Некоторые аспекты истории возникновения и развития отношения государства к проблемам детей-сирот и детских домов
Вопросы воспитания и содержания детей, лишившихся родительского попечения, существовали ещё с давних времён. Детская беспризорность и безнадзорность – проблема социально значимая, существующая в России на протяжении многих веков. Данная проблема является актуальной и требует скрупулёзного изучения в настоящее время, необходимо переосмысление имеющегося в России исторического опыта с целью его практического использования.
Ещё в Х веке Великий князь-креститель Владимир Святославович поручил духовенству призрение и надзор над сиротами и сам раздавал сиротам, убогим и странникам милостыню. В ХI веке князь Ярослав Мудрый учредил сиротское училище, где призревал и обучал на свои средства 300 юношей. Одной из главных забот Владимира Мономаха (ХII век) было призрение сирот. Таким образом, в древнейший период славянской истории зародились формы помощи и поддержки, которые в дальнейшем стали основой для христианской модели помощи и поддержки нуждающимся детям. Призрение детей-сирот в Киевской Руси было либо частным делом князя, либо возлагалось на церковь.
Ко времени правления Ивана Грозного (ХVI век) призрение сирот стало входить в круг государственного управления, который осуществлялся в то время с помощью приказов. Попечение о них (призренных) продолжало также осуществляться большинством монастырей и частными лицами. В ХVII веке Царь Михаил Фёдорович передал руководство и открытие сиротских домов в ведение Патриаршего приказа. Несколько позже, при царе Алексее Михайловиче были созданы специальные приказы, занимающиеся призрением бедных. Считается, что именно в этот период в Новгороде был открыт первый дом для сирот. В царствование Фёдора Алексеевича в 1682 г. издаётся Указ об открытии специальных домов для безродных сирот, где их обучали грамоте и ремёслам. Таким образом, в деле оказания помощи нуждающимся наметилась новая тенденция, связанная с благотворительной деятельностью государства наряду с личным участием любого человека.
С начала XVII века происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые социальные учреждения. В ХVIII веке при Холмово-Успенском монастыре был открыт воспитательный дом для подкидышей и незаконнорожденных. Построил его в 1706 г. Новгородский митрополит Иов за собственный счёт. 4 ноября 1715 г. Пётр I издал Указ, согласно которому проводилась борьба с детоубийством, устраивались «дома призрения», куда «лишний» ребёнок приносился тайно, по образцу Европы XI–XII вв. [1] По указанию Екатерины II были открыты Московский и Санкт-Петербургский воспитательные дома. Создавалась сеть подобных заведений по всей стране. Воспитательные дома были открыты в Новгороде, Воронеже, Ярославле, Смоленске и др. городах. В 1797 г. император Павел I издал указ о передаче под покровительство императрицы Марии Фёдоровны воспитательного общества благородных девиц, а чуть позже император назначил её «начальствовать» над всеми воспитательными домами. При содействии Марии Фёдоровны было открыто 500 благотворительных учреждений: бесплатные роддома, детские приюты, ясли и др. «Нельзя без удивления сказать, что одни воспитательные дома в течение её благотворного покровительства дали образование 23 тысячам сирот! Кроме того, 20 заведений существовало на деньги, принадлежащие этим домам. …В 1807 и 1812 годах учредила в Петербурге при Мариинской больнице для бедных, временные отделения для 50 раненых офицеров до совершенного их выздоровления. После войны 1812 года пожаловала 20 тысяч рублей разорённым жителям Москвы и Смоленска. В 1815-м основала дом призрения для инвалидов, а в 1821-м дом призрения в Симферополе для 30 престарелых русских воинов, в 1823-м – странноприимный дом в Таганроге…».[2] В ХIX веке Император Николай I учредил Главное попечительство детских приютов под покровительством Императрицы Александры. Это решение положило конец ситуации, когда детские приюты содержались только за счёт частных средств. 1838 год стал ключевым для формирования в России системы социальной заботы о сиротах и детях неимущих россиян. В формировании этой системы огромную роль сыграл выдающийся российский государственный деятель Владимир Одоевский.
Таким образом, примечательной чертой данного периода является зарождение профессиональной помощи и появление специалистов в области общественного призрения.
В ХХ веке с момента свержения царя Николая II и установления Советской власти российское государство столкнулось с массовой беспризорностью и безнадзорностью. Постановлением Временного правительства в мае 1917 г. было образовано новое для России ведомство –Министерство Государственного призрения. В ноябре 1917 г. большевики ликвидировали все частные благотворительные общества и учреждения и создали Наркомат государственного призрения РФ РСФСР. Советом народных комиссаров РСФСР в 1918 г. был принят декрет «О комиссиях для несовершеннолетних», на основании которого для подростков до 17-летнего возраста были упразднены суды и тюремное заключение. Их судьба поручалась специально созданным комиссиям по делам несовершеннолетних. Таким образом, государство отказывалось от репрессивных мер в отношении детей, заменяя их на воспитательные. В феврале 1919 г. был создан Совет защиты детей, который работал при Народном комиссариате просвещения. Совет решал проблемы, связанные с охраной детей от эксплуатации, плохого обращения, беспризорности. В 1920 г. Совет защиты детей был переименован в Комиссию по улучшению жизни детей при ВЦИК РСФСР, председателем которой был создатель ВЧК Ф.Э. Дзержинский. Комиссия имела право вносить законодательные предложения по улучшению жизни детей.
Только «в Уфимской губернии в 1921–1922 гг. работал 351 детский дом на 27 тыс. детей, в Малой Башкирии – 240 на 21443 детей. В общем, летом 1922 г. в пределах Башкирии действовал 591 детский дом на 48443 человека».[3] По официальным данным, в 1922 г. в стране насчитывалось до 7 млн. беспризорных детей. Детские дома к этому времени содержали свыше 540 тыс. детей. В 1925 г. правительством было принято постановление о трудоустройстве воспитанников детских домов. Критическую ситуацию удалось переломить. В этот период наблюдалось сокращение числа беспризорных. С этим периодом связана активная деятельность по построению системы перевоспитания беспризорных знаменитым советским педагогом А.С. Макаренко. В Башкирии «в целом, число детских домов с 1923 по 1932 г. сократилось до 38. В это время внимание было направлено на улучшение воспитательной работы в них, а не на увеличение их числа». [4]
Понадобилось около 20 лет для того, чтобы государство в результате огромных затрат и принятых мер констатировало факт ликвидации детской беспризорности в СССР к 1935 году. Однако уже с 1936 г. по 1938 г. наблюдается рост численности беспризорных подростков (со 156 000 до 175 000 детей), в годы репрессий, а к началу 1940-х годов численность беспризорных в стране снова значительно снизилась.
В годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) количество детских домов увеличилось. Новые детские дома открывались для детей-сирот, вывезенных из фронтовых областей, детей потерявших родителей. В сентябре 1942 г. было принято постановление СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», где государственным ведомствам, партийным, профсоюзным и комсомольским организациям вменялось проявление заботы о детях-сиротах. Общественники снимали беспризорных детей с поездов и устраивали детей в детские дома, подростков определяли на работу. Широкий размах во время войны получило усыновление детей. Так, например, 23 марта 1942 г. работницы Уфимской швейной фабрики им. 8 Марта обратились с призывом ко всем женщинам Башкирской республики взять на воспитание детей, оставшихся без родителей. «…Детский дом, интернат – это хорошо и необходимо. Но это не заменит семью. …Работницы – тт. Шишкина, Мальцева, Бутько, Заскалько, Котельникова, Никифорова, Колесникова, Мануйлова, Шумовская и др. поступили уже так, сделав это святое, благородное, подлинно патриотическое дело. …Долг каждой патриотки перед Родиной – не допустить, чтобы у нас были безнадзорные и беспризорные дети. Мы должны заменить родителей сиротам наших героев. Год безнадзорности может оставить неизгладимый след в душе ребёнка».[5] Широкое распространение получило создание детских домов при колхозах, предприятиях за счёт профсоюзов и комсомольских организаций, милиции. Так «по инициативе колхозников колхоза «Иштугай» в Кандринском районе Башкирской АССР были организованы в 5 колхозах детские дома, где воспитываются 125 детей фронтовиков и 1 детский дом в районном центре, где находится 60 детей фронтовиков».[6]
Постановление правительства СССР «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобождённых от немецкой оккупации» (август, 1943 г.) предусматривало устройство детей-сирот. Для этого создавалось 458 суворовских училищ по 500 человек каждое, 23 ремесленных училища по 400 человек, специальные детские дома на 16300 мест, дома ребенка на 1750 мест, 29 детских приемников-распределителей на 2 тыс. человек. В них направлялись дети фронтовиков и партизан, партийных и советских работников, погибших во время войны. В 1944г. по всей стране в детских домах было 534 тыс. детей и в большинстве домов были открыты учебно-производственные мастерские. [7]
В 1950-е гг. в стране открылось несколько детских домов для одарённых детей-сирот, куда отбирали талантливых ребят, которые поступали в музыкальные, художественные училища и балетные школы. В конце 80-х годов забота о детях-сиротах приобретает более индивидуальный характер, принимается постановление Совета Министров СССР (1988) «О создании детских домов семейного типа». 90-е годы стали тяжёлым испытанием для системы детских домов. По данным Комиссии по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ с 1990 по 2000 год число детей-сирот и детей-инвалидов в стране увеличилось на 70 %.
В ХХI веке вопрос обустройства и социализации детей, оставшихся без попечения родителей, остаётся первостепенным. В декабре 2005 г. Президент РФ В.В. Путин поручил Правительству разработать дополнительные меры по решению проблемы детской беспризорности и безнадзорности. На сегодняшний день в детских домах, приютах, домах ребенка и школах-интернатах России воспитываются и постоянно проживают 260 000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Общее количество детских домов в стране – около 5000. [8]
Государство в настоящее время стремится сократить количество детских домов. Существует несколько оснований для такой политики: экономическое (дорого содержать данные учреждения), политическое (имидж благополучной страны), социальное (использование ресурса семьи, создание семейного дома). Но следует помнить, что количество должно перейти в качество, т.е. при сокращении количества сирот качество содержания детских домов, следовательно, должно улучшиться.
Итак, мы проследили процессы становления социальной защиты, опеки и попечительства в Российском государстве. Любое общество оказывает социальную помощь и поддержку своим детям в той или иной форме. Развитие общества и государства вызывает развитие социальной защиты, как способа сохранения и стабилизации жизни. Обострение проблемы детей, оставшихся без попечения, связано с появлением социальной нестабильности, напрямую зависит от кризисных явлений в экономике, а также от падения нравственности в обществе. Существует неоспоримая закономерность: чем более развито общество, тем более оно печется о тех, кто не может сам себя обеспечить, содержать и образовывать.
- Победа россии в отечественной войне 1812 года над францией как исторический феномен
- Современный взгляд на сущность военной стратегии россии первой четверти XIX века
- «И в москве бывали мы, и париж видали мы …»: о вкладе народов башкортостана в победу в отечественной войне 1812 г.
- Литература
- Боевая деятельность башкирских полков в отечественной войне 1812 года. От начала войны до бородинского сражения
- Литература
- Памятные даты россии в воспитательной работе учителей истории и обществознания
- Литература
- Исторический феномен «советского патриотизма» и социокультурные практики современной россии
- Литература
- Историографический обзор участия оренбургского казачества в отечественной войне 1812 г. И заграничных походах русской армии 1813-1814 гг.
- Литература
- Секция 1. Отечественная война 1812 г. В судьбах народов Южного Урала
- Родословная участника отечественной войны 1812 года федора никитича черникова-онучина
- Башкирские воины – участники военных действий отечественной войны 1812 года
- Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала
- Отечественная война 1812 года в судьбах моих земляков
- Патриотический подъём народов южного урала во время отечественной войны 1812 года
- Литература
- Документы об участии народов южного урала в отечественной войне 1812 года
- Дипломатическая деятельность м.И. Кутузова (к вопросу о личностном подходе в преподавании истории)
- Деятельность оренбургского военного губернатора г.С. Волконского в 1812 году в отечественной историографии
- Литература
- Башкирские народные песни об отечественной войне 1812 года
- Геройство южноуральцев в борьбе с наполеоном
- Народы южного урала в отечественной войне
- 1812 Года
- Была ли отечественная война 1812 года для башкир «отечественной»?
- Литература
- К вопросу о состоянии материальной части артиллерийских рот на южном урале накануне отечественной войны 1812 года
- Литература
- Патриотические чувства в башкирских легендах и песнях об отечественной войне 1812 года
- Славный путь башкирских воинов в отечественной войне 1812 года
- Он был в смоленске щит, в париже – меч россии
- Отечественная война 1812 года в башкирских песнях и преданиях
- Религия и искусство башкир после отечественной войны 1812 года
- Башкиры в отечественной войне 1812 года
- Горные заводы южного урала в отечественной войне 1812 г. И заграничных походах русской армии
- Литература
- Патриотические чувства и мысли башкирского народа в исторических песнях периода отечественной войны 1812 года
- Литература
- Подвиги народов южного урала в отечественной войне 1812 года
- Характеристика чиновников оренбургской губернии – участников войны 1812 года и заграничных походов русской армии
- Литература
- Некоторые подробности событий, связанных с Бородинской битвой.
- Смелость башкирских воинов в отечественной войне 1812 года
- Народы нашего края в отечественной войне 1812 года
- Вечный памятник мужества башкир в отечественной войне 1812 г.
- Секция 2. Теоретические, методологические и методические аспекты изучения событий Отечественной войны 1812 г. В школьном курсе отечественной и региональной истории
- В процессе обучения истории
- Баязит Бикбайҙың “Ҡаһым түрә” драмаһында “намыҫ” концептының бирелеше
- Некоторые аспекты изучения событий отечественной войны 1812 г. В курсе истории в вузах
- Методические аспекты изучения истории отечественной войны 1812 г. В школьном курсе
- (.Х9кимовты4 тарихи романдарында фольклор элементтарыны4 стилистик 3улланышы
- Теоретические аспекты изучения событий Отечественной войны 1812 г. В школьном курсе отечественной и региональной истории
- Литература
- Отечественная война 1812 года в курсе всеобщей, отечественной и региональной истории
- Отражение событий отечественной войны 1812 года в произведениях м.Ю. Лермонтова
- Литература
- Интегрированный урок из элективного курса «Отечественная война 1812 года» ( история, мхк, история и культура Башкортостана)
- Партизанское движение в войне 1812 года (разработка урока)
- Отечественная война 1812 года в школьном историческом образовании
- Отечественная война 1812 года (урок истории, 8 класс)
- Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала
- Литература
- Произведения изобразительного искусства, посвящённые башкирским воинам периода отечественной войны 1812 года
- Литература
- Использование краеведческого материала при изучении войны 1812 года на уроках истории России
- Формирование гражданственности обучающихся на уроках историко-обществоведческого цикла
- Отечественная война 1812 года во внеклассной работе
- Война 1812 года и дальнейшее развитие патриотической идеи в России
- «Северные амуры» на уроках истории и культуры Башкортостана
- Отечественная война 1812 года в башкирской фольклористике
- Литература.
- Воспитание патриотизма на уроках литературного чтения
- Разработка урока по теме «Отечественная война 1812 года»
- 1. Вторжение Наполеона в Россию.
- Анализ содержания учебников для 8 класса по теме: «Отечественная война 1812 г.» (Взгляд учителя-практика)
- Патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории
- Секция 3. Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Воспитание гражданственности подрастающего поколения
- Литература
- Воспитываем гражданина и патриота
- Современные требования к патриотическому воспитанию молодого поколения на примерах военной истории урала
- Литература
- Патриотическое воспитание школьников в современных условиях
- Патриотические традиции башкир как основы гражданского и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения: философско-исторический анализ
- Литература
- Воспитание патриотизма через чувства и переживания
- Проблема военно-патриотического воспитания, её понимание и подход к решению
- Литература
- Из школьного опыта по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Литература
- Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников
- Организация и проведение военно-спортивного праздника, посвященного 200-летней годовщине отечественной войны 1812 г.
- Воспитание патриотизма у школьников на примере Отечественной войны 1812 года
- Изучение отечественной военной истории как неотъемлемая составляющая военно-патриотического воспитания
- Патриотическое, гражданское воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Роль музыкального искусства в формировании духовно-нравственного воспитания младших школьников
- О духовно-нравственном воспитании в школе
- Значимость башкирских исторических народных песен в воспитании патриотизма в свете 200-летия отечественной войны 1812 года
- Некоторые суждения о патриотическом воспитании учащихся в начальной школе
- Патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся через использование проектной деятельности на уроках истории
- О значении патриотического воспитания в школе
- Литература
- «У войны не женское лицо, однако, еще ни одна война не прошла без их участия»
- Вклад туймазинцев в Великую Отечественную войну
- Патриотическое воспитание в нижнетроицкой средней школе
- Литература
- Формирование патриотизма у учащихся оренбургской области на уроках истории и во внеурочное время на примерах отечественной войны 1812 г.
- «Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых»
- Современные требования к гражданскому воспитанию молодежи
- Документальные материалы о великой отечественной войне на территории башкортостана
- Люди нашего села
- Патриотическое воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно- нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- Некоторые аспекты истории возникновения и развития отношения государства к проблемам детей-сирот и детских домов
- Литература
- О воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Истоки патриотизма
- О современных требованиях к патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- Патриотизм народов Южного Урала в Отечественной войне 1812 года в воспитании подрастающего поколения
- Патриотизм народа на примере Отечественной войны 1812 года
- Литература
- Герои нашего времени (Герои России – уроженцы Республики Башкортостан)
- Гражданско–патриотическое воспитание молодежи в свете славных боевых традиций Вооруженных Сил, примеров мужества и героизма защитников Отечества
- Основные меры правительства Башкирской Автономной Советской Социалистической республики по вопросам социального обеспечения населения в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
- Литература
- Из опыта работы гуо «Общеобразовательная средняя школа № 7 » г. Борисова по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся
- Использование возможностей межпредметных связей в воспитании патриотизма в общеобразовательной школе
- Литература
- Воспитание молодежи на примерах совместного патриотического прошлого истории России и Башкортостана
- О Гражданско – патриотическом воспитании молодежи
- Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников
- Формы и методы организации патриотического воспитания подрастающего поколения на примере истории Отечественной войны 1812 года
- Военно-исторический клуб «северные амуры» – активный пропагандист воинской славы башкирского народа
- Влияние личности учителя на нравственно-патриотическое воспитание учащихся
- Литература
- О военно-патриотическом и гражданском воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Формирование у учащихся гражданско-патриотической позиции, воспитание гражданственности и духовности
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся в мобу ги с. Новотаймасово
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература.
- Роль школьного музея в системе патриотического воспитания учащихся
- Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала.
- Совместная творческая работа в школьном краеведческом музее
- 3. Научно-методические семинары:
- 5. Конкурсы ученических проектов:
- 6. Общешкольные мероприятия, посвященные юбилейной дате:
- 7. Проведение проектной недели в школе:
- 8. Классные часы:
- 9. Работа с родителями:
- 10. Список рекомендуемой литературы:
- Электронные журналы.
- Электронные каталоги и библиотеки.
- Меры, принимаемые к гражданам, уклоняющимся от трудовой мобилизации в Башкирской асср в годы Великой Отечественной войны.
- Роль краеведческой научно-исследовательской работы в системе патриотического воспитания обучающихся
- Литература.
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Роль школьного музея в патриотическом и духовно-нравственном воспитании школьников
- Задачи музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература
- Практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Историко-этнографические экспедиции как направление научно-исследовательской деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования
- Литература
- Практика музейной работы в системе патриотического воспитания
- Школьные музеи – центры воспитания патриотизма
- Организация исследовательской деятельности учащихся как основа формирования творческой личности
- Исследовательская деятельность на уроках истории
- О методике организации научно-исследовательской деятельности в школе
- Литература:
- О роли исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература
- Историко-этнографические музеи в контексте ученических исследований
- Литература
- Роль школьного музея в воспитании патриотизма учащихся
- Использование методических приемов музейной педагогики на уроках истории и культуры башкортостана
- Школьный музей – хранитель и носитель историко-патриотического наследия
- Организация исследовательской работы по истории великой отечественной войны в начальных классах.
- Развитие исследовательских умений школьников в условиях новых образовательных стандартов
- Литература:
- Формы и методы исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Об опыте музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Методика организации и проведения поисковой работы «Следы войны в моем роду»
- Краеведческие исследования в образовательных учреждениях
- Литература
- Организация учебно-исследовательской, краеведческой деятельности на основе проектного обучения средствами музейной педагогики
- Литература
- Опыт поисковой деятельности
- Музейная и поисково-исследовательская работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Формирование патриотизма и личностных качеств учащихся на основе исследовательского метода обучения
- Программа деятельности школьного краеведческого музея
- Музейная педагогика – один из важнейших элементов воспитательного процесса в школе
- Литература
- Школьный музей - задачИ, роль и значение в системе патриотического воспитания обучающихся
- Музей как средство патриотического и духовно-нравственного воспитания в поликультурном пространстве вуЗа