logo
сборник Отечественная война 1812 г

Формирование гражданственности обучающихся на уроках историко-обществоведческого цикла

       Гражданское воспитание– это система воспитания и обучения личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования.

       Гражданское воспитание невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Это – целостная система, охватывающая все сферы деятельности учебного заведения, как учебные, так и внеучебные, и предполагающая использование в первую очередь практико-ориентированных и интерактивных методов обучения.

На своих уроках я практикую различные формы и методы обучения, через прямое сотрудничество с главным участником учебного процесса – обучающимся. Уроки истории – это воспитание гражданской позиции и привитие патриотизма к своей стране. Формирование гражданственности предполагает развитие ряда ключевых умений и навыков, поддерживаемых определенным набором способностей:

       Поскольку гражданское воспитание выступает как своего рода синтез многих навыков, базирующихся на целом ряде ключевых умений, то задача создания условий для ее становления не может быть решена средствами только традиционного гражданского образования (дисциплины и курсы социально-гуманитарного цикла).

Огромную роль в этом процессе играют другие образовательные компоненты. Именно поэтому стандарты в гражданском воспитание должны строиться на принципиально иных основаниях и, прежде всего, не как стандарты-минимумы, а как многоуровневые и многопозиционные стандарты-ориентиры. Что на данный момент является одной из задач современного образования.

Р.А. Сыраев, преподаватель истории

(г. Салават РБ)