Методика организации и проведения поисковой работы «Следы войны в моем роду»
Проблемы патриотического воспитания можно решить через поисковую работу, которая прочно вошла в общеобразовательную школу и является важным средством повышения качества знаний, способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, воспитанию патриотизма. Важнейшими особенностями поисковой работы на современном этапе является её высокая идейность, общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер.
«Поисковое движение – уникальное явление, решающее комплекс важнейших государственных задач: увековечение памяти защитников Отечества, установление имен и судеб погибших, восстановление исторических событий, и, как следствие решения этих задач, воспитание молодых патриотов» – так звучит официальная формулировка.
Поисковая работа ребят позволяет собрать немало ценных материалов и сведений, подлинных документов, вещей, воспоминаний. При этом очень важно обратить внимание на самое тщательное выяснение исторической достоверности собираемых документов и воспоминаний.
С углубленного познания своей Родины начинается воспитание патриотизма. Патриотизм не может быть не связанным корнями с историей нашего народа. Воспитание патриотизма через поисковую работу – это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской деятельности. Поисковая работа школьников должна проходить в несколько этапов:
- изучение местного материала на уроках истории;
- изучение краеведческой литературы на уроках литературы и географии;
- изучение архивных документов, памятников истории;
-обработка полученной информации (составление папок, альбомов, презентаций).
В поисковой деятельности формируются не только патриотические убеждения, но и главное: она позволяет осуществлять выработку навыков патриотического поведения.
Цель – расширить представления учащихся о героическом прошлом родного края, закрепить навыки и умения самостоятельной поисковой работы (умения записывать беседы с участниками Великой Отечественной войны; работать с архивными документами и источниками; готовить сообщения и выступать с ними); вызвать положительные переживания; закрепить мотивы долга, ответственности за процесс и результаты своей самостоятельной познавательной деятельности, интерес к героическому прошлому дедов, родственников, воспитать у учащихся чувство глубокого патриотизма, веру в людей, готовность встать на защиту мира, защищать свою Родину.
Задачи поисковой работы:
- обогащать знания учащихся о героическом прошлом своего народа, страны;
- вызвать у учащихся интерес к прошлому и настоящему своего родного края;
- показать, какой вклад вносили деды, прадеды, родственники в победу над врагом;
- показать массовый героизм народа;
- вызвать у школьников чувство гордости за свой народ, своих односельчан;
- воспитывать чувство ответственности за всё, что происходит в мире;
- развивать у учащихся навыки и умения работы с поисковым материалом.
Формы работы:
- встречи с ветеранами и тружениками тыла;
- изучение документальных материалов по истории своего края, научной литературы, архивных источников;
- поисковая работа учащихся;
- просмотр видеофильмов с последующим обсуждением;
- оформление альбомов, папок, стендов, экспозиций;
- шефская работа (оказание помощи ветеранам ВОВ);
- уборка памятников и могил погибших солдат.
Ход поисковой работы:
Вместе с группой мы выбрали общую тему, связанную с событиями Великой Отечественной войны. Свою поисковую работу мы посвятили теме: Война в истории моей семьи.
Наш девиз - «Вечная память нашим родным и близким, участникам Великой Отечественной войны».
Информации о родственниках нашей группы в школе не было. Сначала каждый из ребят занимался выяснением биографических данных о родственниках, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Кем они были, где воевали, как погибли, на каких фронтах участвовали.
Тема эта актуальная, но предполагала выполнение большого объема работы. Данная работа имела огромный потенциал воспитательного воздействия, как на самих участников исследования, так и на широкий круг связанных с этой темой людей односельчан. Приобщение к величайшей трагедии в истории страны через судьбы конкретных людей не может оставить сердца равнодушными. Работу разделили на три этапа: предварительный, проведение исследования, оформление и демонстрация результатов работы.
Предварительный этап - определить круг возможных источников:
- сведения из домашних архивов;
- сведения из районного военкомата;
- беседы с односельчанами и родственниками;
- помощь друг другу;
-выяснение биографических данных родственников-ветеранов, где воевали, на каких фронтах участвовали.
Совместно разработали вопросы и темы, которые должны быть обсуждены на встречах с родственниками – семейное положение, образование, наличие фотографии, писем, иных документов.
Проведения исследования:
В ходе работы учащиеся принесли фотографии, сведения о своих родственниках.
Чем больше мы узнавали, тем ближе становились нам эти люди, тем страшнее и несправедливее казалась война. И цена победы дороже.
Учащиеся собирали сведения о своих родственниках, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Они встречались с ними, брали у них интервью, делали записи, фотографировались.
Оформление и демонстрация результатов работы:
Оформили стенд; написали статьи в районную газету, оформили альбом «Наши прадеды в войне», написали поисково-исследовательскую работу «Война в истории моей семьи»;
Учащиеся выступали с сообщениями о своих родственниках, прадедах, прабабушках, демонстрируя накопленный в ходе поисковой работы материал. Школьники описывали жизненный и боевой путь своих дедушек, бабушек, прадедушек, прабабушек и других родственников. Выступление учащихся сопровождалось слайдовой презентацией, подготовленной самими учащимися.
В школьном музее есть инвентарная книга. Бабушки, родственники учащихся дали ребятам самое дорогое – это письма с фронта, военные фотографии, шинели, фуражки, гимнастерки времен войны, наградные документы, боевые награды, записанные воспоминания. И в эту книгу написали все предметы, вещи, которые учащиеся принесли в музей. У нашей группы есть общая тетрадь, в которую мы записываем краткое описание предмета, когда и кем приобретен предмет или документ.
Завершается исследовательская работа подведением итогов. Наша группа выполнила свою задачу – собрала ценный материал о своих родственниках – ветеранах Великой Отечественной войны. Этот материал мы отдали в школьный музей, потому что в деревне наш школьный музей - это единственное место, где увековечена память наших дедов, прадедов, бабушек, прабабушек, родственников, братьев, сестер. В ходе заключительной части у учащихся воспитывается чувство действенной памяти о погибших, личной ответственности за сохранение мира на земле.
Также ребята участвовали в викторине районного масштаба “Это гордое слово “Победа”, посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Пригодилась собранная информация. Учащиеся поисковой группы (Арсланов Арслан, Саитова Ильвина) заняли 2-ое место.
18 марта 2011 года участвовали на республиканской научно-практической конференции «Ибрагимовские чтения».
В республиканских и районных изданиях исследовательские работы учащихся были опубликованы.
Таким образом, патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Он является составной частью мировоззрения, формирует поведение по отношению к родной стране, к другим нациям, народам и странам. И воспитание патриотизма через поисковую работу – это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения.
Р.Р. Салимгареева — методист,
Г.С. Галиева, зав. отделом краеведения
МОУ ДОД «Детский оздоровительно-образовательный
центр туризма, краеведения и экскурсий «Меридиан» (г. Уфа)
- Победа россии в отечественной войне 1812 года над францией как исторический феномен
- Современный взгляд на сущность военной стратегии россии первой четверти XIX века
- «И в москве бывали мы, и париж видали мы …»: о вкладе народов башкортостана в победу в отечественной войне 1812 г.
- Литература
- Боевая деятельность башкирских полков в отечественной войне 1812 года. От начала войны до бородинского сражения
- Литература
- Памятные даты россии в воспитательной работе учителей истории и обществознания
- Литература
- Исторический феномен «советского патриотизма» и социокультурные практики современной россии
- Литература
- Историографический обзор участия оренбургского казачества в отечественной войне 1812 г. И заграничных походах русской армии 1813-1814 гг.
- Литература
- Секция 1. Отечественная война 1812 г. В судьбах народов Южного Урала
- Родословная участника отечественной войны 1812 года федора никитича черникова-онучина
- Башкирские воины – участники военных действий отечественной войны 1812 года
- Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала
- Отечественная война 1812 года в судьбах моих земляков
- Патриотический подъём народов южного урала во время отечественной войны 1812 года
- Литература
- Документы об участии народов южного урала в отечественной войне 1812 года
- Дипломатическая деятельность м.И. Кутузова (к вопросу о личностном подходе в преподавании истории)
- Деятельность оренбургского военного губернатора г.С. Волконского в 1812 году в отечественной историографии
- Литература
- Башкирские народные песни об отечественной войне 1812 года
- Геройство южноуральцев в борьбе с наполеоном
- Народы южного урала в отечественной войне
- 1812 Года
- Была ли отечественная война 1812 года для башкир «отечественной»?
- Литература
- К вопросу о состоянии материальной части артиллерийских рот на южном урале накануне отечественной войны 1812 года
- Литература
- Патриотические чувства в башкирских легендах и песнях об отечественной войне 1812 года
- Славный путь башкирских воинов в отечественной войне 1812 года
- Он был в смоленске щит, в париже – меч россии
- Отечественная война 1812 года в башкирских песнях и преданиях
- Религия и искусство башкир после отечественной войны 1812 года
- Башкиры в отечественной войне 1812 года
- Горные заводы южного урала в отечественной войне 1812 г. И заграничных походах русской армии
- Литература
- Патриотические чувства и мысли башкирского народа в исторических песнях периода отечественной войны 1812 года
- Литература
- Подвиги народов южного урала в отечественной войне 1812 года
- Характеристика чиновников оренбургской губернии – участников войны 1812 года и заграничных походов русской армии
- Литература
- Некоторые подробности событий, связанных с Бородинской битвой.
- Смелость башкирских воинов в отечественной войне 1812 года
- Народы нашего края в отечественной войне 1812 года
- Вечный памятник мужества башкир в отечественной войне 1812 г.
- Секция 2. Теоретические, методологические и методические аспекты изучения событий Отечественной войны 1812 г. В школьном курсе отечественной и региональной истории
- В процессе обучения истории
- Баязит Бикбайҙың “Ҡаһым түрә” драмаһында “намыҫ” концептының бирелеше
- Некоторые аспекты изучения событий отечественной войны 1812 г. В курсе истории в вузах
- Методические аспекты изучения истории отечественной войны 1812 г. В школьном курсе
- (.Х9кимовты4 тарихи романдарында фольклор элементтарыны4 стилистик 3улланышы
- Теоретические аспекты изучения событий Отечественной войны 1812 г. В школьном курсе отечественной и региональной истории
- Литература
- Отечественная война 1812 года в курсе всеобщей, отечественной и региональной истории
- Отражение событий отечественной войны 1812 года в произведениях м.Ю. Лермонтова
- Литература
- Интегрированный урок из элективного курса «Отечественная война 1812 года» ( история, мхк, история и культура Башкортостана)
- Партизанское движение в войне 1812 года (разработка урока)
- Отечественная война 1812 года в школьном историческом образовании
- Отечественная война 1812 года (урок истории, 8 класс)
- Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала
- Литература
- Произведения изобразительного искусства, посвящённые башкирским воинам периода отечественной войны 1812 года
- Литература
- Использование краеведческого материала при изучении войны 1812 года на уроках истории России
- Формирование гражданственности обучающихся на уроках историко-обществоведческого цикла
- Отечественная война 1812 года во внеклассной работе
- Война 1812 года и дальнейшее развитие патриотической идеи в России
- «Северные амуры» на уроках истории и культуры Башкортостана
- Отечественная война 1812 года в башкирской фольклористике
- Литература.
- Воспитание патриотизма на уроках литературного чтения
- Разработка урока по теме «Отечественная война 1812 года»
- 1. Вторжение Наполеона в Россию.
- Анализ содержания учебников для 8 класса по теме: «Отечественная война 1812 г.» (Взгляд учителя-практика)
- Патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории
- Секция 3. Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Воспитание гражданственности подрастающего поколения
- Литература
- Воспитываем гражданина и патриота
- Современные требования к патриотическому воспитанию молодого поколения на примерах военной истории урала
- Литература
- Патриотическое воспитание школьников в современных условиях
- Патриотические традиции башкир как основы гражданского и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения: философско-исторический анализ
- Литература
- Воспитание патриотизма через чувства и переживания
- Проблема военно-патриотического воспитания, её понимание и подход к решению
- Литература
- Из школьного опыта по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Литература
- Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников
- Организация и проведение военно-спортивного праздника, посвященного 200-летней годовщине отечественной войны 1812 г.
- Воспитание патриотизма у школьников на примере Отечественной войны 1812 года
- Изучение отечественной военной истории как неотъемлемая составляющая военно-патриотического воспитания
- Патриотическое, гражданское воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Роль музыкального искусства в формировании духовно-нравственного воспитания младших школьников
- О духовно-нравственном воспитании в школе
- Значимость башкирских исторических народных песен в воспитании патриотизма в свете 200-летия отечественной войны 1812 года
- Некоторые суждения о патриотическом воспитании учащихся в начальной школе
- Патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся через использование проектной деятельности на уроках истории
- О значении патриотического воспитания в школе
- Литература
- «У войны не женское лицо, однако, еще ни одна война не прошла без их участия»
- Вклад туймазинцев в Великую Отечественную войну
- Патриотическое воспитание в нижнетроицкой средней школе
- Литература
- Формирование патриотизма у учащихся оренбургской области на уроках истории и во внеурочное время на примерах отечественной войны 1812 г.
- «Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых»
- Современные требования к гражданскому воспитанию молодежи
- Документальные материалы о великой отечественной войне на территории башкортостана
- Люди нашего села
- Патриотическое воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно- нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- Некоторые аспекты истории возникновения и развития отношения государства к проблемам детей-сирот и детских домов
- Литература
- О воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Истоки патриотизма
- О современных требованиях к патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- Патриотизм народов Южного Урала в Отечественной войне 1812 года в воспитании подрастающего поколения
- Патриотизм народа на примере Отечественной войны 1812 года
- Литература
- Герои нашего времени (Герои России – уроженцы Республики Башкортостан)
- Гражданско–патриотическое воспитание молодежи в свете славных боевых традиций Вооруженных Сил, примеров мужества и героизма защитников Отечества
- Основные меры правительства Башкирской Автономной Советской Социалистической республики по вопросам социального обеспечения населения в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
- Литература
- Из опыта работы гуо «Общеобразовательная средняя школа № 7 » г. Борисова по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся
- Использование возможностей межпредметных связей в воспитании патриотизма в общеобразовательной школе
- Литература
- Воспитание молодежи на примерах совместного патриотического прошлого истории России и Башкортостана
- О Гражданско – патриотическом воспитании молодежи
- Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников
- Формы и методы организации патриотического воспитания подрастающего поколения на примере истории Отечественной войны 1812 года
- Военно-исторический клуб «северные амуры» – активный пропагандист воинской славы башкирского народа
- Влияние личности учителя на нравственно-патриотическое воспитание учащихся
- Литература
- О военно-патриотическом и гражданском воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Формирование у учащихся гражданско-патриотической позиции, воспитание гражданственности и духовности
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся в мобу ги с. Новотаймасово
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература.
- Роль школьного музея в системе патриотического воспитания учащихся
- Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала.
- Совместная творческая работа в школьном краеведческом музее
- 3. Научно-методические семинары:
- 5. Конкурсы ученических проектов:
- 6. Общешкольные мероприятия, посвященные юбилейной дате:
- 7. Проведение проектной недели в школе:
- 8. Классные часы:
- 9. Работа с родителями:
- 10. Список рекомендуемой литературы:
- Электронные журналы.
- Электронные каталоги и библиотеки.
- Меры, принимаемые к гражданам, уклоняющимся от трудовой мобилизации в Башкирской асср в годы Великой Отечественной войны.
- Роль краеведческой научно-исследовательской работы в системе патриотического воспитания обучающихся
- Литература.
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Роль школьного музея в патриотическом и духовно-нравственном воспитании школьников
- Задачи музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература
- Практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Историко-этнографические экспедиции как направление научно-исследовательской деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования
- Литература
- Практика музейной работы в системе патриотического воспитания
- Школьные музеи – центры воспитания патриотизма
- Организация исследовательской деятельности учащихся как основа формирования творческой личности
- Исследовательская деятельность на уроках истории
- О методике организации научно-исследовательской деятельности в школе
- Литература:
- О роли исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература
- Историко-этнографические музеи в контексте ученических исследований
- Литература
- Роль школьного музея в воспитании патриотизма учащихся
- Использование методических приемов музейной педагогики на уроках истории и культуры башкортостана
- Школьный музей – хранитель и носитель историко-патриотического наследия
- Организация исследовательской работы по истории великой отечественной войны в начальных классах.
- Развитие исследовательских умений школьников в условиях новых образовательных стандартов
- Литература:
- Формы и методы исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Об опыте музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Методика организации и проведения поисковой работы «Следы войны в моем роду»
- Краеведческие исследования в образовательных учреждениях
- Литература
- Организация учебно-исследовательской, краеведческой деятельности на основе проектного обучения средствами музейной педагогики
- Литература
- Опыт поисковой деятельности
- Музейная и поисково-исследовательская работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Формирование патриотизма и личностных качеств учащихся на основе исследовательского метода обучения
- Программа деятельности школьного краеведческого музея
- Музейная педагогика – один из важнейших элементов воспитательного процесса в школе
- Литература
- Школьный музей - задачИ, роль и значение в системе патриотического воспитания обучающихся
- Музей как средство патриотического и духовно-нравственного воспитания в поликультурном пространстве вуЗа