Исторический феномен «советского патриотизма» и социокультурные практики современной россии
Содержательное наполнение понятия «патриотизм» определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими социокультурную жизнь поколений. В изучении природы патриотизма, сущности, содержания, особенностей понимания и воспроизводства этого феномена в различные исторические эпохи, сложились определенные научные традиции, в русле которых выделяются следующие важные аспекты: 1) патриотизм, имея в виду его происхождение, возникает и развивается как чувство, социализируясь и возвышаясь посредством духовно-нравственного обогащения; 2) понимание высшего развития чувства патриотизма неразрывно связано с его предметной реализацией, что проявляется в активной социальной деятельности, конкретных действиях и поступках, осуществляемых индивидом, этническими, социальными группами на благо Отечества; 3) патриотизм, как глубоко социальное по своей природе явление, представляет собой не только важнейшую составляющую в жизни общества, но и источник его существования и развития, выступает как атрибут жизнеспособности, а нередко и выживаемости социума; 4) применительно к российской истории одним из характерных проявлений патриотизма называют принцип державности, отражающий специфику исторического развития России, важнейшим фактором которого выступало государство, как самодовлеющая сила. Не случайно, на современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма у многих граждан ассоциируется в качестве важнейшего условия возрождения России как Великой державы; 5) в качестве первичного субъекта патриотизма выступает личность, приоритетной социально-нравственной задачей которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл и стратегию ее жизни, исполненной служению Отечеству; 6) истинный патриотизм - в его духовности. Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социально значимой деятельности наиболее полно проявляется в жизненной позиции и социокультурной практике личности, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству, которое по своей значимости уступает лишь служению Богу.
Понятно, что эти принципы служат скорее «идеальными» типами, ценностными «ориентирами» и весьма существенно коррелируются реальными жизненными процессами и проявлениями. Кстати, если духовное – это то, что порождено чувствами и мышлением человека в их совокупности, то и самые темные деяния человека духовно обусловлены ?!
Истоки возникновения социокультурного феномена, определяемого как «советский патриотизм», относятся к революции 1917 г. В послеоктябрьские годы в официальной пропаганде использовался термин «революционный патриотизм». Именно он позволил выстоять Советской республике в период Гражданской войны, в горниле которой столкнулись «красная» и «белая» идея, причем представители каждой из них были убеждены в своем полном праве вершить историческую судьбу России и считать свои идейно-политические представления - неоспоримыми. В основе советского патриотизма лежала социалистическая идеология, базировавшаяся на постулатах «марксизма-ленинизма», согласно которому отношение к Родине различных классов обусловлено отношением к собственности, и в связи с этим в капиталистическом обществе у пролетариата отечества быть не может, поскольку грядущая мировая революция осуществит идею братства всех трудящихся.
По мере постепенного рассеивания «миража» близости мировой революции носители жесткой классовой парадигмы, грезившие в ее ожидании, оказались на периферии политической жизни. В середине 1930-х гг. идеологические акценты в изображении прошлого меняются, происходит отказ от позиции «национального нигилизма» и переход на национально-патриотические позиции, осуществляется, пусть и не в полном объёме, возвращение к историческим корням. К знаковым событиям можно отнести и использование термина «родина» в первомайских лозунгах 1934 г., утверждённых Политбюро ЦК ВКП (б), появление, тогда же, в центральном партийном органе - газете «Правда» передовой статьи «За родину!», в которой высшей доблестью советских граждан провозглашался советский патриотизм («любовь и преданность своей родине»), а высшим законом жизни - «честь и слава, мощь и благосостояние Советского Союза».
Возвращение к историческим и культурным ценностям Отечества отчётливо проявилось также в романах, пьесах, кинофильмах по истории России, воспитывающих гордость за свою страну, свой народ (пьеса «Фельдмаршал Кутузов» (1939) В.А. Соловьёва, исторические романы «Севастопольская страда» (1937-1939) С.Н. Сергеева-Ценского, «Дмитрий Донской» (1941) С.П. Бородина и др.). Одновременно жёсткой критике подверглась позиция авторов тех произведений, которые противоречили новому отношению к русской досоветской истории. Например, Демьяна Бедного, чья комическая опера «Богатыри» была поставлена в 1936 г. Камерным театром. После посещения спектакля В.М. Молотовым постановку запретили, поскольку она «огульно чернит богатырей русского былинного эпоса», «даёт антиисторическое и издевательское изображение крещения Руси, являвшегося в действительности положительным этапом в истории русского народа» [1]. Одним из итогов развития советского общества в предвоенное десятилетие стало культивирование в сфере идеологии идей советского патриотизма, преодоление нигилистического отношения к истории и культуре дореволюционной России.
Великая Отечественна война явились важнейшим этапом в истории «советского патриотизма», она превратила миллионы людей на фронте и в тылу в действующих патриотов, что явилось важнейшим фактором Победы.
В послевоенное время «холодная война» вновь стала тем внешним раздражителем, который обозначил четкое деление на своих и чужих, обеспечивал власть и мобилизационный режим необходимыми человеческими ресурсами.
Затем наступил этап, который можно обозначить как «почивание на лаврах» официальной идеологии, когда происходило постепенное размывание смыслов «советского патриотизма» в обществе. За послевоенный период с 1945 по 1966 г. в СССР родилось 70 млн. новых граждан. Из-за быстрой урбанизации большая часть этой молодежи росла и получала образование не в селах и маленьких городках, а в крупных городах. Это было новое поколение советских граждан, в отличие от образованной молодежи 1930-1940-х гг., не грезящее о будущих сражениях за мировой социализм. Среди них росло число этнически нерусских, которым совершенно не были близки темы «российской боевой славы» и жертвенного великодержавного патриотизма [2].
Под «барабанный бой», сопровождающий победные рапорты о растущих новых поколениях патриотов, о новой исторической общности «советском народе», в стране росло двоемыслие, разочарование, возникали, так удивившие власть в начале 1980-х гг., неофашистские молодежные группы. «Афганская» война выявила призрачность идеалов, за которые погибали советские солдаты. Тем не менее, закал советского патриотизма, пролетарского интернационализма, по-прежнему, был не простым звуком, особенно для старших поколений.
Затем возникло «новое политическое мышление», подули ветры демократизации, стали популярными идеи обновления социализма. Сначала исподволь, а вскоре открыто была поставлена под сомнение необходимость и «полезность» традиционного «советского патриотизма», взамен были предложены идеи общечеловеческих ценностей, толерантности, открытости миру и т.п. Завершилось все, как известно распадом СССР, кстати, это трагическое и катастрофическое событие было весьма спокойно встречено большинством тех, кто наверняка тогда причислял себя к патриотам страны.
После зафиксированного в Конституции РФ (1993 г.) отказа от официальной идеологии, начался поиск общенациональной идеи, не завершившийся, как известно, и сегодня. Вместо утраченных смыслов, разрушенных идеологических иллюзий в стране появились свобода и плюрализм, но одновременно шла атомизация общества, нарастали разочарование, цинизм, превысили все разумные пределы культ денег и стремление к наживе любой ценой. На рубеже XX-XXI вв. государство решилось на совмещение символов разных эпох в своем гимне, гербе и флаге. В риторике политических деятелей вновь появились слова: патриот, отечество, начался пересмотр крайне негативного отношения к советскому периоду истории.
Какой опыт из советской эпохи может быть использован сегодня, в иное историческое время? Однозначного ответа, по видимому нет, но обязательно необходимо учитывать, что только при одновременном заинтересованном движении государства (сверху) и общества (снизу) навстречу друг другу, росте взаимного доверия и ответственности, поиске общих культурных смыслов и кодов возможно преодоление социокультурного раскола, существующего в России. Очевидно, что в молодежной среде сегодня есть интерес не только к большим «духоподъемным» и карьерным проектам, но и к «малым делам», и эта энергия может быть использована при умелом руководстве и благородных целях. Один пример: в университетах России студенты летом выезжают на работу в США для работы в сфере обслуживания, а не по своей будущей специальности. Почему бы федеральной и региональным властям не разработать программы по привлечению студентов в российскую «глубинку» для такой же работы ?!!
О роли исторического сообщества в патриотическом воспитании. Региональная история, краеведение, использование в воспитательных целях индустриального наследия, биографическая, микроистория и т.д. – это ниши, где скрыты большие возможности. Одним из успешно реализованных масштабных проектов можно назвать публикацию фундаментального труда «История Ямала» (Екатеринбург, 2010), под ред. В.В. Алексеева, в котором, по сути, заложена целая программа воспитания российского патриотизма.
- Победа россии в отечественной войне 1812 года над францией как исторический феномен
- Современный взгляд на сущность военной стратегии россии первой четверти XIX века
- «И в москве бывали мы, и париж видали мы …»: о вкладе народов башкортостана в победу в отечественной войне 1812 г.
- Литература
- Боевая деятельность башкирских полков в отечественной войне 1812 года. От начала войны до бородинского сражения
- Литература
- Памятные даты россии в воспитательной работе учителей истории и обществознания
- Литература
- Исторический феномен «советского патриотизма» и социокультурные практики современной россии
- Литература
- Историографический обзор участия оренбургского казачества в отечественной войне 1812 г. И заграничных походах русской армии 1813-1814 гг.
- Литература
- Секция 1. Отечественная война 1812 г. В судьбах народов Южного Урала
- Родословная участника отечественной войны 1812 года федора никитича черникова-онучина
- Башкирские воины – участники военных действий отечественной войны 1812 года
- Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала
- Отечественная война 1812 года в судьбах моих земляков
- Патриотический подъём народов южного урала во время отечественной войны 1812 года
- Литература
- Документы об участии народов южного урала в отечественной войне 1812 года
- Дипломатическая деятельность м.И. Кутузова (к вопросу о личностном подходе в преподавании истории)
- Деятельность оренбургского военного губернатора г.С. Волконского в 1812 году в отечественной историографии
- Литература
- Башкирские народные песни об отечественной войне 1812 года
- Геройство южноуральцев в борьбе с наполеоном
- Народы южного урала в отечественной войне
- 1812 Года
- Была ли отечественная война 1812 года для башкир «отечественной»?
- Литература
- К вопросу о состоянии материальной части артиллерийских рот на южном урале накануне отечественной войны 1812 года
- Литература
- Патриотические чувства в башкирских легендах и песнях об отечественной войне 1812 года
- Славный путь башкирских воинов в отечественной войне 1812 года
- Он был в смоленске щит, в париже – меч россии
- Отечественная война 1812 года в башкирских песнях и преданиях
- Религия и искусство башкир после отечественной войны 1812 года
- Башкиры в отечественной войне 1812 года
- Горные заводы южного урала в отечественной войне 1812 г. И заграничных походах русской армии
- Литература
- Патриотические чувства и мысли башкирского народа в исторических песнях периода отечественной войны 1812 года
- Литература
- Подвиги народов южного урала в отечественной войне 1812 года
- Характеристика чиновников оренбургской губернии – участников войны 1812 года и заграничных походов русской армии
- Литература
- Некоторые подробности событий, связанных с Бородинской битвой.
- Смелость башкирских воинов в отечественной войне 1812 года
- Народы нашего края в отечественной войне 1812 года
- Вечный памятник мужества башкир в отечественной войне 1812 г.
- Секция 2. Теоретические, методологические и методические аспекты изучения событий Отечественной войны 1812 г. В школьном курсе отечественной и региональной истории
- В процессе обучения истории
- Баязит Бикбайҙың “Ҡаһым түрә” драмаһында “намыҫ” концептының бирелеше
- Некоторые аспекты изучения событий отечественной войны 1812 г. В курсе истории в вузах
- Методические аспекты изучения истории отечественной войны 1812 г. В школьном курсе
- (.Х9кимовты4 тарихи романдарында фольклор элементтарыны4 стилистик 3улланышы
- Теоретические аспекты изучения событий Отечественной войны 1812 г. В школьном курсе отечественной и региональной истории
- Литература
- Отечественная война 1812 года в курсе всеобщей, отечественной и региональной истории
- Отражение событий отечественной войны 1812 года в произведениях м.Ю. Лермонтова
- Литература
- Интегрированный урок из элективного курса «Отечественная война 1812 года» ( история, мхк, история и культура Башкортостана)
- Партизанское движение в войне 1812 года (разработка урока)
- Отечественная война 1812 года в школьном историческом образовании
- Отечественная война 1812 года (урок истории, 8 класс)
- Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала
- Литература
- Произведения изобразительного искусства, посвящённые башкирским воинам периода отечественной войны 1812 года
- Литература
- Использование краеведческого материала при изучении войны 1812 года на уроках истории России
- Формирование гражданственности обучающихся на уроках историко-обществоведческого цикла
- Отечественная война 1812 года во внеклассной работе
- Война 1812 года и дальнейшее развитие патриотической идеи в России
- «Северные амуры» на уроках истории и культуры Башкортостана
- Отечественная война 1812 года в башкирской фольклористике
- Литература.
- Воспитание патриотизма на уроках литературного чтения
- Разработка урока по теме «Отечественная война 1812 года»
- 1. Вторжение Наполеона в Россию.
- Анализ содержания учебников для 8 класса по теме: «Отечественная война 1812 г.» (Взгляд учителя-практика)
- Патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории
- Секция 3. Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Воспитание гражданственности подрастающего поколения
- Литература
- Воспитываем гражданина и патриота
- Современные требования к патриотическому воспитанию молодого поколения на примерах военной истории урала
- Литература
- Патриотическое воспитание школьников в современных условиях
- Патриотические традиции башкир как основы гражданского и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения: философско-исторический анализ
- Литература
- Воспитание патриотизма через чувства и переживания
- Проблема военно-патриотического воспитания, её понимание и подход к решению
- Литература
- Из школьного опыта по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Литература
- Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников
- Организация и проведение военно-спортивного праздника, посвященного 200-летней годовщине отечественной войны 1812 г.
- Воспитание патриотизма у школьников на примере Отечественной войны 1812 года
- Изучение отечественной военной истории как неотъемлемая составляющая военно-патриотического воспитания
- Патриотическое, гражданское воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Роль музыкального искусства в формировании духовно-нравственного воспитания младших школьников
- О духовно-нравственном воспитании в школе
- Значимость башкирских исторических народных песен в воспитании патриотизма в свете 200-летия отечественной войны 1812 года
- Некоторые суждения о патриотическом воспитании учащихся в начальной школе
- Патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся через использование проектной деятельности на уроках истории
- О значении патриотического воспитания в школе
- Литература
- «У войны не женское лицо, однако, еще ни одна война не прошла без их участия»
- Вклад туймазинцев в Великую Отечественную войну
- Патриотическое воспитание в нижнетроицкой средней школе
- Литература
- Формирование патриотизма у учащихся оренбургской области на уроках истории и во внеурочное время на примерах отечественной войны 1812 г.
- «Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых»
- Современные требования к гражданскому воспитанию молодежи
- Документальные материалы о великой отечественной войне на территории башкортостана
- Люди нашего села
- Патриотическое воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно- нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- Некоторые аспекты истории возникновения и развития отношения государства к проблемам детей-сирот и детских домов
- Литература
- О воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Истоки патриотизма
- О современных требованиях к патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- Патриотизм народов Южного Урала в Отечественной войне 1812 года в воспитании подрастающего поколения
- Патриотизм народа на примере Отечественной войны 1812 года
- Литература
- Герои нашего времени (Герои России – уроженцы Республики Башкортостан)
- Гражданско–патриотическое воспитание молодежи в свете славных боевых традиций Вооруженных Сил, примеров мужества и героизма защитников Отечества
- Основные меры правительства Башкирской Автономной Советской Социалистической республики по вопросам социального обеспечения населения в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
- Литература
- Из опыта работы гуо «Общеобразовательная средняя школа № 7 » г. Борисова по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся
- Использование возможностей межпредметных связей в воспитании патриотизма в общеобразовательной школе
- Литература
- Воспитание молодежи на примерах совместного патриотического прошлого истории России и Башкортостана
- О Гражданско – патриотическом воспитании молодежи
- Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников
- Формы и методы организации патриотического воспитания подрастающего поколения на примере истории Отечественной войны 1812 года
- Военно-исторический клуб «северные амуры» – активный пропагандист воинской славы башкирского народа
- Влияние личности учителя на нравственно-патриотическое воспитание учащихся
- Литература
- О военно-патриотическом и гражданском воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Формирование у учащихся гражданско-патриотической позиции, воспитание гражданственности и духовности
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся в мобу ги с. Новотаймасово
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература.
- Роль школьного музея в системе патриотического воспитания учащихся
- Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала.
- Совместная творческая работа в школьном краеведческом музее
- 3. Научно-методические семинары:
- 5. Конкурсы ученических проектов:
- 6. Общешкольные мероприятия, посвященные юбилейной дате:
- 7. Проведение проектной недели в школе:
- 8. Классные часы:
- 9. Работа с родителями:
- 10. Список рекомендуемой литературы:
- Электронные журналы.
- Электронные каталоги и библиотеки.
- Меры, принимаемые к гражданам, уклоняющимся от трудовой мобилизации в Башкирской асср в годы Великой Отечественной войны.
- Роль краеведческой научно-исследовательской работы в системе патриотического воспитания обучающихся
- Литература.
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Роль школьного музея в патриотическом и духовно-нравственном воспитании школьников
- Задачи музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература
- Практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Историко-этнографические экспедиции как направление научно-исследовательской деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования
- Литература
- Практика музейной работы в системе патриотического воспитания
- Школьные музеи – центры воспитания патриотизма
- Организация исследовательской деятельности учащихся как основа формирования творческой личности
- Исследовательская деятельность на уроках истории
- О методике организации научно-исследовательской деятельности в школе
- Литература:
- О роли исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература
- Историко-этнографические музеи в контексте ученических исследований
- Литература
- Роль школьного музея в воспитании патриотизма учащихся
- Использование методических приемов музейной педагогики на уроках истории и культуры башкортостана
- Школьный музей – хранитель и носитель историко-патриотического наследия
- Организация исследовательской работы по истории великой отечественной войны в начальных классах.
- Развитие исследовательских умений школьников в условиях новых образовательных стандартов
- Литература:
- Формы и методы исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Об опыте музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Методика организации и проведения поисковой работы «Следы войны в моем роду»
- Краеведческие исследования в образовательных учреждениях
- Литература
- Организация учебно-исследовательской, краеведческой деятельности на основе проектного обучения средствами музейной педагогики
- Литература
- Опыт поисковой деятельности
- Музейная и поисково-исследовательская работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Формирование патриотизма и личностных качеств учащихся на основе исследовательского метода обучения
- Программа деятельности школьного краеведческого музея
- Музейная педагогика – один из важнейших элементов воспитательного процесса в школе
- Литература
- Школьный музей - задачИ, роль и значение в системе патриотического воспитания обучающихся
- Музей как средство патриотического и духовно-нравственного воспитания в поликультурном пространстве вуЗа