Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
Музей – это научное культурно - просветительское учреждение, которое осуществляет сбор, хранение, изучение, и популяризацию памятников духовной и материальной культуры. Можно сказать, это единственное учреждение, где отражается, вся история того или иного народа. Музеи на сегодня являются одним из основных источников культурных ценностей. Деятельность их способствует воспитанию подрастающего поколения, побуждению у молодежи интереса к своей истории.
Музей Боевой славы школы № 74 Калининского района г. Уфы был создан в 1999 году. Экспозиция музея посвящена боевому пути Георгия Иустиновича Мушникова Героя Советского Союза – Гвардии полковника летчика-штурмовика, курсанта авиационного училища летчиков в г. Пермь, участника битвы за Берлин. За 111 боевых вылетов было уничтожено много живой силы и техники. За период, службы в ВВС Советской Армии летал на 16-ти типах самолетов, на реактивных самолетах – истребителях, обучал молодых летчиков. В 1958 году был уволен в запас. Последние 20 лет работал на Уфимском машиностроительном заводе. В честь него названа одна из улиц в микрорайоне Инорс Калининского района города Уфа. Главным вдохновителем работы и создания музея стала директор школы № 74 Сергеева Ирина Григорьевна. С первого дня создания музея руководит им преподаватель истории этой же школы Юнусова Асия Хоснулловна. Музей создавался благодаря огромной поддержке и помощи ветеранов и их родственников. Большую помощь оказала вдова, ветеран войны Анна Иосифовна Мушникова, а так же ветеран войны, заместитель председателя республиканского комитета войск ВВД «Крылатая гвардия» член совета ветеранов Калининского района Махмут Хайдарович Саммашев, ветеран войны Александр Георгиевич Глубоков, дочь красного командира Зоя Семеновна Черезова, вдова генерала, искусствовед Елена Альфредовна Ольтэ-Рябцева. В школе их очень любят, всегда ждут с нетерпением и желают им долгих лет жизни, здоровья, мирного неба над головой и много-много радостных счастливых дней.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.
В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
В музее постоянно идёт тесное сотрудничество с ветеранами. Педагогический коллектив школы №74 считает, что без памяти и уважения к прошлому нет будущего. Создание музея, общение с ветеранами – это тот фундамент, на котором должна держаться воспитательная работа школы.
В 2005 году школе № 74 было присвоено имя Героя Советского Союза Г. И. Мушникова. В этом же 2005 году заложена аллея имени Героя Советского Союза Г.И. Мушникова.
В 2008 году гимн школы № 74, созданный Михаилом Юрьевым, признан лучшим школьным гимном города Уфа. Именно такому человеку как Михаил Юрьев, дано было собрать под свои знамена поэзии и музыки мечтателей и романтиков – участников школьных хоровых коллективов. Это - профессиональный музыкант, закончивший отделение хорового дирижирования Уфимского училища искусств, где занимался в классе известного в республике педагога Р.С. Бикмухаметовой. В 1970 году поступил в Уфимский институт искусств. Главной победой его композиторского и поэтического сочинительства стал гимн школы №74 «Мушниковцы», исполненный детским хором «Ручеек» под руководством Г. Е. Богдановой и занявший I место среди двух десятков уфимских школьных певческих коллективов, с вручением приза «Ника».
На сегодняшний день наш музей – победитель многих зональных республиканских, городских и районных конкурсов, удостоен звания «Лучший общественный музей». В 2009 году музей стал победителем I этапа Всероссийского конкурса «Растим патриотов России».
Подготовка к 65-летию Победы придала особый стимул патриотическому движению. К этой дате были приурочены: конкурс чтецов: «Праздник с сединою на висках».
11 февраля 2010 года на базе школы прошло торжественное мероприятие, посвященное 65-летию Победы в Великой Отечественной войне на котором ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла были вручены юбилейные медали и памятные подарки. Ветеранов на крыльце школы встречал почетный караул, состоящий из учеников 10-11 классов. Это было очень торжественно, и все ребята школы № 74 в эти минуты прониклись духом патриотизма, благодарности за мирное небо над головой. Учащиеся нашей школы достойно встретили ветеранов и показали им концерт.
В начале мая 2010 года прошел конкурс инсценированной песни: «В лесу прифронтовом», в котором приняли участие учащиеся 6-11 классов. Конкурс способствовал истинному патриотическому воспитанию, развитию творческих способностей и раскрытию новых талантов. А победители в номинациях приняли участие в праздничном концерте «Салют, Победа!», посвященному 65-летию Великой Победы. Встречи с ветеранами всегда проходят в атмосфере тепла, добра и превращается в большие, грандиозные праздники. В честь 65-летия Победы было сделано много добрых дел: «Напиши ветерану письмо», «Поможем ветерану - наведем порядок в доме ветерана», учащиеся школы ходили к ветеранам домой, и поздравляли ветеранов с Великой Победой.
В этом году выпускается уже четвертая группа клуба «Юный экскурсовод», работающего при музее школы. Выпускники 11а класса Иван Носов, Илья Копейкин, Айдар Хоснуллин, Айдар Мухаметзянов, Ильдар Ганеев, Закир Газиев, Иван Федоров, семь лет кропотливо работали по пополнению фонда музея, встречались с ветеранами, не только в школе, но и посещали их дома, проводили экскурсии для учащихся школ, техникумов, вузов города.
В ходе КТД «Мы наследники – Победы!» в апреле – мае 2011 года учащиеся школы не на словах, а на деле подтвердили свое уважение к ветеранам. Ребята поздравляли ветеранов, показали им свои успехи в учёбе и в спорте, посетили их на дому – вручили им сувениры, сделанные своими руками. В свою очередь, ветераны ВОВ выступали на уроках мужества. Живое общение с ветеранами формирует у детей чувство сопричастности и гордости за наш народ – победитель, готовность прийти на защиту Родины, учит толерантности, воспитывает любовь к родному краю, к родному народу.
Особенно запомнились ребятам «Первые Бакаевские чтения», где они выступали с научно-исследовательскими работами. С большой гордостью показывали они гостям музея книги, подаренные им при личной встрече автором, Героем Советского Союза Пикуновым Александром Степановичем.
Евгения Богданова ученица 11Б класса привела в музей братика Мишу. Лучшие экскурсоводы в младшей группе Роберт Мавлютов, Вадим Миргаязов, Рустем Хасанов. Благодаря энтузиазму и энергии юных краеведов легко, на высшем уровне проходят все мероприятия. Хочется назвать несколько мероприятий: встреча с генералом Р.С. Сибагатуллиным, конкурс чтецов генерала А.А. Рябцева, встреча с выпускниками родной школы - участниками локальных конфликтов, встреча с дочерью красного командира З.С. Черезовой, экскурсии для старших групп детского садика № 59.
Юные мушниковцы строят большие планы. В конце учебного года они хотят посетить малую родину героя Г.И. Мушникова Бирский район и старинный город Бирск. Юные исследователи постоянно проводят работу по расширению и пополнению фонда музея.
Таким образом, эта работа даёт свои положительные результаты. Школьники и дальше будут учиться в школе с увлечением и это, пожалуй, радует больше всего. За последние годы ни один выпускник нашей школы не пытался уклониться от службы в Вооруженных Силах России. Наши обучающиеся с огромным желанием и интересом участвуют на уроках мужества, Днях воинской славы, встречаются с ветеранами войны и воинами запаса, участвуют в военно-спортивных состязаниях и других мероприятиях по военно-патриотическому воспитанию.
Тесно связанные с уроками, с учебно-воспитательным процессом школы, музей создает благоприятные условия для индивидуальной работы, коллективной творческой деятельности учащихся, помогает прививать им умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Дети хорошо усвоили главное, что любовь к Родине – это проявление патриотизма, а защита Отечества – это долг и обязанность патриота.
Д. В. Гайсина, учитель истории МБОУ ООШ
с. Каралачик, руководитель школьного музея
- Победа россии в отечественной войне 1812 года над францией как исторический феномен
- Современный взгляд на сущность военной стратегии россии первой четверти XIX века
- «И в москве бывали мы, и париж видали мы …»: о вкладе народов башкортостана в победу в отечественной войне 1812 г.
- Литература
- Боевая деятельность башкирских полков в отечественной войне 1812 года. От начала войны до бородинского сражения
- Литература
- Памятные даты россии в воспитательной работе учителей истории и обществознания
- Литература
- Исторический феномен «советского патриотизма» и социокультурные практики современной россии
- Литература
- Историографический обзор участия оренбургского казачества в отечественной войне 1812 г. И заграничных походах русской армии 1813-1814 гг.
- Литература
- Секция 1. Отечественная война 1812 г. В судьбах народов Южного Урала
- Родословная участника отечественной войны 1812 года федора никитича черникова-онучина
- Башкирские воины – участники военных действий отечественной войны 1812 года
- Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала
- Отечественная война 1812 года в судьбах моих земляков
- Патриотический подъём народов южного урала во время отечественной войны 1812 года
- Литература
- Документы об участии народов южного урала в отечественной войне 1812 года
- Дипломатическая деятельность м.И. Кутузова (к вопросу о личностном подходе в преподавании истории)
- Деятельность оренбургского военного губернатора г.С. Волконского в 1812 году в отечественной историографии
- Литература
- Башкирские народные песни об отечественной войне 1812 года
- Геройство южноуральцев в борьбе с наполеоном
- Народы южного урала в отечественной войне
- 1812 Года
- Была ли отечественная война 1812 года для башкир «отечественной»?
- Литература
- К вопросу о состоянии материальной части артиллерийских рот на южном урале накануне отечественной войны 1812 года
- Литература
- Патриотические чувства в башкирских легендах и песнях об отечественной войне 1812 года
- Славный путь башкирских воинов в отечественной войне 1812 года
- Он был в смоленске щит, в париже – меч россии
- Отечественная война 1812 года в башкирских песнях и преданиях
- Религия и искусство башкир после отечественной войны 1812 года
- Башкиры в отечественной войне 1812 года
- Горные заводы южного урала в отечественной войне 1812 г. И заграничных походах русской армии
- Литература
- Патриотические чувства и мысли башкирского народа в исторических песнях периода отечественной войны 1812 года
- Литература
- Подвиги народов южного урала в отечественной войне 1812 года
- Характеристика чиновников оренбургской губернии – участников войны 1812 года и заграничных походов русской армии
- Литература
- Некоторые подробности событий, связанных с Бородинской битвой.
- Смелость башкирских воинов в отечественной войне 1812 года
- Народы нашего края в отечественной войне 1812 года
- Вечный памятник мужества башкир в отечественной войне 1812 г.
- Секция 2. Теоретические, методологические и методические аспекты изучения событий Отечественной войны 1812 г. В школьном курсе отечественной и региональной истории
- В процессе обучения истории
- Баязит Бикбайҙың “Ҡаһым түрә” драмаһында “намыҫ” концептының бирелеше
- Некоторые аспекты изучения событий отечественной войны 1812 г. В курсе истории в вузах
- Методические аспекты изучения истории отечественной войны 1812 г. В школьном курсе
- (.Х9кимовты4 тарихи романдарында фольклор элементтарыны4 стилистик 3улланышы
- Теоретические аспекты изучения событий Отечественной войны 1812 г. В школьном курсе отечественной и региональной истории
- Литература
- Отечественная война 1812 года в курсе всеобщей, отечественной и региональной истории
- Отражение событий отечественной войны 1812 года в произведениях м.Ю. Лермонтова
- Литература
- Интегрированный урок из элективного курса «Отечественная война 1812 года» ( история, мхк, история и культура Башкортостана)
- Партизанское движение в войне 1812 года (разработка урока)
- Отечественная война 1812 года в школьном историческом образовании
- Отечественная война 1812 года (урок истории, 8 класс)
- Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала
- Литература
- Произведения изобразительного искусства, посвящённые башкирским воинам периода отечественной войны 1812 года
- Литература
- Использование краеведческого материала при изучении войны 1812 года на уроках истории России
- Формирование гражданственности обучающихся на уроках историко-обществоведческого цикла
- Отечественная война 1812 года во внеклассной работе
- Война 1812 года и дальнейшее развитие патриотической идеи в России
- «Северные амуры» на уроках истории и культуры Башкортостана
- Отечественная война 1812 года в башкирской фольклористике
- Литература.
- Воспитание патриотизма на уроках литературного чтения
- Разработка урока по теме «Отечественная война 1812 года»
- 1. Вторжение Наполеона в Россию.
- Анализ содержания учебников для 8 класса по теме: «Отечественная война 1812 г.» (Взгляд учителя-практика)
- Патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории
- Секция 3. Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Воспитание гражданственности подрастающего поколения
- Литература
- Воспитываем гражданина и патриота
- Современные требования к патриотическому воспитанию молодого поколения на примерах военной истории урала
- Литература
- Патриотическое воспитание школьников в современных условиях
- Патриотические традиции башкир как основы гражданского и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения: философско-исторический анализ
- Литература
- Воспитание патриотизма через чувства и переживания
- Проблема военно-патриотического воспитания, её понимание и подход к решению
- Литература
- Из школьного опыта по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Литература
- Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников
- Организация и проведение военно-спортивного праздника, посвященного 200-летней годовщине отечественной войны 1812 г.
- Воспитание патриотизма у школьников на примере Отечественной войны 1812 года
- Изучение отечественной военной истории как неотъемлемая составляющая военно-патриотического воспитания
- Патриотическое, гражданское воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Роль музыкального искусства в формировании духовно-нравственного воспитания младших школьников
- О духовно-нравственном воспитании в школе
- Значимость башкирских исторических народных песен в воспитании патриотизма в свете 200-летия отечественной войны 1812 года
- Некоторые суждения о патриотическом воспитании учащихся в начальной школе
- Патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся через использование проектной деятельности на уроках истории
- О значении патриотического воспитания в школе
- Литература
- «У войны не женское лицо, однако, еще ни одна война не прошла без их участия»
- Вклад туймазинцев в Великую Отечественную войну
- Патриотическое воспитание в нижнетроицкой средней школе
- Литература
- Формирование патриотизма у учащихся оренбургской области на уроках истории и во внеурочное время на примерах отечественной войны 1812 г.
- «Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых»
- Современные требования к гражданскому воспитанию молодежи
- Документальные материалы о великой отечественной войне на территории башкортостана
- Люди нашего села
- Патриотическое воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно- нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- Некоторые аспекты истории возникновения и развития отношения государства к проблемам детей-сирот и детских домов
- Литература
- О воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Истоки патриотизма
- О современных требованиях к патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- Патриотизм народов Южного Урала в Отечественной войне 1812 года в воспитании подрастающего поколения
- Патриотизм народа на примере Отечественной войны 1812 года
- Литература
- Герои нашего времени (Герои России – уроженцы Республики Башкортостан)
- Гражданско–патриотическое воспитание молодежи в свете славных боевых традиций Вооруженных Сил, примеров мужества и героизма защитников Отечества
- Основные меры правительства Башкирской Автономной Советской Социалистической республики по вопросам социального обеспечения населения в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
- Литература
- Из опыта работы гуо «Общеобразовательная средняя школа № 7 » г. Борисова по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся
- Использование возможностей межпредметных связей в воспитании патриотизма в общеобразовательной школе
- Литература
- Воспитание молодежи на примерах совместного патриотического прошлого истории России и Башкортостана
- О Гражданско – патриотическом воспитании молодежи
- Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников
- Формы и методы организации патриотического воспитания подрастающего поколения на примере истории Отечественной войны 1812 года
- Военно-исторический клуб «северные амуры» – активный пропагандист воинской славы башкирского народа
- Влияние личности учителя на нравственно-патриотическое воспитание учащихся
- Литература
- О военно-патриотическом и гражданском воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Формирование у учащихся гражданско-патриотической позиции, воспитание гражданственности и духовности
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся в мобу ги с. Новотаймасово
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература.
- Роль школьного музея в системе патриотического воспитания учащихся
- Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала.
- Совместная творческая работа в школьном краеведческом музее
- 3. Научно-методические семинары:
- 5. Конкурсы ученических проектов:
- 6. Общешкольные мероприятия, посвященные юбилейной дате:
- 7. Проведение проектной недели в школе:
- 8. Классные часы:
- 9. Работа с родителями:
- 10. Список рекомендуемой литературы:
- Электронные журналы.
- Электронные каталоги и библиотеки.
- Меры, принимаемые к гражданам, уклоняющимся от трудовой мобилизации в Башкирской асср в годы Великой Отечественной войны.
- Роль краеведческой научно-исследовательской работы в системе патриотического воспитания обучающихся
- Литература.
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Роль школьного музея в патриотическом и духовно-нравственном воспитании школьников
- Задачи музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература
- Практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Историко-этнографические экспедиции как направление научно-исследовательской деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования
- Литература
- Практика музейной работы в системе патриотического воспитания
- Школьные музеи – центры воспитания патриотизма
- Организация исследовательской деятельности учащихся как основа формирования творческой личности
- Исследовательская деятельность на уроках истории
- О методике организации научно-исследовательской деятельности в школе
- Литература:
- О роли исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература
- Историко-этнографические музеи в контексте ученических исследований
- Литература
- Роль школьного музея в воспитании патриотизма учащихся
- Использование методических приемов музейной педагогики на уроках истории и культуры башкортостана
- Школьный музей – хранитель и носитель историко-патриотического наследия
- Организация исследовательской работы по истории великой отечественной войны в начальных классах.
- Развитие исследовательских умений школьников в условиях новых образовательных стандартов
- Литература:
- Формы и методы исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Об опыте музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Методика организации и проведения поисковой работы «Следы войны в моем роду»
- Краеведческие исследования в образовательных учреждениях
- Литература
- Организация учебно-исследовательской, краеведческой деятельности на основе проектного обучения средствами музейной педагогики
- Литература
- Опыт поисковой деятельности
- Музейная и поисково-исследовательская работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Формирование патриотизма и личностных качеств учащихся на основе исследовательского метода обучения
- Программа деятельности школьного краеведческого музея
- Музейная педагогика – один из важнейших элементов воспитательного процесса в школе
- Литература
- Школьный музей - задачИ, роль и значение в системе патриотического воспитания обучающихся
- Музей как средство патриотического и духовно-нравственного воспитания в поликультурном пространстве вуЗа