logo
сборник Отечественная война 1812 г

Программа деятельности школьного краеведческого музея

Воспитание обучающихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из основополагающих задач развития личности. Выполнению этой задачи способствует программа деятельности школьного краеведческого музея. Школьный краеведческий музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы.

Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, обучающиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего края. Они учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном крае, школе. Таким образом, музей является одним из центров патриотического воспитания обучающихся.

Программа деятельности краеведческого музея является методическим обеспечением поисково-исследовательской деятельности обучающихся, мощным воспитательно-образовательным ресурсом, используемым в образовательных целях, и решающим задачи патриотического воспитания подрастающего поколения.

Программа деятельности музея рассчитана на обучающихся с 4 по 9 классы, разновозрастные группы. Она основана на достигнутых результатах в деятельности музея, Поэтому в её реализации действует принцип преемственности, что способствует накоплению и систематизации материала, соблюдению музейных традиций. Выполнение программы основано на теоретической и практической деятельности в работе музея. Это обусловлено его спецификой, необходимостью сбора материала, связанного с историей родного края и школы. Центральной идеей программы является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества, родного края, школы. При выборе задач для реализации программы необходимо включить интеграцию основного и дополнительного образования детей, сблизить процессы воспитания, обучения и развития. Создать максимальные условия для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей предков, их быта, обычаев, нравственного и эмоционально благоприятной среды для формирования классного и школьного коллектива, развитие личности ребенка в них. А также необходимо развивать учебно-исследовательские навыки в процессе работы. Программа должна базироваться на принципе личностно - ориентированного подхода, позволяющая поддерживать процессы самореализации, саморазвития личности обучающегося. В программе необходимо указать все принципы педагогической деятельности, а также методы работы школьного музея. Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Она призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи. Результаты реализации программы можно разделить на внешний и внутренний.

Внешний результат:

- работа поисковых отрядов по заданиям совета музея;

- постоянное развитие музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых материалов, разделов;

развитие интереса обучающихся к поисково - краеведческим экспедициям.

- становление школьного музея как базового методического центра. Внутренний результат выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью обучающихся, в их духовном росте:

выработка у обучающихся комплекса качеств, характерных для гражданина и патриота.

- Повышение интереса к деятельности школьного музея у жителей поселка и района.

- Формирование благоприятной среды для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей.

Корректировка и совершенствование учебно-воспитательного процесса.

Диагностика реализации проекта осуществляется с помощью разнообразных методов, такими, как собеседования с обучающимся, методики сочинений, незаконченного предложения, наблюдения, тестирования, анкетирования.

А.Г Хайбрахманова, зам. директора МОУ СОШ №4 В.А Бойчук, к.б.н., доцент кафедры ТиМНО ИРО РБ ( г. Уфа)