Патриотизм народов Южного Урала в Отечественной войне 1812 года в воспитании подрастающего поколения
В современном российском обществе происходят процессы, связанные с экономическими преобразованиями и расслоением общества, которые коснулись каждой семьи. Эти изменения в обществе привели к смене мироощущений и ценностных ориентиров детей и подростков. Молодые люди все чаще относятся негативно к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Этот пробел необходимо восполнить через патриотическое воспитание, как в школе, так и в семье.
Патриотизм олицетворяет любовь к своей Отчизне, неразрывность с историей и достижениями культуры. Сегодня говоря о патриотизме, мы должны знать и понимать, что без уважения к другим народам, к их национальным обычаям и традициям, невозможно воспитать истинного гражданина и патриота, любящего свою Родину, знающего и уважающего ее культуру, традиции и историю. В каждом молодом человеке необходимо воспитать и чувство ответственности за могущество своей страны и государством. Ярким примером олицетворения именно такого понимания патриотизма является подвиг наших предков в Отечественной войне 1812 года.
С этого события прошло без малого 200 лет. Война с Наполеоном вызвал всплеск патриотических чувств, и для народов Российской империи стала войной за освобождение своей земли от захватчиков. В стороне не остались и народы Южного Урала: башкиры, тептяре, татары, мишаре, мордва, удмурты и др.
В первую очередь к боевым действиям были привлечены башкиры, тептяре, мишаре, которые по указу Павла I в 1798 году были переведены в военно-служилое сословие. Царскому правительству это было выгодно, т.к. при формировании полков в кантонах оно не несло никаких материальных затрат. Башкиры и мишаре могли быстро собрать и выставить свои полки для походов, и за свой счет. Военная служба становится для них всеобщей и обязательной. Башкирский воин готовился к службе с раннего детства: едва научившись ходить его сажали на коня и он учился всем премудростям верховой езды, учился стрелять из лука прямо на скаку и владеть холодным оружием, осваивал приемы национальной борьбы. Без лука со стрелами и лошади трудно представить воина-башкира, они вместе – единое целое. Таким хорошо подготовленным воинам предстояло противостоять вместе с регулярной армией непобедимой Великой армии Наполеона.
Отечественная война 1812года стала самой яркой страницей в жизни башкирского воинства и оставила в памяти народа неизгладимый след. Весть о нападении армии Наполеона на Россию, июньский манифест императора Александра I, предписание губернатора Волконского Г.С. с призывом о приготовлении к обороне Отечества читались в мечетях и на сходках с переводом на родной язык башкир. Среди башкирского народа наблюдается массовый патриотический подъем. В данный исторический момент патриотизм, охвативший все население страны, представлял собой могучую силу, способную сплотить народ в борьбе с внешним врагом. По указу императора в кантонах формировались полки, но среди башкир были и добровольцы, просящиеся в ряды действующей армии. Братья Абдулхалик и Назир Абдулвахитовы просили губернатора «по ревностному… желанию к службе» включить их « для оказания Отечеству услуги» в состав башкирского полка, сформированного в 9-ом кантоне (Оренбургский уезд) [1 ]. О патриотических настроениях свидетельствует и найденный в Центральном государственном архиве Республике Башкортостан документ, исходящий от башкира, отданного в холопы и стрстно желающего вступить в ряды борцов за независимость Родины [2 ].На войну вместе с мужьями шли даже женщины. Сохранились сведения об участии в Отечественной войне жен башкирских воинов, например, башкирки Янтури, награжденной за проявленный героизм боевой медалью [3 ].
Массовый патриотизм башкирского народа, ответственность за судьбу своей страны проявилось и в добровольном пожертвовании денег на нужды войны. К середине августа 1812 года башкиры, тептяре и мишаре в пользу армии собрали 500тысяч рублей, башкирский народ собрал и подарил армии 4139 лучших строевых коней. Кантоны сформировали 28 полков, каждый состоял из 500 рядовых и 30 человек командного состава. 1812 год в башкирском крае оказался неурожайным, народ голодал, но на войну башкиры шли со своими конями, со своим обмундированием и оружием. Вооружение башкир состояло из луки и колчана со стрелами, сабли, пики или копья. Ружья встречались редко. Видя стреляющих из лук стрелами башкирских всадников, что было в диковинку для Европы, французы назвали их «северными амурами».
О патриотическом порыве народов Южного Урала в 1812 году С.Н.Глинка писал: «Не только стародавние сыны России, но и народы, отличные языком, нравами, верою и образом жизни, народы кочующие- и те, наравне с природными россиянами, готовы были умереть, но и охотно шли на службу; башкирцы оренбургские сами собой вызывались и спрашивали у правительства: не нужны ли их полки» [4 ].Башкирские полки участвовали во всех важнейших сражениях Отечественной войны 1812года, в партизанском движении и разведке в тылу врага. Одними из первых башкирские полки вошли в Париж 31.03.1814г, когда он пал перед войсками антифранцузской коалиции, и вскоре Наполеон отрекся от престола. Башкирские полки вместе с русской армией дошли до Парижа и отпраздновали победу над своим врагом.
Исторической памятью народа об этой войне стали песни, сочиненные башкирскими сэсэнами. Тема традиционной дружбы, патриотический подъем и героический дух воинов пронизывают башкирские народные песни. Они воспевают славных командиров, таких как М.И.Кутузов и Кахым Мардашев в песнях «Кутузов» и «Кахым-туря», башкиры радуются и ликуют одержанной победе, как в песне «Любизар…», в них подтверждается факт участия жен башкирских воинов в войне против Наполеона, как в песне «Иремель», и воспевают радостную встречу возвратившихся воинов-победителей, как в песне «Баик».
Весь этот материал позволяет широко его использовать как на уроках истории России, так и Истории и культуры Башкортостана, вызвать гордость у учащихся за подвиги своих предков. Ребята на уроках работают с историческими документами, мемуарной и художественной литературой, знакомятся с историей возникновения исторических песен и по возможности слушают их исполнение, делают презентации по разным периодам войны, занимаются исследовательской деятельностью на краеведческом материале, защищают свои работы и готовят внеклассные мероприятия.
Хорошее знание этого исторического периода позволяет нам, живущим сегодня, помнить самим и сохранять память о подвигах своих предков. Мы должны учиться у них любить горячо свою многонациональную Родину, не бояться ответственности в сложные тяжелые периоды жизни страны. Особенно важно это знать и помнить сегодня, когда понятия патриотизма и ответственности носит размытый характер.
Башкиры всегда гордились своим массовым участием в Отечественной войне 1812 года. Добровольные пожертвования народов Южного Урала оказали значительную материальную помощь армии и населению освобожденных от французских захватчиков районов России. Эта война стала серьезным испытанием воинской силы башкирских войск, показала дружбу народов России и их ответственность за будущее своей Родины.
Литература.
Шаяхметов И. Воспитание воина патриота в башкирской народной
педагогике ж-л Ватандаш, №8,2010
Асфандияров А. Народы края в Отечественной войне 1812 года
ж-л Бельские просторы, №9,2007
3. Федько Р. Башкирские воины на службе России
ж-л Бельские просторы , №5,2006
4. Любезные вы мои… Китап, Уфа, 1992
Г.В.Салахова,
учитель МБОУ СОШ №6 с.Миндяк, (Учалинский район РБ)
- Победа россии в отечественной войне 1812 года над францией как исторический феномен
- Современный взгляд на сущность военной стратегии россии первой четверти XIX века
- «И в москве бывали мы, и париж видали мы …»: о вкладе народов башкортостана в победу в отечественной войне 1812 г.
- Литература
- Боевая деятельность башкирских полков в отечественной войне 1812 года. От начала войны до бородинского сражения
- Литература
- Памятные даты россии в воспитательной работе учителей истории и обществознания
- Литература
- Исторический феномен «советского патриотизма» и социокультурные практики современной россии
- Литература
- Историографический обзор участия оренбургского казачества в отечественной войне 1812 г. И заграничных походах русской армии 1813-1814 гг.
- Литература
- Секция 1. Отечественная война 1812 г. В судьбах народов Южного Урала
- Родословная участника отечественной войны 1812 года федора никитича черникова-онучина
- Башкирские воины – участники военных действий отечественной войны 1812 года
- Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала
- Отечественная война 1812 года в судьбах моих земляков
- Патриотический подъём народов южного урала во время отечественной войны 1812 года
- Литература
- Документы об участии народов южного урала в отечественной войне 1812 года
- Дипломатическая деятельность м.И. Кутузова (к вопросу о личностном подходе в преподавании истории)
- Деятельность оренбургского военного губернатора г.С. Волконского в 1812 году в отечественной историографии
- Литература
- Башкирские народные песни об отечественной войне 1812 года
- Геройство южноуральцев в борьбе с наполеоном
- Народы южного урала в отечественной войне
- 1812 Года
- Была ли отечественная война 1812 года для башкир «отечественной»?
- Литература
- К вопросу о состоянии материальной части артиллерийских рот на южном урале накануне отечественной войны 1812 года
- Литература
- Патриотические чувства в башкирских легендах и песнях об отечественной войне 1812 года
- Славный путь башкирских воинов в отечественной войне 1812 года
- Он был в смоленске щит, в париже – меч россии
- Отечественная война 1812 года в башкирских песнях и преданиях
- Религия и искусство башкир после отечественной войны 1812 года
- Башкиры в отечественной войне 1812 года
- Горные заводы южного урала в отечественной войне 1812 г. И заграничных походах русской армии
- Литература
- Патриотические чувства и мысли башкирского народа в исторических песнях периода отечественной войны 1812 года
- Литература
- Подвиги народов южного урала в отечественной войне 1812 года
- Характеристика чиновников оренбургской губернии – участников войны 1812 года и заграничных походов русской армии
- Литература
- Некоторые подробности событий, связанных с Бородинской битвой.
- Смелость башкирских воинов в отечественной войне 1812 года
- Народы нашего края в отечественной войне 1812 года
- Вечный памятник мужества башкир в отечественной войне 1812 г.
- Секция 2. Теоретические, методологические и методические аспекты изучения событий Отечественной войны 1812 г. В школьном курсе отечественной и региональной истории
- В процессе обучения истории
- Баязит Бикбайҙың “Ҡаһым түрә” драмаһында “намыҫ” концептының бирелеше
- Некоторые аспекты изучения событий отечественной войны 1812 г. В курсе истории в вузах
- Методические аспекты изучения истории отечественной войны 1812 г. В школьном курсе
- (.Х9кимовты4 тарихи романдарында фольклор элементтарыны4 стилистик 3улланышы
- Теоретические аспекты изучения событий Отечественной войны 1812 г. В школьном курсе отечественной и региональной истории
- Литература
- Отечественная война 1812 года в курсе всеобщей, отечественной и региональной истории
- Отражение событий отечественной войны 1812 года в произведениях м.Ю. Лермонтова
- Литература
- Интегрированный урок из элективного курса «Отечественная война 1812 года» ( история, мхк, история и культура Башкортостана)
- Партизанское движение в войне 1812 года (разработка урока)
- Отечественная война 1812 года в школьном историческом образовании
- Отечественная война 1812 года (урок истории, 8 класс)
- Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала
- Литература
- Произведения изобразительного искусства, посвящённые башкирским воинам периода отечественной войны 1812 года
- Литература
- Использование краеведческого материала при изучении войны 1812 года на уроках истории России
- Формирование гражданственности обучающихся на уроках историко-обществоведческого цикла
- Отечественная война 1812 года во внеклассной работе
- Война 1812 года и дальнейшее развитие патриотической идеи в России
- «Северные амуры» на уроках истории и культуры Башкортостана
- Отечественная война 1812 года в башкирской фольклористике
- Литература.
- Воспитание патриотизма на уроках литературного чтения
- Разработка урока по теме «Отечественная война 1812 года»
- 1. Вторжение Наполеона в Россию.
- Анализ содержания учебников для 8 класса по теме: «Отечественная война 1812 г.» (Взгляд учителя-практика)
- Патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории
- Секция 3. Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Воспитание гражданственности подрастающего поколения
- Литература
- Воспитываем гражданина и патриота
- Современные требования к патриотическому воспитанию молодого поколения на примерах военной истории урала
- Литература
- Патриотическое воспитание школьников в современных условиях
- Патриотические традиции башкир как основы гражданского и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения: философско-исторический анализ
- Литература
- Воспитание патриотизма через чувства и переживания
- Проблема военно-патриотического воспитания, её понимание и подход к решению
- Литература
- Из школьного опыта по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Литература
- Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников
- Организация и проведение военно-спортивного праздника, посвященного 200-летней годовщине отечественной войны 1812 г.
- Воспитание патриотизма у школьников на примере Отечественной войны 1812 года
- Изучение отечественной военной истории как неотъемлемая составляющая военно-патриотического воспитания
- Патриотическое, гражданское воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Роль музыкального искусства в формировании духовно-нравственного воспитания младших школьников
- О духовно-нравственном воспитании в школе
- Значимость башкирских исторических народных песен в воспитании патриотизма в свете 200-летия отечественной войны 1812 года
- Некоторые суждения о патриотическом воспитании учащихся в начальной школе
- Патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся через использование проектной деятельности на уроках истории
- О значении патриотического воспитания в школе
- Литература
- «У войны не женское лицо, однако, еще ни одна война не прошла без их участия»
- Вклад туймазинцев в Великую Отечественную войну
- Патриотическое воспитание в нижнетроицкой средней школе
- Литература
- Формирование патриотизма у учащихся оренбургской области на уроках истории и во внеурочное время на примерах отечественной войны 1812 г.
- «Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых»
- Современные требования к гражданскому воспитанию молодежи
- Документальные материалы о великой отечественной войне на территории башкортостана
- Люди нашего села
- Патриотическое воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно- нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- Некоторые аспекты истории возникновения и развития отношения государства к проблемам детей-сирот и детских домов
- Литература
- О воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Истоки патриотизма
- О современных требованиях к патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- Патриотизм народов Южного Урала в Отечественной войне 1812 года в воспитании подрастающего поколения
- Патриотизм народа на примере Отечественной войны 1812 года
- Литература
- Герои нашего времени (Герои России – уроженцы Республики Башкортостан)
- Гражданско–патриотическое воспитание молодежи в свете славных боевых традиций Вооруженных Сил, примеров мужества и героизма защитников Отечества
- Основные меры правительства Башкирской Автономной Советской Социалистической республики по вопросам социального обеспечения населения в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
- Литература
- Из опыта работы гуо «Общеобразовательная средняя школа № 7 » г. Борисова по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся
- Использование возможностей межпредметных связей в воспитании патриотизма в общеобразовательной школе
- Литература
- Воспитание молодежи на примерах совместного патриотического прошлого истории России и Башкортостана
- О Гражданско – патриотическом воспитании молодежи
- Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников
- Формы и методы организации патриотического воспитания подрастающего поколения на примере истории Отечественной войны 1812 года
- Военно-исторический клуб «северные амуры» – активный пропагандист воинской славы башкирского народа
- Влияние личности учителя на нравственно-патриотическое воспитание учащихся
- Литература
- О военно-патриотическом и гражданском воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Формирование у учащихся гражданско-патриотической позиции, воспитание гражданственности и духовности
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся в мобу ги с. Новотаймасово
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература.
- Роль школьного музея в системе патриотического воспитания учащихся
- Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала.
- Совместная творческая работа в школьном краеведческом музее
- 3. Научно-методические семинары:
- 5. Конкурсы ученических проектов:
- 6. Общешкольные мероприятия, посвященные юбилейной дате:
- 7. Проведение проектной недели в школе:
- 8. Классные часы:
- 9. Работа с родителями:
- 10. Список рекомендуемой литературы:
- Электронные журналы.
- Электронные каталоги и библиотеки.
- Меры, принимаемые к гражданам, уклоняющимся от трудовой мобилизации в Башкирской асср в годы Великой Отечественной войны.
- Роль краеведческой научно-исследовательской работы в системе патриотического воспитания обучающихся
- Литература.
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Роль школьного музея в патриотическом и духовно-нравственном воспитании школьников
- Задачи музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература
- Практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Историко-этнографические экспедиции как направление научно-исследовательской деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования
- Литература
- Практика музейной работы в системе патриотического воспитания
- Школьные музеи – центры воспитания патриотизма
- Организация исследовательской деятельности учащихся как основа формирования творческой личности
- Исследовательская деятельность на уроках истории
- О методике организации научно-исследовательской деятельности в школе
- Литература:
- О роли исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература
- Историко-этнографические музеи в контексте ученических исследований
- Литература
- Роль школьного музея в воспитании патриотизма учащихся
- Использование методических приемов музейной педагогики на уроках истории и культуры башкортостана
- Школьный музей – хранитель и носитель историко-патриотического наследия
- Организация исследовательской работы по истории великой отечественной войны в начальных классах.
- Развитие исследовательских умений школьников в условиях новых образовательных стандартов
- Литература:
- Формы и методы исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Об опыте музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Методика организации и проведения поисковой работы «Следы войны в моем роду»
- Краеведческие исследования в образовательных учреждениях
- Литература
- Организация учебно-исследовательской, краеведческой деятельности на основе проектного обучения средствами музейной педагогики
- Литература
- Опыт поисковой деятельности
- Музейная и поисково-исследовательская работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Формирование патриотизма и личностных качеств учащихся на основе исследовательского метода обучения
- Программа деятельности школьного краеведческого музея
- Музейная педагогика – один из важнейших элементов воспитательного процесса в школе
- Литература
- Школьный музей - задачИ, роль и значение в системе патриотического воспитания обучающихся
- Музей как средство патриотического и духовно-нравственного воспитания в поликультурном пространстве вуЗа