Некоторые подробности событий, связанных с Бородинской битвой.
К весне 1811 года Наполеон имел армию в 670 тыс. штыков, соединяющую две третьих военной Европы. Он решается напасть на Россию.
В июне 1812 года наполеоновская армия переходила через реку Неман. Переходу никто не мешал. Армия шла на Россию, в бесконечные просторы. Наполеон был в отчаянии, т.к. уже в июле солдаты голодали, болели, умирали. Для наполеоновских войск, привыкших к европейской тесноте, к активным военным действиям, Россия внушала страх и ужас.
Наконец 26 августа 1812 года у французов состоялось первое сражение с регулярными частями русской армии. Великая армия готовилась к решающему бою, в котором надо победить или погибнуть.
Решение дать сражение после длительного отступления принимает М.И. Кутузов. При этом главной целью главнокомандующего было - подорвать наступательные действия противника, остановить его движение к Москве. Понимая, что наполеоновские войска достаточно сильны и опытны, предполагалось ведение оборонительных боев, планов о наступательных операциях не было. Наполеон в этом генеральном сражении ставил задачу - прорвать левый фланг русских, прижать их к Москве-реке и уничтожить. Насколько действия русских войск в Бородинской битве были продуманы? Несомненно, русские воины проявили доблесть и мужество. Тщательной продуманной тактики в Бородинской битве, скорее всего, не было. Стратегическая инициатива находилась в руках противника. В этом грандиозном сражении виден патриотический дух народа, защищающего свою Отчизну. Немалый вклад внесли все народы необъятной страны. Особо нужно выделить героизм башкирских пехотных и кавалерийских полков. К сожалению, отечественная историография не в полной мере раскрывает данный вопрос.
Бородино находилось в 110 км. От Москвы, близ г. Можайска. Кутузов доносил Александру I, что позиция при деревне Бородино - «одна из наилучших, которую на плоских местах найти можно». Бородинская позиция русских войск занимала по фронту 8 км и в глубину 7 км. Левый фланг вплотную подходил к Утицкому лесу. Местность в тылу позиции позволяло скрытно расположить войска и осуществить маневр резервами.
Кутузов не обладал информацией о возможных действиях Наполеона, двигающегося в направлении Москвы. Но было ясно, что самые удобные дороги в Москву - это Старая и Новая Смоленская. Для удобства переброски русских войск с правого фланга и центра (позиции занимали войска 1-й армии Барклая-де-Толли) на левый фланг (возглавлял 2-ю армию Багратион) в срочном порядке были возведены 4 моста через овраги, 15 удобных спусков. Первые отвлекающие атаки были произведены на правый фланг, что привело к отступлению русских войск за реку Колочь.
Противник наносит удар 26 августа в 5 ч. 30 мин. на центр и на левый фланг - Багратионовы флеши. На участке шириной 1,5 км. Наполеон сосредоточил 400 единиц артиллерии.
Кутузов перебросил часть сил с правого фланга, что не позволило неприятелю с ходу прорвать центр русской армии. Конный корпус И. Мюрата попытался прорвать левый фланг русских у Семеновского оврага. Но конница отступила вследствие действий Измайловского и Литовского полков. Французы продолжали наступление, но контрудар кавалерийских полков Уварова и Платова вызвала замешательство в стане врага. После шестичасовой битвы и восьми ожесточенных атак войск неприятеля левый фланг был разбит. В бою был смертельно ранен Багратион. По свидетельству одного из офицеров «картина была ужасной. Остаток дивизии - пехота разных полков, кавалерии, находясь в лесу, дрались, чем могли: кто тесаком, саблей, дубиной, кто кулаком».
В ходе боев за Багратионовы флеши Наполеон попытался нанести одновременный удар на высоту, которую прикрывала батарея Раевского. Решительные действия генерала А.П. Ермолова нанесли поражение бригаде французского генерала Бонами, сумевшему ворваться на высоту. Большую роль в этом сыграл батальон Уфимского пехотного полка. Наполеону не удалось отвлечь значительные силы русских войск на центр в самый разгар боёв на левом фланге.
После 12 часов дня и разгрома французами Багратионовых флеш боевые действия были перенесены на батарею Раевского. Местность пересеченная, с оврагами. Адъютант М.И. Кутузова А.И. Михайловский-Данилевский с удивлением описывал решительные действия неприятельской пехоты, «с какой яростью они шли умирать, опрокидывались в ров. Русские солдаты с ожесточением их встречали и сами падали в ров вместе с врагами». Кутузов остался недоволен действиями казачьих войск под командованием М.И. Платова и конного корпуса Ф.П. Уварова, совершивших рейд в тыл французов. Благодаря действиям войск под командованием Платова и Уварова противник на 2 часа отложил решающую атаку батареи Раевского. За это время Кутузов произвел перегруппировку своих сил, усилив центр и левый фланг. Батарея Раевского была взята французами к 16 часам, но прорвать центр русских войск все-таки им не удалось.
Скорее всего, на обходной маневр Платова и Уварова Кутузов возлагал большие надежды и поэтому проявил недоверие к ним, что они даже не были представлены к награждению. Видимо, нерешительные действия Платова были связаны с малой численностью корпуса - 4,5 тыс. казаков. После завершения битвы - Кутузов потребовал подробный отчет о действиях кавалерийских и казачьих полков. Платов докладывал о том, что в 7 часов утра выступил на левый фланг неприятельской армии и до прибытия кавалерийского корпуса под командованием генерал-лейтенанта Уварова вступил в схватку с кавалерией неприятеля, нанес им поражение. В плен были взяты более 200 конных и пехотных стрелков. Вместе с кавалерией Уварова, повторили еще одну атаку на левый фланг неприятельских войск, потеснили их и в плену оказались еще 250 французов. Если учесть, что Наполеону удалось взять в ходе всей Бородинской битвы всего 700 русских воинов в плен, то действия казачьих и кавалерийских полков были вполне успешны. Платов отмечал героизм полководцев, которые показывали пример храбрости своим подчиненным. Он просил наградить по заслугам генерал-майора Иловайского, подполковников Власова и Харитонова, войсковых старшин Жирова и Победного.
У Наполеона оставалась гвардия, которую можно было использовать для последнего боя под Бородино. Император решил лично оценить ситуацию. По воспоминаниям французского генерала Ф. Сегюра, который вместе с Наполеоном осматривал позиции русских «видно было, как они не теряя мужества, смыкали свои ряды, снова вступали в битву и шли умирать». Действительно к 18 часам русские войска отошли на новую позицию, готовые отражать атаки противника. Наполеон увидел армию, которая готовилась драться до конца. И он не стал использовать гвардию, боясь остаться без армии. К концу дня, с наступлением темноты он отвел войска на исходные позиции.
Кутузов в своем отчете императору Александру 1, докладывал: «Войска вашего императорского величия сражались с неимоверною храбростью. Батареи переходили из рук в руки, и, кончилось тем, что неприятель нигде не выиграл. После 15-часового кровопролитного сражения и выполнения цели, направленной на истребление французской армии, наутро после сражения отступил на 6 верст. Впоследствии, собрав расстроенное сражением войско, подкрепив артиллерией и Московским ополчением, имею намерение предпринять наступление против неприятеля».
Планам Кутузова не суждено было сбыться. Отсутствие сильных резервов (их было не более 5 тыс. человек), а у французов имелись хорошие резервы – гвардия более 19 тысяч. Вынудили Кутузова оставить поле сражения и отвести армию к Москве. Коренной перелом в войне в результате Бородинского сражения не наступил.
Наполеон, анализируя Бородинскую битву, высказывал, что «из 50 данных сражений – это было сражение, в котором наиболее проявлено доблестей и достигнуто наименее результатов».
В заключении хочется сказать, что итоги Бородинского сражения оцениваются по-разному. Обоснованным представляется мнение Н.А. Троицкого: «Нравственная победа русских войск под Бородино столь велика, что не нуждается в искусственном подтягивании до уровня победы материальной».
30 августа Кутузов был уведомлен, что подкреплений не получит. Оставляя Москву без боя, он высказал «с потерей Москвы не потеряна Россия».
Литература
1.Н.Шефов. Битвы России. М.2002
2.А.А. Данилов. История России 9-19 века. Справочные материалы. М. 2006
3.Бородино. Документы. Письма. Воспоминания. М. 1962
4.Военно-исторический атлас России 9-20 века. М.2003
А.В. Шайдулина,
МБОУ Лицей №1 с. Мишкино
( Мишкинский район РБ)
- Победа россии в отечественной войне 1812 года над францией как исторический феномен
- Современный взгляд на сущность военной стратегии россии первой четверти XIX века
- «И в москве бывали мы, и париж видали мы …»: о вкладе народов башкортостана в победу в отечественной войне 1812 г.
- Литература
- Боевая деятельность башкирских полков в отечественной войне 1812 года. От начала войны до бородинского сражения
- Литература
- Памятные даты россии в воспитательной работе учителей истории и обществознания
- Литература
- Исторический феномен «советского патриотизма» и социокультурные практики современной россии
- Литература
- Историографический обзор участия оренбургского казачества в отечественной войне 1812 г. И заграничных походах русской армии 1813-1814 гг.
- Литература
- Секция 1. Отечественная война 1812 г. В судьбах народов Южного Урала
- Родословная участника отечественной войны 1812 года федора никитича черникова-онучина
- Башкирские воины – участники военных действий отечественной войны 1812 года
- Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала
- Отечественная война 1812 года в судьбах моих земляков
- Патриотический подъём народов южного урала во время отечественной войны 1812 года
- Литература
- Документы об участии народов южного урала в отечественной войне 1812 года
- Дипломатическая деятельность м.И. Кутузова (к вопросу о личностном подходе в преподавании истории)
- Деятельность оренбургского военного губернатора г.С. Волконского в 1812 году в отечественной историографии
- Литература
- Башкирские народные песни об отечественной войне 1812 года
- Геройство южноуральцев в борьбе с наполеоном
- Народы южного урала в отечественной войне
- 1812 Года
- Была ли отечественная война 1812 года для башкир «отечественной»?
- Литература
- К вопросу о состоянии материальной части артиллерийских рот на южном урале накануне отечественной войны 1812 года
- Литература
- Патриотические чувства в башкирских легендах и песнях об отечественной войне 1812 года
- Славный путь башкирских воинов в отечественной войне 1812 года
- Он был в смоленске щит, в париже – меч россии
- Отечественная война 1812 года в башкирских песнях и преданиях
- Религия и искусство башкир после отечественной войны 1812 года
- Башкиры в отечественной войне 1812 года
- Горные заводы южного урала в отечественной войне 1812 г. И заграничных походах русской армии
- Литература
- Патриотические чувства и мысли башкирского народа в исторических песнях периода отечественной войны 1812 года
- Литература
- Подвиги народов южного урала в отечественной войне 1812 года
- Характеристика чиновников оренбургской губернии – участников войны 1812 года и заграничных походов русской армии
- Литература
- Некоторые подробности событий, связанных с Бородинской битвой.
- Смелость башкирских воинов в отечественной войне 1812 года
- Народы нашего края в отечественной войне 1812 года
- Вечный памятник мужества башкир в отечественной войне 1812 г.
- Секция 2. Теоретические, методологические и методические аспекты изучения событий Отечественной войны 1812 г. В школьном курсе отечественной и региональной истории
- В процессе обучения истории
- Баязит Бикбайҙың “Ҡаһым түрә” драмаһында “намыҫ” концептының бирелеше
- Некоторые аспекты изучения событий отечественной войны 1812 г. В курсе истории в вузах
- Методические аспекты изучения истории отечественной войны 1812 г. В школьном курсе
- (.Х9кимовты4 тарихи романдарында фольклор элементтарыны4 стилистик 3улланышы
- Теоретические аспекты изучения событий Отечественной войны 1812 г. В школьном курсе отечественной и региональной истории
- Литература
- Отечественная война 1812 года в курсе всеобщей, отечественной и региональной истории
- Отражение событий отечественной войны 1812 года в произведениях м.Ю. Лермонтова
- Литература
- Интегрированный урок из элективного курса «Отечественная война 1812 года» ( история, мхк, история и культура Башкортостана)
- Партизанское движение в войне 1812 года (разработка урока)
- Отечественная война 1812 года в школьном историческом образовании
- Отечественная война 1812 года (урок истории, 8 класс)
- Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала
- Литература
- Произведения изобразительного искусства, посвящённые башкирским воинам периода отечественной войны 1812 года
- Литература
- Использование краеведческого материала при изучении войны 1812 года на уроках истории России
- Формирование гражданственности обучающихся на уроках историко-обществоведческого цикла
- Отечественная война 1812 года во внеклассной работе
- Война 1812 года и дальнейшее развитие патриотической идеи в России
- «Северные амуры» на уроках истории и культуры Башкортостана
- Отечественная война 1812 года в башкирской фольклористике
- Литература.
- Воспитание патриотизма на уроках литературного чтения
- Разработка урока по теме «Отечественная война 1812 года»
- 1. Вторжение Наполеона в Россию.
- Анализ содержания учебников для 8 класса по теме: «Отечественная война 1812 г.» (Взгляд учителя-практика)
- Патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории
- Секция 3. Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Воспитание гражданственности подрастающего поколения
- Литература
- Воспитываем гражданина и патриота
- Современные требования к патриотическому воспитанию молодого поколения на примерах военной истории урала
- Литература
- Патриотическое воспитание школьников в современных условиях
- Патриотические традиции башкир как основы гражданского и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения: философско-исторический анализ
- Литература
- Воспитание патриотизма через чувства и переживания
- Проблема военно-патриотического воспитания, её понимание и подход к решению
- Литература
- Из школьного опыта по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Литература
- Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников
- Организация и проведение военно-спортивного праздника, посвященного 200-летней годовщине отечественной войны 1812 г.
- Воспитание патриотизма у школьников на примере Отечественной войны 1812 года
- Изучение отечественной военной истории как неотъемлемая составляющая военно-патриотического воспитания
- Патриотическое, гражданское воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Роль музыкального искусства в формировании духовно-нравственного воспитания младших школьников
- О духовно-нравственном воспитании в школе
- Значимость башкирских исторических народных песен в воспитании патриотизма в свете 200-летия отечественной войны 1812 года
- Некоторые суждения о патриотическом воспитании учащихся в начальной школе
- Патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся через использование проектной деятельности на уроках истории
- О значении патриотического воспитания в школе
- Литература
- «У войны не женское лицо, однако, еще ни одна война не прошла без их участия»
- Вклад туймазинцев в Великую Отечественную войну
- Патриотическое воспитание в нижнетроицкой средней школе
- Литература
- Формирование патриотизма у учащихся оренбургской области на уроках истории и во внеурочное время на примерах отечественной войны 1812 г.
- «Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых»
- Современные требования к гражданскому воспитанию молодежи
- Документальные материалы о великой отечественной войне на территории башкортостана
- Люди нашего села
- Патриотическое воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно- нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- Некоторые аспекты истории возникновения и развития отношения государства к проблемам детей-сирот и детских домов
- Литература
- О воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Истоки патриотизма
- О современных требованиях к патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- Патриотизм народов Южного Урала в Отечественной войне 1812 года в воспитании подрастающего поколения
- Патриотизм народа на примере Отечественной войны 1812 года
- Литература
- Герои нашего времени (Герои России – уроженцы Республики Башкортостан)
- Гражданско–патриотическое воспитание молодежи в свете славных боевых традиций Вооруженных Сил, примеров мужества и героизма защитников Отечества
- Основные меры правительства Башкирской Автономной Советской Социалистической республики по вопросам социального обеспечения населения в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
- Литература
- Из опыта работы гуо «Общеобразовательная средняя школа № 7 » г. Борисова по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся
- Использование возможностей межпредметных связей в воспитании патриотизма в общеобразовательной школе
- Литература
- Воспитание молодежи на примерах совместного патриотического прошлого истории России и Башкортостана
- О Гражданско – патриотическом воспитании молодежи
- Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников
- Формы и методы организации патриотического воспитания подрастающего поколения на примере истории Отечественной войны 1812 года
- Военно-исторический клуб «северные амуры» – активный пропагандист воинской славы башкирского народа
- Влияние личности учителя на нравственно-патриотическое воспитание учащихся
- Литература
- О военно-патриотическом и гражданском воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Формирование у учащихся гражданско-патриотической позиции, воспитание гражданственности и духовности
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся в мобу ги с. Новотаймасово
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература.
- Роль школьного музея в системе патриотического воспитания учащихся
- Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала.
- Совместная творческая работа в школьном краеведческом музее
- 3. Научно-методические семинары:
- 5. Конкурсы ученических проектов:
- 6. Общешкольные мероприятия, посвященные юбилейной дате:
- 7. Проведение проектной недели в школе:
- 8. Классные часы:
- 9. Работа с родителями:
- 10. Список рекомендуемой литературы:
- Электронные журналы.
- Электронные каталоги и библиотеки.
- Меры, принимаемые к гражданам, уклоняющимся от трудовой мобилизации в Башкирской асср в годы Великой Отечественной войны.
- Роль краеведческой научно-исследовательской работы в системе патриотического воспитания обучающихся
- Литература.
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Роль школьного музея в патриотическом и духовно-нравственном воспитании школьников
- Задачи музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература
- Практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Историко-этнографические экспедиции как направление научно-исследовательской деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования
- Литература
- Практика музейной работы в системе патриотического воспитания
- Школьные музеи – центры воспитания патриотизма
- Организация исследовательской деятельности учащихся как основа формирования творческой личности
- Исследовательская деятельность на уроках истории
- О методике организации научно-исследовательской деятельности в школе
- Литература:
- О роли исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература
- Историко-этнографические музеи в контексте ученических исследований
- Литература
- Роль школьного музея в воспитании патриотизма учащихся
- Использование методических приемов музейной педагогики на уроках истории и культуры башкортостана
- Школьный музей – хранитель и носитель историко-патриотического наследия
- Организация исследовательской работы по истории великой отечественной войны в начальных классах.
- Развитие исследовательских умений школьников в условиях новых образовательных стандартов
- Литература:
- Формы и методы исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Об опыте музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Методика организации и проведения поисковой работы «Следы войны в моем роду»
- Краеведческие исследования в образовательных учреждениях
- Литература
- Организация учебно-исследовательской, краеведческой деятельности на основе проектного обучения средствами музейной педагогики
- Литература
- Опыт поисковой деятельности
- Музейная и поисково-исследовательская работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Формирование патриотизма и личностных качеств учащихся на основе исследовательского метода обучения
- Программа деятельности школьного краеведческого музея
- Музейная педагогика – один из важнейших элементов воспитательного процесса в школе
- Литература
- Школьный музей - задачИ, роль и значение в системе патриотического воспитания обучающихся
- Музей как средство патриотического и духовно-нравственного воспитания в поликультурном пространстве вуЗа