграничных походов русской армии
- Литература
- Некоторые подробности событий, связанных с Бородинской битвой.
- Смелость башкирских воинов в отечественной войне 1812 года
- Народы нашего края в отечественной войне 1812 года
- Вечный памятник мужества башкир в отечественной войне 1812 г.
- Секция 2. Теоретические, методологические и методические аспекты изучения событий Отечественной войны 1812 г. В школьном курсе отечественной и региональной истории
- В процессе обучения истории
- Баязит Бикбайҙың “Ҡаһым түрә” драмаһында “намыҫ” концептының бирелеше
- Некоторые аспекты изучения событий отечественной войны 1812 г. В курсе истории в вузах
- Методические аспекты изучения истории отечественной войны 1812 г. В школьном курсе
- (.Х9кимовты4 тарихи романдарында фольклор элементтарыны4 стилистик 3улланышы
- Теоретические аспекты изучения событий Отечественной войны 1812 г. В школьном курсе отечественной и региональной истории
- Литература
- Отечественная война 1812 года в курсе всеобщей, отечественной и региональной истории
- Отражение событий отечественной войны 1812 года в произведениях м.Ю. Лермонтова
- Литература
- Интегрированный урок из элективного курса «Отечественная война 1812 года» ( история, мхк, история и культура Башкортостана)
- Партизанское движение в войне 1812 года (разработка урока)
- Отечественная война 1812 года в школьном историческом образовании
- Отечественная война 1812 года (урок истории, 8 класс)
- Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала
- Литература
- Произведения изобразительного искусства, посвящённые башкирским воинам периода отечественной войны 1812 года
- Литература
- Использование краеведческого материала при изучении войны 1812 года на уроках истории России
- Формирование гражданственности обучающихся на уроках историко-обществоведческого цикла
- Отечественная война 1812 года во внеклассной работе
- Война 1812 года и дальнейшее развитие патриотической идеи в России
- «Северные амуры» на уроках истории и культуры Башкортостана
- Отечественная война 1812 года в башкирской фольклористике
- Литература.
- Воспитание патриотизма на уроках литературного чтения
- Разработка урока по теме «Отечественная война 1812 года»
- 1. Вторжение Наполеона в Россию.
- Анализ содержания учебников для 8 класса по теме: «Отечественная война 1812 г.» (Взгляд учителя-практика)
- Патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории
- Секция 3. Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Воспитание гражданственности подрастающего поколения
- Литература
- Воспитываем гражданина и патриота
- Современные требования к патриотическому воспитанию молодого поколения на примерах военной истории урала
- Литература
- Патриотическое воспитание школьников в современных условиях
- Патриотические традиции башкир как основы гражданского и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения: философско-исторический анализ
- Литература
- Воспитание патриотизма через чувства и переживания
- Проблема военно-патриотического воспитания, её понимание и подход к решению
- Литература
- Из школьного опыта по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Литература
- Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников
- Организация и проведение военно-спортивного праздника, посвященного 200-летней годовщине отечественной войны 1812 г.
- Воспитание патриотизма у школьников на примере Отечественной войны 1812 года
- Изучение отечественной военной истории как неотъемлемая составляющая военно-патриотического воспитания
- Патриотическое, гражданское воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Роль музыкального искусства в формировании духовно-нравственного воспитания младших школьников
- О духовно-нравственном воспитании в школе
- Значимость башкирских исторических народных песен в воспитании патриотизма в свете 200-летия отечественной войны 1812 года
- Некоторые суждения о патриотическом воспитании учащихся в начальной школе
- Патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся через использование проектной деятельности на уроках истории
- О значении патриотического воспитания в школе
- Литература
- «У войны не женское лицо, однако, еще ни одна война не прошла без их участия»
- Вклад туймазинцев в Великую Отечественную войну
- Патриотическое воспитание в нижнетроицкой средней школе
- Литература
- Формирование патриотизма у учащихся оренбургской области на уроках истории и во внеурочное время на примерах отечественной войны 1812 г.
- «Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых»
- Современные требования к гражданскому воспитанию молодежи
- Документальные материалы о великой отечественной войне на территории башкортостана
- Люди нашего села
- Патриотическое воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно- нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- Некоторые аспекты истории возникновения и развития отношения государства к проблемам детей-сирот и детских домов
- Литература
- О воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Истоки патриотизма
- О современных требованиях к патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- Патриотизм народов Южного Урала в Отечественной войне 1812 года в воспитании подрастающего поколения
- Патриотизм народа на примере Отечественной войны 1812 года
- Литература
- Герои нашего времени (Герои России – уроженцы Республики Башкортостан)
- Гражданско–патриотическое воспитание молодежи в свете славных боевых традиций Вооруженных Сил, примеров мужества и героизма защитников Отечества
- Основные меры правительства Башкирской Автономной Советской Социалистической республики по вопросам социального обеспечения населения в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
- Литература
- Из опыта работы гуо «Общеобразовательная средняя школа № 7 » г. Борисова по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся
- Использование возможностей межпредметных связей в воспитании патриотизма в общеобразовательной школе
- Литература
- Воспитание молодежи на примерах совместного патриотического прошлого истории России и Башкортостана
- О Гражданско – патриотическом воспитании молодежи
- Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников
- Формы и методы организации патриотического воспитания подрастающего поколения на примере истории Отечественной войны 1812 года
- Военно-исторический клуб «северные амуры» – активный пропагандист воинской славы башкирского народа
- Влияние личности учителя на нравственно-патриотическое воспитание учащихся
- Литература
- О военно-патриотическом и гражданском воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Формирование у учащихся гражданско-патриотической позиции, воспитание гражданственности и духовности
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся в мобу ги с. Новотаймасово
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература.
- Роль школьного музея в системе патриотического воспитания учащихся
- Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала.
- Совместная творческая работа в школьном краеведческом музее
- 3. Научно-методические семинары:
- 5. Конкурсы ученических проектов:
- 6. Общешкольные мероприятия, посвященные юбилейной дате:
- 7. Проведение проектной недели в школе:
- 8. Классные часы:
- 9. Работа с родителями:
- 10. Список рекомендуемой литературы:
- Электронные журналы.
- Электронные каталоги и библиотеки.
- Меры, принимаемые к гражданам, уклоняющимся от трудовой мобилизации в Башкирской асср в годы Великой Отечественной войны.
- Роль краеведческой научно-исследовательской работы в системе патриотического воспитания обучающихся
- Литература.
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Роль школьного музея в патриотическом и духовно-нравственном воспитании школьников
- Задачи музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература
- Практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Историко-этнографические экспедиции как направление научно-исследовательской деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования
- Литература
- Практика музейной работы в системе патриотического воспитания
- Школьные музеи – центры воспитания патриотизма
- Организация исследовательской деятельности учащихся как основа формирования творческой личности
- Исследовательская деятельность на уроках истории
- О методике организации научно-исследовательской деятельности в школе
- Литература:
- О роли исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература
- Историко-этнографические музеи в контексте ученических исследований
- Литература
- Роль школьного музея в воспитании патриотизма учащихся
- Использование методических приемов музейной педагогики на уроках истории и культуры башкортостана
- Школьный музей – хранитель и носитель историко-патриотического наследия
- Организация исследовательской работы по истории великой отечественной войны в начальных классах.
- Развитие исследовательских умений школьников в условиях новых образовательных стандартов
- Литература:
- Формы и методы исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Об опыте музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Методика организации и проведения поисковой работы «Следы войны в моем роду»
- Краеведческие исследования в образовательных учреждениях
- Литература
- Организация учебно-исследовательской, краеведческой деятельности на основе проектного обучения средствами музейной педагогики
- Литература
- Опыт поисковой деятельности
- Музейная и поисково-исследовательская работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Формирование патриотизма и личностных качеств учащихся на основе исследовательского метода обучения
- Программа деятельности школьного краеведческого музея
- Музейная педагогика – один из важнейших элементов воспитательного процесса в школе
- Литература
- Школьный музей - задачИ, роль и значение в системе патриотического воспитания обучающихся
- Музей как средство патриотического и духовно-нравственного воспитания в поликультурном пространстве вуЗа