Патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся через использование проектной деятельности на уроках истории
В современной жизни во многом теряются многовековые основы российского патриотизма, традиционные ценности русской жизни заменяются порой западными идеями и образцами поведения и общения. В этой связи наиболее актуальной для современного социума и школы становится задача восстановления образа нравственного человека как личности цельной, самобытной, свободной, гуманной, ориентированной на сохранение этнонациональной истории и культуры.
Народный поэт Башкортостана Мустай Карим первой заповедью человека обозначил чувство родины, свое отношение к патриотизму он выразил убежденностью в том, что " даже если бы были полные карманы денег у всех, душа все равно оставалась бы пустой, если нет в ней чувства Родины»[1].
Ключевая проблема, которая стоит перед учительством сегодня: цели и задачи исторического образования. Для меня историческое образование – это воспитание гражданина и патриота России – личности с нравственными качествами, способной к самореализации в современной ситуации. Со всеми проблемами нашей жизни (безработицей, падением морали и жизненного уровня), потерей традиционных ценностей у части общества эти большие задачи невозможно решать без формирования интереса к нашему предмету.
Учителю недостаточно вооружить ученика определённой суммой знаний, информацией, но и необходимо учить детей мыслить самостоятельно, оценивать и анализировать события, на мой взгляд, разбудить, растрогать, воспитать и настроить чувства ученика, так как образование, несомненно, должно быть высоконравственным и гуманным. Учитель должен сформировать вокруг ученика культурное и высоконравственное образовательное пространство; весь процесс обучения должен способствовать гуманизации образования, ориентации его на формирование и развитие обучающегося как личности.
Для того чтобы лучше осветить сквозную линию человека в истории, которая предполагает характеристику условий жизни и быта людей, их потребностей, интересов, мотивов действий, восприятия мира, ценностей, использование проектной деятельности на уроках истории эффективней.
Впервые упоминание проекта как вида учебной деятельности можно встретить в работах великого швейцарского педагога И. Г. Песталоцци.
Понятие проектирования в отечественной педагогической науке применялось А. С. Макаренко, был выделен в структуре деятельности педагога (Н. В. Кузьмина). Применение проектной деятельности к сфере обучения и воспитания особенно активизировалось во второй половине 1990-х гг. в связи с развитием идей стандартизации образования. Характерны в этом отношении работы В. П. Беспалько. Постепенно наметилась гуманитаризация подходов к проектированию, появились трактовки проектирования как культурной формы образовательных инноваций (Н.Г. Алексеев, Ю.В. Громыко, В.А. Никитин, В.В. Рубцов), так и полифункциональной деятельности, носящей неклассический, нетрадиционный характер (В.Е. Родионов). Практические возможности проектной деятельности в образовании еще больше расширились с появлением и интенсивным развитием сетевых и информационно-коммуникационных технологий.
Такой вид деятельности способствует развитию коммуникативных действий, возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную работу, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и партнера, и самого себя, и учителя.
Проектная деятельность позволяет обращаться к самому разному субъектному опыту школьников, акцентирует признание уникальности, самобытности каждого ученика. При работе над проектом формируются общеучебные и специфические умения и навыки: разбивать задачу проекта на подзадачи и распределять их между исполнителями, планировать поэтапную работу группы и собственную работу, складывать полученные результаты каждого в общий результат проекта.
Хочу осветить проектную работу на примере прохождения темы «Отечественная война 1812 года». Интегрированное изучение региональной и общероссийской истории предполагает осмысления огромного объема информации. На примере изучения участия башкир в Отечественной войне ищем ответы на вопросы: а какой он - воин XIX века? Чем он занят и благодаря чему удалось изгнать великую армию Наполеона из России?.. и т.д. После ознакомления детей с международной обстановкой в мире накануне 1812 года, детям предлагается перенестись в ту эпоху и стать участниками тех грозных событий. Для «вхождения» предлагаются подтемы. Обычно дети выбирают темы для работы по желанию и непроизвольно формируются рабочие группы над проектами. Учитель выступает в роли координатора, советчика. Обязательно предлагается список источников, литературы и ссылки на Интернет-сайты. Каждое действие детей, совершающееся не инстинктивно, не импульсивно... а целенаправленно, должно осуществляться на основе предваряющего его проекта.
На подготовку уходит примерно 10-15 дней. Затем ребята презентуют свои проекты. Что у нас получилось?
Первая группа работала над темой «Вооружение и обмундирование башкирского воина». После изучения и осмысления фактов, явлений, документов у них получился наглядный материал: изображение башкирского воина, макеты вооружения и характеристика башкирской лошади, которая дошла до Парижа. Вторая группа изобразила различные виды повинностей и добровольных взносов неслужилого населения в виде диаграммы. Отметили «высокий патриотизм башкирского населения и его организованность»[2]. Привели высказывания свидетелей событий-мемуаристов о «ревностном желании к службе» оренбургских башкир[3]. Факты подтверждались предоставлением отрывков из книг Асфатуллина С.Г. «Братство по оружию» и Асфандиярова А.З. «Кантонное управление в Башкирии (1798-1865)». Третья группа на карте разработала ход военных действий, включая формирование башкирских полков по указу императора. Наглядно были продемонстрированы действия на западной границе в корпусе Платова, атака левого фланга и тыла Наполеона на Бородино, перекрытие пути французских войск на калужской дороге и заграничные походы наших соотечественников. Четвертая группа подготовила презентацию о награждении участников Отечественной войны, проявивших мужество и отвагу. Охарактеризовали боевые качества башкирских конников - смелость, выносливость, бесстрашие, напористость, решительность. Пятая группа нашла отражение событий 1812-1813 годов в преданиях и легендах. Воспользовавшись сборником «Любезные вы мои…» под редакцией А.З.Асфандиярова, показали, что сноровка, удаль, любовь к Отечеству башкирских воинов отражаются в преданиях «Башкиры на войне с французами» по публикации Б.Г. Ахметшиной, «Рассказ башкира Джантюры» по публикации М.Г.Рахимкулова. Также были предоставлены на прослушивание песни «Кахым турэ», «Французская песня». Яркой страничкой проекта стало исполнение учащимися песни «Любизар». В изобразительном искусстве учащиеся нашли произведения Александра Осиповича Орловского «Башкир с лошадью» (1809), «Башкирский отряд» (1813); «Конные башкиры на бивуаке» (1810-20 гг.).
Подводя итоги урока, дети описали чувства, которые пережили при подготовке и презентации проектов. Красной линией были отмечены чувства долга и гордости за свою Родину, за своих земляков, а возможно и родственников.
Если учитель будет подходить к решению проблем с психологической стороны и у Дамира отметит огромную жизненную энергию, свойственную старшине Аралбаю Акчулпанову, у Сережи – сноровку полковника Кудашева, то у детей повысится чувство собственного достоинства. Пусть не у всех, но у кого-то из подростков положительный нравственный след в душе всё же останется: ещё бы, ведь у них подмечены качества, свойственные столь выдающимся историческим личностям Отечества. А это, в свою очередь, может привести учащихся к потребности более глубоко изучить этих личностей.
Сегодня каждый учитель применяет хотя бы изредка в своей практике нетрадиционные формы обучения. Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующегося на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях скромного количества предметных часов, на усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности обучающихся.
Моделировать можно любую форму обучения, любой вариант урока, но как бы тщательно мы не готовили урок, практика может преподнести множество неожиданностей. Думаю, что самоанализ своей деятельности учителем является средством повышения уровня образования. Учитель должен искать формы работы, благоприятствующие самовыражению школьников, их умственному развитию и гражданскому становлению.
Литература
1. Валеев И.И. Нравственные уроки Мустая Карима / И.И. Валеев. – Уфа.: Китап, 2008 - с.10
2. Асфатуллин С.Г. Братство по оружию. 1812 год./С.Г. Асфатуллин.-Уфа.: 30 с.
3. Асфандияров А.З. Кантонное управление в Башкирии (1798-1865) )/ А.З. Асфандияров -Уфа, 72 с.
4.Асфандияров, А.З. Любезные вы мои…/ Сост. А.З.Асфандияров –Уфа. : 1992. -237 с.
5.Асфандияров, А.3. Участие башкир в войнах и походах России в период кантонного управления /А.З. Асфандияров // Из истории феодализма и капитализма в Башкирии. – Уфа.: 1971. С. 75-78.
6.Асфатуллин С.Г. Братство по оружию. 1812 год./С.Г. Асфатуллин.-Уфа.: 2007.-247с.
7.Беседа «Башкиры и Отечественная война 1812 года в изобразительном искусстве» / «Централизованная библиотечная система» городского округа и город Стерлитамак РБ http://libstr.ru/Northern_Cupids/beseda
8.Колесникова И. А. Педагогическое проектирование.3.0211. http://www.pedlib.ru/Books/
9. Участие башкирских войск в войне 1812 г. http://bashkorttar.ru/?p=397
Н.Н.Ишбулатова,
учитель истории МОУ СОШ №1с. Ермолаево
(Куюргазинский район РБ)
- Победа россии в отечественной войне 1812 года над францией как исторический феномен
- Современный взгляд на сущность военной стратегии россии первой четверти XIX века
- «И в москве бывали мы, и париж видали мы …»: о вкладе народов башкортостана в победу в отечественной войне 1812 г.
- Литература
- Боевая деятельность башкирских полков в отечественной войне 1812 года. От начала войны до бородинского сражения
- Литература
- Памятные даты россии в воспитательной работе учителей истории и обществознания
- Литература
- Исторический феномен «советского патриотизма» и социокультурные практики современной россии
- Литература
- Историографический обзор участия оренбургского казачества в отечественной войне 1812 г. И заграничных походах русской армии 1813-1814 гг.
- Литература
- Секция 1. Отечественная война 1812 г. В судьбах народов Южного Урала
- Родословная участника отечественной войны 1812 года федора никитича черникова-онучина
- Башкирские воины – участники военных действий отечественной войны 1812 года
- Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала
- Отечественная война 1812 года в судьбах моих земляков
- Патриотический подъём народов южного урала во время отечественной войны 1812 года
- Литература
- Документы об участии народов южного урала в отечественной войне 1812 года
- Дипломатическая деятельность м.И. Кутузова (к вопросу о личностном подходе в преподавании истории)
- Деятельность оренбургского военного губернатора г.С. Волконского в 1812 году в отечественной историографии
- Литература
- Башкирские народные песни об отечественной войне 1812 года
- Геройство южноуральцев в борьбе с наполеоном
- Народы южного урала в отечественной войне
- 1812 Года
- Была ли отечественная война 1812 года для башкир «отечественной»?
- Литература
- К вопросу о состоянии материальной части артиллерийских рот на южном урале накануне отечественной войны 1812 года
- Литература
- Патриотические чувства в башкирских легендах и песнях об отечественной войне 1812 года
- Славный путь башкирских воинов в отечественной войне 1812 года
- Он был в смоленске щит, в париже – меч россии
- Отечественная война 1812 года в башкирских песнях и преданиях
- Религия и искусство башкир после отечественной войны 1812 года
- Башкиры в отечественной войне 1812 года
- Горные заводы южного урала в отечественной войне 1812 г. И заграничных походах русской армии
- Литература
- Патриотические чувства и мысли башкирского народа в исторических песнях периода отечественной войны 1812 года
- Литература
- Подвиги народов южного урала в отечественной войне 1812 года
- Характеристика чиновников оренбургской губернии – участников войны 1812 года и заграничных походов русской армии
- Литература
- Некоторые подробности событий, связанных с Бородинской битвой.
- Смелость башкирских воинов в отечественной войне 1812 года
- Народы нашего края в отечественной войне 1812 года
- Вечный памятник мужества башкир в отечественной войне 1812 г.
- Секция 2. Теоретические, методологические и методические аспекты изучения событий Отечественной войны 1812 г. В школьном курсе отечественной и региональной истории
- В процессе обучения истории
- Баязит Бикбайҙың “Ҡаһым түрә” драмаһында “намыҫ” концептының бирелеше
- Некоторые аспекты изучения событий отечественной войны 1812 г. В курсе истории в вузах
- Методические аспекты изучения истории отечественной войны 1812 г. В школьном курсе
- (.Х9кимовты4 тарихи романдарында фольклор элементтарыны4 стилистик 3улланышы
- Теоретические аспекты изучения событий Отечественной войны 1812 г. В школьном курсе отечественной и региональной истории
- Литература
- Отечественная война 1812 года в курсе всеобщей, отечественной и региональной истории
- Отражение событий отечественной войны 1812 года в произведениях м.Ю. Лермонтова
- Литература
- Интегрированный урок из элективного курса «Отечественная война 1812 года» ( история, мхк, история и культура Башкортостана)
- Партизанское движение в войне 1812 года (разработка урока)
- Отечественная война 1812 года в школьном историческом образовании
- Отечественная война 1812 года (урок истории, 8 класс)
- Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала
- Литература
- Произведения изобразительного искусства, посвящённые башкирским воинам периода отечественной войны 1812 года
- Литература
- Использование краеведческого материала при изучении войны 1812 года на уроках истории России
- Формирование гражданственности обучающихся на уроках историко-обществоведческого цикла
- Отечественная война 1812 года во внеклассной работе
- Война 1812 года и дальнейшее развитие патриотической идеи в России
- «Северные амуры» на уроках истории и культуры Башкортостана
- Отечественная война 1812 года в башкирской фольклористике
- Литература.
- Воспитание патриотизма на уроках литературного чтения
- Разработка урока по теме «Отечественная война 1812 года»
- 1. Вторжение Наполеона в Россию.
- Анализ содержания учебников для 8 класса по теме: «Отечественная война 1812 г.» (Взгляд учителя-практика)
- Патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории
- Секция 3. Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Воспитание гражданственности подрастающего поколения
- Литература
- Воспитываем гражданина и патриота
- Современные требования к патриотическому воспитанию молодого поколения на примерах военной истории урала
- Литература
- Патриотическое воспитание школьников в современных условиях
- Патриотические традиции башкир как основы гражданского и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения: философско-исторический анализ
- Литература
- Воспитание патриотизма через чувства и переживания
- Проблема военно-патриотического воспитания, её понимание и подход к решению
- Литература
- Из школьного опыта по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Литература
- Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников
- Организация и проведение военно-спортивного праздника, посвященного 200-летней годовщине отечественной войны 1812 г.
- Воспитание патриотизма у школьников на примере Отечественной войны 1812 года
- Изучение отечественной военной истории как неотъемлемая составляющая военно-патриотического воспитания
- Патриотическое, гражданское воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Роль музыкального искусства в формировании духовно-нравственного воспитания младших школьников
- О духовно-нравственном воспитании в школе
- Значимость башкирских исторических народных песен в воспитании патриотизма в свете 200-летия отечественной войны 1812 года
- Некоторые суждения о патриотическом воспитании учащихся в начальной школе
- Патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся через использование проектной деятельности на уроках истории
- О значении патриотического воспитания в школе
- Литература
- «У войны не женское лицо, однако, еще ни одна война не прошла без их участия»
- Вклад туймазинцев в Великую Отечественную войну
- Патриотическое воспитание в нижнетроицкой средней школе
- Литература
- Формирование патриотизма у учащихся оренбургской области на уроках истории и во внеурочное время на примерах отечественной войны 1812 г.
- «Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых»
- Современные требования к гражданскому воспитанию молодежи
- Документальные материалы о великой отечественной войне на территории башкортостана
- Люди нашего села
- Патриотическое воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно- нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- Некоторые аспекты истории возникновения и развития отношения государства к проблемам детей-сирот и детских домов
- Литература
- О воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Истоки патриотизма
- О современных требованиях к патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- Патриотизм народов Южного Урала в Отечественной войне 1812 года в воспитании подрастающего поколения
- Патриотизм народа на примере Отечественной войны 1812 года
- Литература
- Герои нашего времени (Герои России – уроженцы Республики Башкортостан)
- Гражданско–патриотическое воспитание молодежи в свете славных боевых традиций Вооруженных Сил, примеров мужества и героизма защитников Отечества
- Основные меры правительства Башкирской Автономной Советской Социалистической республики по вопросам социального обеспечения населения в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
- Литература
- Из опыта работы гуо «Общеобразовательная средняя школа № 7 » г. Борисова по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся
- Использование возможностей межпредметных связей в воспитании патриотизма в общеобразовательной школе
- Литература
- Воспитание молодежи на примерах совместного патриотического прошлого истории России и Башкортостана
- О Гражданско – патриотическом воспитании молодежи
- Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников
- Формы и методы организации патриотического воспитания подрастающего поколения на примере истории Отечественной войны 1812 года
- Военно-исторический клуб «северные амуры» – активный пропагандист воинской славы башкирского народа
- Влияние личности учителя на нравственно-патриотическое воспитание учащихся
- Литература
- О военно-патриотическом и гражданском воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Формирование у учащихся гражданско-патриотической позиции, воспитание гражданственности и духовности
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся в мобу ги с. Новотаймасово
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература.
- Роль школьного музея в системе патриотического воспитания учащихся
- Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала.
- Совместная творческая работа в школьном краеведческом музее
- 3. Научно-методические семинары:
- 5. Конкурсы ученических проектов:
- 6. Общешкольные мероприятия, посвященные юбилейной дате:
- 7. Проведение проектной недели в школе:
- 8. Классные часы:
- 9. Работа с родителями:
- 10. Список рекомендуемой литературы:
- Электронные журналы.
- Электронные каталоги и библиотеки.
- Меры, принимаемые к гражданам, уклоняющимся от трудовой мобилизации в Башкирской асср в годы Великой Отечественной войны.
- Роль краеведческой научно-исследовательской работы в системе патриотического воспитания обучающихся
- Литература.
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Роль школьного музея в патриотическом и духовно-нравственном воспитании школьников
- Задачи музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература
- Практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Историко-этнографические экспедиции как направление научно-исследовательской деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования
- Литература
- Практика музейной работы в системе патриотического воспитания
- Школьные музеи – центры воспитания патриотизма
- Организация исследовательской деятельности учащихся как основа формирования творческой личности
- Исследовательская деятельность на уроках истории
- О методике организации научно-исследовательской деятельности в школе
- Литература:
- О роли исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература
- Историко-этнографические музеи в контексте ученических исследований
- Литература
- Роль школьного музея в воспитании патриотизма учащихся
- Использование методических приемов музейной педагогики на уроках истории и культуры башкортостана
- Школьный музей – хранитель и носитель историко-патриотического наследия
- Организация исследовательской работы по истории великой отечественной войны в начальных классах.
- Развитие исследовательских умений школьников в условиях новых образовательных стандартов
- Литература:
- Формы и методы исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Об опыте музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Методика организации и проведения поисковой работы «Следы войны в моем роду»
- Краеведческие исследования в образовательных учреждениях
- Литература
- Организация учебно-исследовательской, краеведческой деятельности на основе проектного обучения средствами музейной педагогики
- Литература
- Опыт поисковой деятельности
- Музейная и поисково-исследовательская работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Формирование патриотизма и личностных качеств учащихся на основе исследовательского метода обучения
- Программа деятельности школьного краеведческого музея
- Музейная педагогика – один из важнейших элементов воспитательного процесса в школе
- Литература
- Школьный музей - задачИ, роль и значение в системе патриотического воспитания обучающихся
- Музей как средство патриотического и духовно-нравственного воспитания в поликультурном пространстве вуЗа