Основные меры правительства Башкирской Автономной Советской Социалистической республики по вопросам социального обеспечения населения в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
Деятельность Совнаркома БАССР в годы Великой Отечественной войны всецело определялась задачами военного времени. Исторические факты, отраженные в архивных материалах, свидетельствуют об активной роли правительства Башкирской Автономной Советской Социалистической республики в вопросах социальной защиты населения. Архивные источники позволяют нам представить огромную работу, которая проводилась в Башкортостане в годы Великой Отечественной войны по вопросам материального снабжения эвакуированного населения, устройства инвалидов и их семей, медицинского обслуживания военнослужащих, получивших серьезные ранения.
Одной из неотложных задач была устройство демобилизованных семей военнослужащих и инвалидов Великой Отечественной. За 9 месяцев 1945 года выплачено семьям фронтовиков государственных пособий 106 600 000 рублей и пенсий 35597000 рублей. Итого выплачено государственных пособий и пенсий до 140 600 000 рублей. Было собрано и выдано: денег 3326306 рублей, хлеба 1200 т, скота 3 000 голов, хлопчатобумажных тканей 56 тысяч метров, обуви 97 т. пар, картофеля и овощей 20 25 тонн, отремонтировано 16 тысяч квартир, 934 ребенка устроено в детские года, усыновлено 118 ребят. Выдано от государства только в 1945 году: 60 000детских пайков, муки 2500 т, крупы 58 т, жоров 31 т, сахара 58 т, молока 70 т, хлопчатобумажных тканей 20 тысяч т[1]. Кроме того, из подсобного хозяйства Народного комиссариата торговли Башкирской АССР выделено для детей фронтовиков находящихся в детских домах 100 голов крупного рогатого скота и 50 голов овец. С 1 октября по 1 ноября 1945 года объявлен месячник по созданию денежного фонда для оказания помощи демобилизованным воинам, семьям погибших воинов и семьям военнослужащих. В апреле и мае 1945 года в республике было организовано и работало 466 столовых для детей и престарелых родителей фронтовиков (до 20 тысяч человек)[2]. Таким образом, оказана значительная материальная помощь фронтовикам и их семьям.
Одним из центральных в работе правительства был вопрос посева индивидуальных огородов каждой семьи. Огородными участками все члены семей фронтовиков обеспечены, но многие из них испытывали особую нужду в семенах. Таким семьям была оказана денежная помощь.
Также, правительству БАССР под руководством товарища Вагапова в срочном порядке приходилось решать вопросы по обслуживанию командного состава и рядовых Советской армии, дислоцирующихся в республике. Народный комиссариат торговли БАССР выделял дополнительные фонды на начсостав, для новых формирований и прибывающих частей. Отдел Военной торговли увеличил фонды товаров красноармейского обихода и в особенности табачных изделий [3].
Особой заботой правительства были окружена самая незащищенная, и, пожалуй, самая нуждающаяся в защите социальная группа – инвалиды Великой Отечественной войны. В постановлении Совнаркома БАССР № 577 от 25.03.1943 г. содержится обязательство восстановления рабочих комиссий по трудоустройству инвалидов, а также указание в месячный срок провести сплошную проверку жилищно-бытовых и материальных условий и оказать необходимую помощь в предоставлении жилища остронуждающимся. В документе перечислены следующие требования:
Обеспечить первоочередную продажу одежды, белья, обуви, нуждающимся инвалидам.
Поручить прокурору Республики т. Баринову расследовать факты отказов в приеме на работу инвалидов и привлечь к ответственности виновных.
Обязать председателей исполкомов, районных советов БАССР создать при исполкомах постоянные комиссии по трудоустройству инвалидов.
Обязать Народного Комиссара социального обеспечения БАССР товарища Байдавлетова обеспечить систематический контроль над созданием производственных и бытовых условий инвалидам Великой Отечественной войны и организовать обучение инвалидов с тяжелыми формами инвалидности[4].
Таким образом, данные документы служат доказательством заботы, проявляемой руководством Республики, по отношению к демобилизованному населению. Инвалидам Великой Отечественной войны оказывалась реальная помощь в улучшении условий их жизни, строго наказывались лица, виновные в бездействии или в бездушном отношении к участникам сражений.
В целях коренного улучшения работы по трудоустройству эвакуированного населения и устранения имеющихся недостатков, СНК БАССР постановил председателям районных советов устроить на работу неработающее трудоспособное население, организовав для детей необходимое количество яслей. Было предложено отделу СНК БАССР по трудоустройству эвакуированного населения совместно с Башсоюзом и промкооперацией разработать до 1 сентября 1943г. практические мероприятия по организации надомничества, привлекая эвакуированных, имеющих малолетних детей[5].
Необходимыми мерами правительства были устранение имеющихся фактов перебоев в снабжении хлебом эвакуированного населения, снижение норм, а также замены муки зерном. До установленного срока должна была проверена и завершена выдача пайков ленинградцам и семьям военнослужащим. Было предложено заслушать на очередном заседании отчета по вопросу жилищно-бытовых условий эвакуированных, обратив особое внимание на заготовку и вывозку дров, а также подготовку жилищ к зиме[6].
Пристальное внимание правительства было обращено на организацию подсобных хозяйств, прикрепленных к эвакогоспиталям. В приказе Народного Комиссариата здравоохранения РСФСР № 46 от 20 марта 1943 г. «О работе подсобных хозяйств эвакогоспиталей Народного комиссариата здравоохранения» читаем о положительном опыте работы Народного Комиссариата Здравоохранения БАССР (начальник - товарищ Копылова) по организации подсобного хозяйства для улучшения питания раненых. «Там, где по-настоящему руководили этой работой, в истекшем году было заготовлено достаточное количество картофеля и овощей. Для питания раненых передано 363 т картофеля, 85 т овощей, на питание персонала госпиталей: 220 т картофеля и 60 т овощей»[7].
В постановлении СНК БАССР № 46 от 20 января 1943 г. «Об интернатах для инвалидов Отечественной войны» имеется полная информация о социальной защите участников войны. Наркомат Социального обеспечения должен был в месячный срок проверить состояние интернатов и обеспечить инвентарем, медицинским оборудованием, добиться превращения интернатов в образцовые культурно-трудовые учреждения. Поручение дано Наркомату финансов БАССР предусмотреть за счет местного бюджета средства на организацию подсобных хозяйств и на содержание инвалидов ассигнования из расчета 6 р. 72 к. на человека в день, и 7 р. 44 к. на питание в интернатах больных туберкулезом. Наркомат здравоохранения, в свою очередь должен укомплектовать интернаты всем необходимым, установить систематический санитарный контроль[8].
Анализируя архивные материалы, можно сделать вывод о том, что все усилия наркоматов БАССР были направлены на быстрое и организованное решение задач по улучшению положения населения в годы войны. При этом необходимо выделить огромный масштаб работы правительства, объем решаемых вопросов, их актуальность.
- Победа россии в отечественной войне 1812 года над францией как исторический феномен
- Современный взгляд на сущность военной стратегии россии первой четверти XIX века
- «И в москве бывали мы, и париж видали мы …»: о вкладе народов башкортостана в победу в отечественной войне 1812 г.
- Литература
- Боевая деятельность башкирских полков в отечественной войне 1812 года. От начала войны до бородинского сражения
- Литература
- Памятные даты россии в воспитательной работе учителей истории и обществознания
- Литература
- Исторический феномен «советского патриотизма» и социокультурные практики современной россии
- Литература
- Историографический обзор участия оренбургского казачества в отечественной войне 1812 г. И заграничных походах русской армии 1813-1814 гг.
- Литература
- Секция 1. Отечественная война 1812 г. В судьбах народов Южного Урала
- Родословная участника отечественной войны 1812 года федора никитича черникова-онучина
- Башкирские воины – участники военных действий отечественной войны 1812 года
- Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала
- Отечественная война 1812 года в судьбах моих земляков
- Патриотический подъём народов южного урала во время отечественной войны 1812 года
- Литература
- Документы об участии народов южного урала в отечественной войне 1812 года
- Дипломатическая деятельность м.И. Кутузова (к вопросу о личностном подходе в преподавании истории)
- Деятельность оренбургского военного губернатора г.С. Волконского в 1812 году в отечественной историографии
- Литература
- Башкирские народные песни об отечественной войне 1812 года
- Геройство южноуральцев в борьбе с наполеоном
- Народы южного урала в отечественной войне
- 1812 Года
- Была ли отечественная война 1812 года для башкир «отечественной»?
- Литература
- К вопросу о состоянии материальной части артиллерийских рот на южном урале накануне отечественной войны 1812 года
- Литература
- Патриотические чувства в башкирских легендах и песнях об отечественной войне 1812 года
- Славный путь башкирских воинов в отечественной войне 1812 года
- Он был в смоленске щит, в париже – меч россии
- Отечественная война 1812 года в башкирских песнях и преданиях
- Религия и искусство башкир после отечественной войны 1812 года
- Башкиры в отечественной войне 1812 года
- Горные заводы южного урала в отечественной войне 1812 г. И заграничных походах русской армии
- Литература
- Патриотические чувства и мысли башкирского народа в исторических песнях периода отечественной войны 1812 года
- Литература
- Подвиги народов южного урала в отечественной войне 1812 года
- Характеристика чиновников оренбургской губернии – участников войны 1812 года и заграничных походов русской армии
- Литература
- Некоторые подробности событий, связанных с Бородинской битвой.
- Смелость башкирских воинов в отечественной войне 1812 года
- Народы нашего края в отечественной войне 1812 года
- Вечный памятник мужества башкир в отечественной войне 1812 г.
- Секция 2. Теоретические, методологические и методические аспекты изучения событий Отечественной войны 1812 г. В школьном курсе отечественной и региональной истории
- В процессе обучения истории
- Баязит Бикбайҙың “Ҡаһым түрә” драмаһында “намыҫ” концептының бирелеше
- Некоторые аспекты изучения событий отечественной войны 1812 г. В курсе истории в вузах
- Методические аспекты изучения истории отечественной войны 1812 г. В школьном курсе
- (.Х9кимовты4 тарихи романдарында фольклор элементтарыны4 стилистик 3улланышы
- Теоретические аспекты изучения событий Отечественной войны 1812 г. В школьном курсе отечественной и региональной истории
- Литература
- Отечественная война 1812 года в курсе всеобщей, отечественной и региональной истории
- Отражение событий отечественной войны 1812 года в произведениях м.Ю. Лермонтова
- Литература
- Интегрированный урок из элективного курса «Отечественная война 1812 года» ( история, мхк, история и культура Башкортостана)
- Партизанское движение в войне 1812 года (разработка урока)
- Отечественная война 1812 года в школьном историческом образовании
- Отечественная война 1812 года (урок истории, 8 класс)
- Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала
- Литература
- Произведения изобразительного искусства, посвящённые башкирским воинам периода отечественной войны 1812 года
- Литература
- Использование краеведческого материала при изучении войны 1812 года на уроках истории России
- Формирование гражданственности обучающихся на уроках историко-обществоведческого цикла
- Отечественная война 1812 года во внеклассной работе
- Война 1812 года и дальнейшее развитие патриотической идеи в России
- «Северные амуры» на уроках истории и культуры Башкортостана
- Отечественная война 1812 года в башкирской фольклористике
- Литература.
- Воспитание патриотизма на уроках литературного чтения
- Разработка урока по теме «Отечественная война 1812 года»
- 1. Вторжение Наполеона в Россию.
- Анализ содержания учебников для 8 класса по теме: «Отечественная война 1812 г.» (Взгляд учителя-практика)
- Патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории
- Секция 3. Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Воспитание гражданственности подрастающего поколения
- Литература
- Воспитываем гражданина и патриота
- Современные требования к патриотическому воспитанию молодого поколения на примерах военной истории урала
- Литература
- Патриотическое воспитание школьников в современных условиях
- Патриотические традиции башкир как основы гражданского и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения: философско-исторический анализ
- Литература
- Воспитание патриотизма через чувства и переживания
- Проблема военно-патриотического воспитания, её понимание и подход к решению
- Литература
- Из школьного опыта по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Литература
- Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников
- Организация и проведение военно-спортивного праздника, посвященного 200-летней годовщине отечественной войны 1812 г.
- Воспитание патриотизма у школьников на примере Отечественной войны 1812 года
- Изучение отечественной военной истории как неотъемлемая составляющая военно-патриотического воспитания
- Патриотическое, гражданское воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Роль музыкального искусства в формировании духовно-нравственного воспитания младших школьников
- О духовно-нравственном воспитании в школе
- Значимость башкирских исторических народных песен в воспитании патриотизма в свете 200-летия отечественной войны 1812 года
- Некоторые суждения о патриотическом воспитании учащихся в начальной школе
- Патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся через использование проектной деятельности на уроках истории
- О значении патриотического воспитания в школе
- Литература
- «У войны не женское лицо, однако, еще ни одна война не прошла без их участия»
- Вклад туймазинцев в Великую Отечественную войну
- Патриотическое воспитание в нижнетроицкой средней школе
- Литература
- Формирование патриотизма у учащихся оренбургской области на уроках истории и во внеурочное время на примерах отечественной войны 1812 г.
- «Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых»
- Современные требования к гражданскому воспитанию молодежи
- Документальные материалы о великой отечественной войне на территории башкортостана
- Люди нашего села
- Патриотическое воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно- нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- Некоторые аспекты истории возникновения и развития отношения государства к проблемам детей-сирот и детских домов
- Литература
- О воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Истоки патриотизма
- О современных требованиях к патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- Патриотизм народов Южного Урала в Отечественной войне 1812 года в воспитании подрастающего поколения
- Патриотизм народа на примере Отечественной войны 1812 года
- Литература
- Герои нашего времени (Герои России – уроженцы Республики Башкортостан)
- Гражданско–патриотическое воспитание молодежи в свете славных боевых традиций Вооруженных Сил, примеров мужества и героизма защитников Отечества
- Основные меры правительства Башкирской Автономной Советской Социалистической республики по вопросам социального обеспечения населения в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
- Литература
- Из опыта работы гуо «Общеобразовательная средняя школа № 7 » г. Борисова по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся
- Использование возможностей межпредметных связей в воспитании патриотизма в общеобразовательной школе
- Литература
- Воспитание молодежи на примерах совместного патриотического прошлого истории России и Башкортостана
- О Гражданско – патриотическом воспитании молодежи
- Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников
- Формы и методы организации патриотического воспитания подрастающего поколения на примере истории Отечественной войны 1812 года
- Военно-исторический клуб «северные амуры» – активный пропагандист воинской славы башкирского народа
- Влияние личности учителя на нравственно-патриотическое воспитание учащихся
- Литература
- О военно-патриотическом и гражданском воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Формирование у учащихся гражданско-патриотической позиции, воспитание гражданственности и духовности
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся в мобу ги с. Новотаймасово
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература.
- Роль школьного музея в системе патриотического воспитания учащихся
- Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала.
- Совместная творческая работа в школьном краеведческом музее
- 3. Научно-методические семинары:
- 5. Конкурсы ученических проектов:
- 6. Общешкольные мероприятия, посвященные юбилейной дате:
- 7. Проведение проектной недели в школе:
- 8. Классные часы:
- 9. Работа с родителями:
- 10. Список рекомендуемой литературы:
- Электронные журналы.
- Электронные каталоги и библиотеки.
- Меры, принимаемые к гражданам, уклоняющимся от трудовой мобилизации в Башкирской асср в годы Великой Отечественной войны.
- Роль краеведческой научно-исследовательской работы в системе патриотического воспитания обучающихся
- Литература.
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Роль школьного музея в патриотическом и духовно-нравственном воспитании школьников
- Задачи музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература
- Практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Историко-этнографические экспедиции как направление научно-исследовательской деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования
- Литература
- Практика музейной работы в системе патриотического воспитания
- Школьные музеи – центры воспитания патриотизма
- Организация исследовательской деятельности учащихся как основа формирования творческой личности
- Исследовательская деятельность на уроках истории
- О методике организации научно-исследовательской деятельности в школе
- Литература:
- О роли исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература
- Историко-этнографические музеи в контексте ученических исследований
- Литература
- Роль школьного музея в воспитании патриотизма учащихся
- Использование методических приемов музейной педагогики на уроках истории и культуры башкортостана
- Школьный музей – хранитель и носитель историко-патриотического наследия
- Организация исследовательской работы по истории великой отечественной войны в начальных классах.
- Развитие исследовательских умений школьников в условиях новых образовательных стандартов
- Литература:
- Формы и методы исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Об опыте музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Методика организации и проведения поисковой работы «Следы войны в моем роду»
- Краеведческие исследования в образовательных учреждениях
- Литература
- Организация учебно-исследовательской, краеведческой деятельности на основе проектного обучения средствами музейной педагогики
- Литература
- Опыт поисковой деятельности
- Музейная и поисково-исследовательская работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Формирование патриотизма и личностных качеств учащихся на основе исследовательского метода обучения
- Программа деятельности школьного краеведческого музея
- Музейная педагогика – один из важнейших элементов воспитательного процесса в школе
- Литература
- Школьный музей - задачИ, роль и значение в системе патриотического воспитания обучающихся
- Музей как средство патриотического и духовно-нравственного воспитания в поликультурном пространстве вуЗа