Литература
1. Исследовательская деятельность учащихся в современном образова тельном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
2. Рождественская И.В. Межпредметный элективный курс «Школа исследователя: основы учебно-исследовательской деятельности» //Исследовательская работа школьников. – 2005. – №4. – с. 102-106.
3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.
4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова. – М.: 2004.
Л.М.Семёнова,
к.и.н., доцент БГАУ(г. Уфа)
Е.В. Гурентьева,
студ. эконом.фак-та БГАУ (г. Уфа)
ОБ ОПЫТЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Война оставляет глубокий след в душе любого народа. В истории нашей страны две войны принято называть Отечественными. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. по времени гораздо ближе нам, чем Отечественная война 1812 года. Военное прошлое по разному воспринимают люди разных возрастов. Современная молодежь узнает о событиях Великой Отечественной войны в основном из учебников истории и кинофильмов. В эпоху компьютерных технологий возможности изучать историю очень широкие, это анимации карт, видеофрагменты и многое другое, что предоставляет «всемогущий» интернет. А вот ветераны войны, которые были живыми свидетелями и непосредственными участниками тех событий, уходят из жизни. Еще не поздно записать интервью с живыми ветеранами, снять о них видеофильм. Но многих сегодня уже нет с нами. Наши бабушки и дедушки, тогда, в военную пору были детьми и подростками, ощутили на себе голод, лишения и тяжёлый труд. Их рассказы для нас – еще один источник о войне.
Я выбрала тему, связанную с оценками и суждениями о Великой Отечественной войне. Целью моей работы являлась оценка такого события в войне, как Ржевско-Сычевская операция 1942 года. Выбор не был случаен. Мой прадед погиб в бою на Ржевско-Сычевском направлении. Мне хотелось представить, как это произошло. Операция, которая также известна под кодовым названием «Марс», породила массу различных толкований и споров.
Прежде всего, я хочу начать свои размышления с некоторых фактов, касающихся нашей семьи. Моя бабушка Гурентьева Алевтина Александровна 1936 года рождения. Когда началась война, она была очень мала, ей было 5 лет. Но она до сегодняшнего дня сохранила «похоронку», которая пришла в их дом в 1942 году. Ее отец, дед моего папы, мой прадед Баканов Александр Макарович погиб 26 ноября 1942 года.
Я провела исследование по поиску информации о моем прадеде, погибшем в годы Великой Отечественной войны. Во-первых, из Книги памяти можно прочитать следующее: Баканов Александр Макарович, 1906 года рождения, с. Зилаир Зилаирского района, красноармеец 927 стрелкового полка, 251 стрелковой дивизии, погиб 26.11.42 года. Похоронен в деревне Гредякино Сычевского района Смоленской области. Благодаря информации, которую разместило Министерство Обороны, из ЦГАМО я смогла ознакомиться с документом «Именной список безвозвратных потерь личного состава Зилаирского района», куда было внесено имя моего прадеда, год призыва на фронт, его звание, должность, имя его жены Василисы Михайловны. Место гибели – северная окраина деревни Гредякино Сычевского района Смоленской области. Мы узнали, что есть памятник, установленный на братской могиле в городе Зубцово, обнаружили даже фотоснимок захоронения, где вместе с моим прадедом было перезахоронено 11 тыс. 789 погибших, его имя навечно выбито на стене этого мемориала. Следующий этап моего исследования был связан с установлением конкретных событий Великой Отечественной войны, в которых принимал участие мой прадед. Какое место в хронике войны занимает деревня Гредякино Сычевского района?
Ржевско-Сычевская стратегическая наступательная операция также известна как «Ржевская мясорубка»- это боевые действия Калининского фронта (генерал-полковник Н.С. Конев) и Западного фронта (генерал армии Жуков) по разгрому 9-й немецкой армии (генерал В. Модель) и группы армии «Центр» (генерал-фельдмаршал Г.фон Клюге), оборонявшиеся на Ржевско-Вяземском выступе. В течение 1942-1943 гг. было проведено несколько наступательных операций, получивших название Ржевско-Сычёвская, Ржевско-Вяземская. Вторая Ржевско-Сычевская операция, получившая название «Марс», проходила с 25 ноября по 20 декабря 1942 года.
Битва под Ржевом породила много разных, порой противоречивых, оценок. Например, американский исследователь Дэвид Глантц в книге «Крупнейшее поражение Жукова. Катастрофа Красной армии в операции «Марс», по существу своим названием дает отрицательную оценку действиям Жукова Г.К. Он считает, что операция «Марс» была не вспомогательной, отвлекающей внимание от Сталинграда, а основной. Гитлеровцы сосредоточили на Ржевском направлении отборные силы, а в Сталинграде участвовали румынские части, менее подготовленные.
Но я внимательно прочитала в книге о событиях 26 ноября 1942 г. Это тот самый день, когда погиб мой прадед Александр Макарович Баканов в деревне Гредякино. «26 ноября немцам лишь чудом удалось избежать катастрофы. Эффективно перемещая свои войска, они сумели удержать оборону на флангах русского предмостного плацдарма. Несмотря на то, что авангард русских бронетанковых войск – по оценкам немецкого командования, почти 200 танков - подошёл почти вплотную к шоссе Ржев-Сычевка, он явно не выполнил предполагаемую задачу первого дня наступления. Северный фронт у Гредякино держался крепко, как и немецкие укрепления у Жеребцово и Хлепень. Более того, немецкие резервы заняли выгодные позиции, чтобы вступить в бой с крупными русскими танковыми силами, если те возобновят атаку. Однако эти успехи достались дорогой ценой. За первые два дня наступления 5-я танковая дивизия потеряла 91 человека убитыми, 318 - ранеными, 156 - пропавшими без вести, а потери 78-й пехотной дивизии были еще больше. Тем же вечером генерал Фелькер рапортовал в штаб корпуса: "Все подразделения серьёзно ослаблены, [имеются] большие потери техники и оружия, особенно легких и средних противотанковых пушек и тяжелых орудий пехоты". Русские заплатили за достигнутый успех ещё дороже: немцы насчитали, по меньшей мере, 50 уничтоженных русских танков, заснеженные поля перед немецкими и русскими позициями и между ними были усеяны трупами советских солдат в бурой и белой одежде…». Другой автор Резун В. Б. в книге «Тень Победы» пишет следующее: «Очередной провал Жукова под Сычевкой, Ржевом и Вязьмой из нашей истории выпал. О нем забыли… Операция под Сычёвкой, Ржевом и Вязьмой в ноябре-декабре 1942 года не была отвлекающей, она была главной. Жуков ее провалил, поэтому задним числом ее опустили в разряд второстепенных и отвлекающих». Данный автор пытается умалить роль Жукова и показать его бездарным полководцем. С такой позицией нельзя согласиться. Нельзя, конечно, полностью доверять и фильму НТВ «Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова», нельзя считать, что наши прадеды «не за Родину сражались», а были «просто отправлены на убой». Эту фразу я прочитала на форуме и категорически с ней не согласна. Мне ближе стихотворение А. Твардовского «Я убит под Ржевом», я не могу его читать без слёз. Хочу привести также воспоминания советского военного корреспондента И. Эренбурга: «Мне не удалось побывать у Сталинграда… Но Ржева я не забуду никогда. Может быть, были наступления, стоившие больше человеческих жизней, но не было, кажется, другого, столь печального…».
Очень сильное впечатление произвело воспоминание одной жительницы деревни Аристово, расположенной в районе Ржева, Клавдии Николаевны Малашкиной: "... В марте месяце 1943 года мы вернулись в нашу деревню ... Ни одного дома не осталось, ни одного деревца, ни одного кустика... жили в землянках. Ходили собирать и хоронить трупы солдат. Смотрю на холм, а снег совсем серый! Я спрашиваю: - А что это снег серый? А мне отвечают: - Так это не снег, это солдаты в шинелях лежат.
- Так нам же их никогда не подобрать... А мы еще мужей своих ждём с войны, тут за какую-то "болотину" тысячи людей положили, а ведь брали Смоленск и другие города большие, что ж там то..."
В словах этой простой женщины нет никакой предвзятости, воинствующего антисоветизма. Это свидетельство об огромных потерях Красной Армии под Ржевом. А погибшие – достойны Великой Славы и Вечной Памяти! В качестве заключения приведем слова Алексея Нилова из статьи «Победы мы не отдадим»: «Трудно развенчать мифы о войне. Главное – над любой книгой, статьёй или телепередачей о Великой Отечественной войне надо думать и помнить: случайно, иногда, можно выиграть бой. Войну – никогда!»
Готовясь к данной работе, я прочитала много и удивилась: какую массу яростных споров породила тема войны и как трудно моему, ещё не определившемуся сознанию сделать правильный вывод. Но я думаю, что Великая Победа – это то, что должно объединять людей, это национальная идея, которая выше политических целей и интриг.
Л.М.Семенова,
к.и.н., доцент БГАУ (г. Уфа)
А.М.Сахибгареева,
студ. эконом. фак-та БГАУ (г. Уфа)
- Победа россии в отечественной войне 1812 года над францией как исторический феномен
- Современный взгляд на сущность военной стратегии россии первой четверти XIX века
- «И в москве бывали мы, и париж видали мы …»: о вкладе народов башкортостана в победу в отечественной войне 1812 г.
- Литература
- Боевая деятельность башкирских полков в отечественной войне 1812 года. От начала войны до бородинского сражения
- Литература
- Памятные даты россии в воспитательной работе учителей истории и обществознания
- Литература
- Исторический феномен «советского патриотизма» и социокультурные практики современной россии
- Литература
- Историографический обзор участия оренбургского казачества в отечественной войне 1812 г. И заграничных походах русской армии 1813-1814 гг.
- Литература
- Секция 1. Отечественная война 1812 г. В судьбах народов Южного Урала
- Родословная участника отечественной войны 1812 года федора никитича черникова-онучина
- Башкирские воины – участники военных действий отечественной войны 1812 года
- Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала
- Отечественная война 1812 года в судьбах моих земляков
- Патриотический подъём народов южного урала во время отечественной войны 1812 года
- Литература
- Документы об участии народов южного урала в отечественной войне 1812 года
- Дипломатическая деятельность м.И. Кутузова (к вопросу о личностном подходе в преподавании истории)
- Деятельность оренбургского военного губернатора г.С. Волконского в 1812 году в отечественной историографии
- Литература
- Башкирские народные песни об отечественной войне 1812 года
- Геройство южноуральцев в борьбе с наполеоном
- Народы южного урала в отечественной войне
- 1812 Года
- Была ли отечественная война 1812 года для башкир «отечественной»?
- Литература
- К вопросу о состоянии материальной части артиллерийских рот на южном урале накануне отечественной войны 1812 года
- Литература
- Патриотические чувства в башкирских легендах и песнях об отечественной войне 1812 года
- Славный путь башкирских воинов в отечественной войне 1812 года
- Он был в смоленске щит, в париже – меч россии
- Отечественная война 1812 года в башкирских песнях и преданиях
- Религия и искусство башкир после отечественной войны 1812 года
- Башкиры в отечественной войне 1812 года
- Горные заводы южного урала в отечественной войне 1812 г. И заграничных походах русской армии
- Литература
- Патриотические чувства и мысли башкирского народа в исторических песнях периода отечественной войны 1812 года
- Литература
- Подвиги народов южного урала в отечественной войне 1812 года
- Характеристика чиновников оренбургской губернии – участников войны 1812 года и заграничных походов русской армии
- Литература
- Некоторые подробности событий, связанных с Бородинской битвой.
- Смелость башкирских воинов в отечественной войне 1812 года
- Народы нашего края в отечественной войне 1812 года
- Вечный памятник мужества башкир в отечественной войне 1812 г.
- Секция 2. Теоретические, методологические и методические аспекты изучения событий Отечественной войны 1812 г. В школьном курсе отечественной и региональной истории
- В процессе обучения истории
- Баязит Бикбайҙың “Ҡаһым түрә” драмаһында “намыҫ” концептының бирелеше
- Некоторые аспекты изучения событий отечественной войны 1812 г. В курсе истории в вузах
- Методические аспекты изучения истории отечественной войны 1812 г. В школьном курсе
- (.Х9кимовты4 тарихи романдарында фольклор элементтарыны4 стилистик 3улланышы
- Теоретические аспекты изучения событий Отечественной войны 1812 г. В школьном курсе отечественной и региональной истории
- Литература
- Отечественная война 1812 года в курсе всеобщей, отечественной и региональной истории
- Отражение событий отечественной войны 1812 года в произведениях м.Ю. Лермонтова
- Литература
- Интегрированный урок из элективного курса «Отечественная война 1812 года» ( история, мхк, история и культура Башкортостана)
- Партизанское движение в войне 1812 года (разработка урока)
- Отечественная война 1812 года в школьном историческом образовании
- Отечественная война 1812 года (урок истории, 8 класс)
- Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала
- Литература
- Произведения изобразительного искусства, посвящённые башкирским воинам периода отечественной войны 1812 года
- Литература
- Использование краеведческого материала при изучении войны 1812 года на уроках истории России
- Формирование гражданственности обучающихся на уроках историко-обществоведческого цикла
- Отечественная война 1812 года во внеклассной работе
- Война 1812 года и дальнейшее развитие патриотической идеи в России
- «Северные амуры» на уроках истории и культуры Башкортостана
- Отечественная война 1812 года в башкирской фольклористике
- Литература.
- Воспитание патриотизма на уроках литературного чтения
- Разработка урока по теме «Отечественная война 1812 года»
- 1. Вторжение Наполеона в Россию.
- Анализ содержания учебников для 8 класса по теме: «Отечественная война 1812 г.» (Взгляд учителя-практика)
- Патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории
- Секция 3. Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Воспитание гражданственности подрастающего поколения
- Литература
- Воспитываем гражданина и патриота
- Современные требования к патриотическому воспитанию молодого поколения на примерах военной истории урала
- Литература
- Патриотическое воспитание школьников в современных условиях
- Патриотические традиции башкир как основы гражданского и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения: философско-исторический анализ
- Литература
- Воспитание патриотизма через чувства и переживания
- Проблема военно-патриотического воспитания, её понимание и подход к решению
- Литература
- Из школьного опыта по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Литература
- Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников
- Организация и проведение военно-спортивного праздника, посвященного 200-летней годовщине отечественной войны 1812 г.
- Воспитание патриотизма у школьников на примере Отечественной войны 1812 года
- Изучение отечественной военной истории как неотъемлемая составляющая военно-патриотического воспитания
- Патриотическое, гражданское воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Роль музыкального искусства в формировании духовно-нравственного воспитания младших школьников
- О духовно-нравственном воспитании в школе
- Значимость башкирских исторических народных песен в воспитании патриотизма в свете 200-летия отечественной войны 1812 года
- Некоторые суждения о патриотическом воспитании учащихся в начальной школе
- Патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся через использование проектной деятельности на уроках истории
- О значении патриотического воспитания в школе
- Литература
- «У войны не женское лицо, однако, еще ни одна война не прошла без их участия»
- Вклад туймазинцев в Великую Отечественную войну
- Патриотическое воспитание в нижнетроицкой средней школе
- Литература
- Формирование патриотизма у учащихся оренбургской области на уроках истории и во внеурочное время на примерах отечественной войны 1812 г.
- «Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых»
- Современные требования к гражданскому воспитанию молодежи
- Документальные материалы о великой отечественной войне на территории башкортостана
- Люди нашего села
- Патриотическое воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно- нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- Некоторые аспекты истории возникновения и развития отношения государства к проблемам детей-сирот и детских домов
- Литература
- О воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Истоки патриотизма
- О современных требованиях к патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- Патриотизм народов Южного Урала в Отечественной войне 1812 года в воспитании подрастающего поколения
- Патриотизм народа на примере Отечественной войны 1812 года
- Литература
- Герои нашего времени (Герои России – уроженцы Республики Башкортостан)
- Гражданско–патриотическое воспитание молодежи в свете славных боевых традиций Вооруженных Сил, примеров мужества и героизма защитников Отечества
- Основные меры правительства Башкирской Автономной Советской Социалистической республики по вопросам социального обеспечения населения в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
- Литература
- Из опыта работы гуо «Общеобразовательная средняя школа № 7 » г. Борисова по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся
- Использование возможностей межпредметных связей в воспитании патриотизма в общеобразовательной школе
- Литература
- Воспитание молодежи на примерах совместного патриотического прошлого истории России и Башкортостана
- О Гражданско – патриотическом воспитании молодежи
- Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников
- Формы и методы организации патриотического воспитания подрастающего поколения на примере истории Отечественной войны 1812 года
- Военно-исторический клуб «северные амуры» – активный пропагандист воинской славы башкирского народа
- Влияние личности учителя на нравственно-патриотическое воспитание учащихся
- Литература
- О военно-патриотическом и гражданском воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Формирование у учащихся гражданско-патриотической позиции, воспитание гражданственности и духовности
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся в мобу ги с. Новотаймасово
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература.
- Роль школьного музея в системе патриотического воспитания учащихся
- Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала.
- Совместная творческая работа в школьном краеведческом музее
- 3. Научно-методические семинары:
- 5. Конкурсы ученических проектов:
- 6. Общешкольные мероприятия, посвященные юбилейной дате:
- 7. Проведение проектной недели в школе:
- 8. Классные часы:
- 9. Работа с родителями:
- 10. Список рекомендуемой литературы:
- Электронные журналы.
- Электронные каталоги и библиотеки.
- Меры, принимаемые к гражданам, уклоняющимся от трудовой мобилизации в Башкирской асср в годы Великой Отечественной войны.
- Роль краеведческой научно-исследовательской работы в системе патриотического воспитания обучающихся
- Литература.
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Роль школьного музея в патриотическом и духовно-нравственном воспитании школьников
- Задачи музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература
- Практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Историко-этнографические экспедиции как направление научно-исследовательской деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования
- Литература
- Практика музейной работы в системе патриотического воспитания
- Школьные музеи – центры воспитания патриотизма
- Организация исследовательской деятельности учащихся как основа формирования творческой личности
- Исследовательская деятельность на уроках истории
- О методике организации научно-исследовательской деятельности в школе
- Литература:
- О роли исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература
- Историко-этнографические музеи в контексте ученических исследований
- Литература
- Роль школьного музея в воспитании патриотизма учащихся
- Использование методических приемов музейной педагогики на уроках истории и культуры башкортостана
- Школьный музей – хранитель и носитель историко-патриотического наследия
- Организация исследовательской работы по истории великой отечественной войны в начальных классах.
- Развитие исследовательских умений школьников в условиях новых образовательных стандартов
- Литература:
- Формы и методы исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Об опыте музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Методика организации и проведения поисковой работы «Следы войны в моем роду»
- Краеведческие исследования в образовательных учреждениях
- Литература
- Организация учебно-исследовательской, краеведческой деятельности на основе проектного обучения средствами музейной педагогики
- Литература
- Опыт поисковой деятельности
- Музейная и поисково-исследовательская работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Формирование патриотизма и личностных качеств учащихся на основе исследовательского метода обучения
- Программа деятельности школьного краеведческого музея
- Музейная педагогика – один из важнейших элементов воспитательного процесса в школе
- Литература
- Школьный музей - задачИ, роль и значение в системе патриотического воспитания обучающихся
- Музей как средство патриотического и духовно-нравственного воспитания в поликультурном пространстве вуЗа