Из опыта работы гуо «Общеобразовательная средняя школа № 7 » г. Борисова по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся
В настоящее время важнейшей целью учреждений образования является формирование у учащихся молодежи гражданской зрелости; привитие любви к своей Родине, устойчивого желания способствовать ее процветанию.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления общественности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижению жизненного успеха.
В условиях продолжающегося реформирования Вооруженных Сил Республики Беларусь военно-патриотическое воспитание в учреждении образования приобретает все большую значимость.
Одним из перспективных направлений повышения престижа военной службы совершенствования системы военного образования является развитие классов военно-патриотической направленности. Сегодня значение таких классов вышло далеко за рамки первоначально декларируемых целей. Во-первых, классы военно-патриотической направленности по прежнему являются основой для подготовки молодежи к поступлению в военные учебные заведения. Во-вторых, именно эти классы стали центром, основой и базой патриотического воспитания и допризывной подготовки не только для обучающихся в них, но и всех учащихся учреждения образования.
В нашем учреждении образования на протяжении 14 лет ведется плодотворная работа по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию учащихся. Данный проект представляет собой описание опыта работы учреждения образования в данном направлении.
Наше учреждение образования расположен на территории военного городка Печи и единственном в своем роде учебном центре Вооруженных Сил Республики Беларусь – 72 гвардейском трижды орденоносном объединенном учебном центре подготовки прапорщиков и младших специалистов, что возлагает на нас большую ответственность.
Учреждение образования с 2001 года работает по программе «Гражданин», в основе которой:
-воспитание патриота Отечества;
-национально-культурное возрождение;
-воспитание образованной, творческой и высоко моральной личности;
-укрепление здоровья человека и нации.
Основные направления программы «Я+Я», «Я и Планета», «Милосердие», «Человек и образование», «Семья +Школа», «В мире прекрасного», «Я и Отечество», «Край, в котором мы живем», «Здоровая молодежь-будущее нации».
За это время у нас в учреждении образования накопился большой опыт по военно-патриотическому воспитанию учащихся, в том числе и работы с классами военно-патриотической направленности (далее классы), которые работают в учреждении образования с 1996 года.
За 14 лет эти классы окончило 338 человек. Из них 123 человека поступили в Военную Академию Республики Беларусь и военные факультеты ВУЗов, более 100 человек служат в различных силовых структурах нашего государства, а 17 выпускников проходят службу в 72 объединенном учебном центре в Печах. Однако в последнее время процент поступления учащихся классов военно-патриотической направленности в Военную Академию Республики Беларусь и на военные факультеты других государственных ВУЗов заметно снизился. Объективной причиной снижения, является повышение требования, которые предъявляются к состоянию здоровья абитуриентов и эти требования ужесточаются с каждым годом.
Цель создания этих классов: целенаправленная подготовка учащихся для поступления в Военную Академию Республики Беларусь, на военные факультеты ВУЗов, академию Министерства внутренних дел, подготовка к службе в армии и других структурах.
Основными критериями зачисления в класс военно-патриотическорй направленности являются:
1.Желание учится в классе.
2.Интерес к военной профессии.
3.Достаточный уровень общеобразовательной подготовки по профилирующим предметам (математика, физика, русский и белорусский язык, физкультура).
4.Состояние здоровья.
5.Общефизическая подготовка и другие факторы.
Решение о зачислении в класс принимается комиссией учреждения образования, как правило, сразу после окончания 9-го класса. В 2009 учебном году, в порядке эксперимента, мы сформировали класс из числа учащихся, окончивших 8 классов.
Учебно-воспитательный процесс в этих классах осуществляется на основании Договора с Военной Академией Республики Беларусь, Положения о классах военно-патриотической направленности, которое разработано и утверждено на педсовете учреждения образования, методических рекомендаций Министерства образования и Министерства обороны, плана совместной работы с шефской воинской частью и других документов.
Основными критериями зачисления в такие классы являются хорошая успеваемость, безупречная дисциплина, высокий уровень физического развития и состояние здоровья.
В классах военно-патриотической направленности на повышенном уровне изучаются физика, математика, допризывная подготовка. Преподавание в этих классах ведется учителями 1-й высшей категории.
Формирование классов военно-патриотической направленности проводится на конкурсной основе, и не только из числа учащихся нашего учреждения образования, но и из учреждений образования города. В них обучаются не только юноши, но и девушки, которые также планируют в перспективе стать кадровыми военными.
У 65% учащихся таких классов родители служат или служили в армии или других государственных военизированных формированиях. Ребята из этих семей не понаслышке, а наяву, с детства видели напряженный труд своих родителей. Но они не боятся трудностей и твердо определились в выборе своей будущей профессии.
Учащиеся класса на занятиях носят установленную военную форму с нарукавниками шевронами ученика класса военно-патриотической направленности и имеют специальные удостоверения, подтверждение их принадлежности к классу и право ношения формы-одежды. Вручение нарукавных знаков и удостоверений учащимся проводится в торжественной обстановке, с участием ветеранов Великой Отечественной войны и Вооруженных Сил, военнослужащих, родителей и учеников учреждения образования.
В нашем учреждении образования оборудован кабинет допризывной подготовки, который создавался при личном участии Министра обороны и его заместителей (Министр обороны посещал школу 4 раза).
В кабинете имеются стенды, необходимая учебная и методическая литература, компьютер с программным обеспечением, который был подарен Министром обороны.
Учитывая специфику классов и возможности наших шефов, мы сумели за счет факультативных занятий и часов кружковой работы углубить изучение раздела «Основы военного дела». Это позволило проводить дополнительные практические занятия с использованием учебно-материальной базы воинской части, больше заниматься с оружием, боевой техники, средствами защиты, 2-3 раза в год стрелять из АК-74, присутствовать на занятиях по боевой готовности, на штатной стрельбе танкистов и артиллеристов, отрабатывать основные строевые приемы, совершенствовать физическую подготовку.
Подготовка будущих защитников Родины, формирование у них идеологической, идейно-нравственной и физической готовности к выполнению своего конституционного долга в рядах Вооруженных Сил и других вооруженных формированиях страны вот наша задача.
Все учащиеся класса являются членами первичной организации БРСМ учреждения образования и членами ДОСААФ.
Ученики класса принимают активное участие в различных мероприятиях и воинских ритуалах, проводимых в городе и военном городке. Так учащимся классов военно-патриотической направленности нашего учреждения образования была оказана высокая честь, пройти парадным маршем на праздновании Дня Победы исполняя патриотическую песню, а также принять участие в театрализованном представлении. На праздновании Дня Независимости и освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков, ребята возглавляли шествие учащихся классов военно-патриотической направленности Борисовского района. Ежегодно ребята принимают участие в праздновании Дня защитника Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, вахте памяти, ритуале принятия Военной присяги, торжественных собраниях и других мероприятиях.
Объединенные одной целью, учащиеся классов военно-патриотической направленности в значительной степени выделяются на фоне других старшеклассников своим отношением к учебе, дисциплинированностью, подтянутостью, физическим развитием, чему способствуют занятия в спортивных школах, секциях, клубах города и учреждения образования. Все это позволяет достигать высоких результатов в спорте, достойно защищать честь учреждения образования и города на различных соревнованиях, слетах, военно-патриотических играх и других мероприятиях. Так команда «Патриот» классов военно-патриотической направленности является неоднократным победителем и призером городских и областных игр «Орленок» и «Бастионы мужества». В феврале 2009 года на слете военно-патриотических классов Республики, посвященном 90-летию Вооруженных Сил Республики Беларусь, команда «Патриот» заняла первое место и была удостоена высоких наград Министерства обороны и Министерства образования Республики Беларусь.
В сентябре 2009 года команда «Патриот» представляла Минскую область в гражданско-патриотической смене кадетских корпусов и интернатов Беларуси и России, которая проходила в Национальном образовательно-оздоровительном центре «Зубренок» под девизом «За честь Отечества». Десять делегаций от областей нашей страны и двенадцать делегаций представлявших 16 кадетских корпусов России, таков был состав смены. Она проходила при непосредственном участии депутатов Парламентского собрания союза Беларуси и России, депутатов Национального собрания нашей Республики, руководства Министерства образования и Министерства обороны Республики Беларусь.
В течение смены кадеты не только учились, отдыхали, совершали экскурсии по местам Беларуси, встречались со звездами белорусской эстрады, но и принимали активное участие в различных мероприятиях, в том числе и в круглом столе по проблемам гражданско-патриотического воспитания молодежи, укреплению дружбы и сотрудничества кадетов наших стран. Высокую оценку получила визитка команды, а также программа в рамках конкурса военно-патриотической песни.
Учитывая особенности организации учебного процесса, с учащимися, кандидатами в классы военно-патриотической направленности, в июне месяце уже 3-й год подряд организуется профильный военно-патриотический лагерь. Продолжительность смены 9 дней. Лагерь с круглосуточным пребыванием и располагается в помещении учреждения образования, так как размещение юношей и девушек в казармах создает большие трудности для воинских частей. Вместе с тем, занятия с учащимися проводятся на базе воинских частей, с привлечением военнослужащих.
Во время летнего отдыха юноши и девушки овладевают основами военной службы, а главное, у них формируется гражданская позиция, прививается чувство патриотизма, любви к своей Родине. Новизна такой программы состоит в том, что в процессе смены дети знакомятся с основами строевой и огневой подготовки, изучают организационную структуру, а также уставы Вооруженных Сил Республики Беларусь, приобщаются к истории Белорусского государства и родного города. Для организации работы военно-патриотического лагеря имеется необходимая учебно-материальная база, а также многолетний опыт работы по воспитанию и становлению настоящих патриотов своей Родины, которые достойно представляют наше учреждение образование и район на областных и республиканских соревнованиях, занимая 1 места.
Цель патриотической смены – создание условий, благоприятствующих пробуждению у учащихся чувства долга, формированию патриотического сознания, осознания принадлежности к судьбе Родины, ответственности за себя и окружающую действительность, готовности и способности строить жизнь, достойную человека, а также подготовить выпускников базовой школы к обучению в классе военно-патриотической направленности.
Л.А.Тяптина,
старший преподаватель
кабинета иностранных языков
ГАОУ ДПО ИРО РБ (г. Уфа)
Д.В.Тяптин, соискатель (г.Уфа)
- Победа россии в отечественной войне 1812 года над францией как исторический феномен
- Современный взгляд на сущность военной стратегии россии первой четверти XIX века
- «И в москве бывали мы, и париж видали мы …»: о вкладе народов башкортостана в победу в отечественной войне 1812 г.
- Литература
- Боевая деятельность башкирских полков в отечественной войне 1812 года. От начала войны до бородинского сражения
- Литература
- Памятные даты россии в воспитательной работе учителей истории и обществознания
- Литература
- Исторический феномен «советского патриотизма» и социокультурные практики современной россии
- Литература
- Историографический обзор участия оренбургского казачества в отечественной войне 1812 г. И заграничных походах русской армии 1813-1814 гг.
- Литература
- Секция 1. Отечественная война 1812 г. В судьбах народов Южного Урала
- Родословная участника отечественной войны 1812 года федора никитича черникова-онучина
- Башкирские воины – участники военных действий отечественной войны 1812 года
- Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала
- Отечественная война 1812 года в судьбах моих земляков
- Патриотический подъём народов южного урала во время отечественной войны 1812 года
- Литература
- Документы об участии народов южного урала в отечественной войне 1812 года
- Дипломатическая деятельность м.И. Кутузова (к вопросу о личностном подходе в преподавании истории)
- Деятельность оренбургского военного губернатора г.С. Волконского в 1812 году в отечественной историографии
- Литература
- Башкирские народные песни об отечественной войне 1812 года
- Геройство южноуральцев в борьбе с наполеоном
- Народы южного урала в отечественной войне
- 1812 Года
- Была ли отечественная война 1812 года для башкир «отечественной»?
- Литература
- К вопросу о состоянии материальной части артиллерийских рот на южном урале накануне отечественной войны 1812 года
- Литература
- Патриотические чувства в башкирских легендах и песнях об отечественной войне 1812 года
- Славный путь башкирских воинов в отечественной войне 1812 года
- Он был в смоленске щит, в париже – меч россии
- Отечественная война 1812 года в башкирских песнях и преданиях
- Религия и искусство башкир после отечественной войны 1812 года
- Башкиры в отечественной войне 1812 года
- Горные заводы южного урала в отечественной войне 1812 г. И заграничных походах русской армии
- Литература
- Патриотические чувства и мысли башкирского народа в исторических песнях периода отечественной войны 1812 года
- Литература
- Подвиги народов южного урала в отечественной войне 1812 года
- Характеристика чиновников оренбургской губернии – участников войны 1812 года и заграничных походов русской армии
- Литература
- Некоторые подробности событий, связанных с Бородинской битвой.
- Смелость башкирских воинов в отечественной войне 1812 года
- Народы нашего края в отечественной войне 1812 года
- Вечный памятник мужества башкир в отечественной войне 1812 г.
- Секция 2. Теоретические, методологические и методические аспекты изучения событий Отечественной войны 1812 г. В школьном курсе отечественной и региональной истории
- В процессе обучения истории
- Баязит Бикбайҙың “Ҡаһым түрә” драмаһында “намыҫ” концептының бирелеше
- Некоторые аспекты изучения событий отечественной войны 1812 г. В курсе истории в вузах
- Методические аспекты изучения истории отечественной войны 1812 г. В школьном курсе
- (.Х9кимовты4 тарихи романдарында фольклор элементтарыны4 стилистик 3улланышы
- Теоретические аспекты изучения событий Отечественной войны 1812 г. В школьном курсе отечественной и региональной истории
- Литература
- Отечественная война 1812 года в курсе всеобщей, отечественной и региональной истории
- Отражение событий отечественной войны 1812 года в произведениях м.Ю. Лермонтова
- Литература
- Интегрированный урок из элективного курса «Отечественная война 1812 года» ( история, мхк, история и культура Башкортостана)
- Партизанское движение в войне 1812 года (разработка урока)
- Отечественная война 1812 года в школьном историческом образовании
- Отечественная война 1812 года (урок истории, 8 класс)
- Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала
- Литература
- Произведения изобразительного искусства, посвящённые башкирским воинам периода отечественной войны 1812 года
- Литература
- Использование краеведческого материала при изучении войны 1812 года на уроках истории России
- Формирование гражданственности обучающихся на уроках историко-обществоведческого цикла
- Отечественная война 1812 года во внеклассной работе
- Война 1812 года и дальнейшее развитие патриотической идеи в России
- «Северные амуры» на уроках истории и культуры Башкортостана
- Отечественная война 1812 года в башкирской фольклористике
- Литература.
- Воспитание патриотизма на уроках литературного чтения
- Разработка урока по теме «Отечественная война 1812 года»
- 1. Вторжение Наполеона в Россию.
- Анализ содержания учебников для 8 класса по теме: «Отечественная война 1812 г.» (Взгляд учителя-практика)
- Патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории
- Секция 3. Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Воспитание гражданственности подрастающего поколения
- Литература
- Воспитываем гражданина и патриота
- Современные требования к патриотическому воспитанию молодого поколения на примерах военной истории урала
- Литература
- Патриотическое воспитание школьников в современных условиях
- Патриотические традиции башкир как основы гражданского и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения: философско-исторический анализ
- Литература
- Воспитание патриотизма через чувства и переживания
- Проблема военно-патриотического воспитания, её понимание и подход к решению
- Литература
- Из школьного опыта по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Литература
- Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников
- Организация и проведение военно-спортивного праздника, посвященного 200-летней годовщине отечественной войны 1812 г.
- Воспитание патриотизма у школьников на примере Отечественной войны 1812 года
- Изучение отечественной военной истории как неотъемлемая составляющая военно-патриотического воспитания
- Патриотическое, гражданское воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Роль музыкального искусства в формировании духовно-нравственного воспитания младших школьников
- О духовно-нравственном воспитании в школе
- Значимость башкирских исторических народных песен в воспитании патриотизма в свете 200-летия отечественной войны 1812 года
- Некоторые суждения о патриотическом воспитании учащихся в начальной школе
- Патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся через использование проектной деятельности на уроках истории
- О значении патриотического воспитания в школе
- Литература
- «У войны не женское лицо, однако, еще ни одна война не прошла без их участия»
- Вклад туймазинцев в Великую Отечественную войну
- Патриотическое воспитание в нижнетроицкой средней школе
- Литература
- Формирование патриотизма у учащихся оренбургской области на уроках истории и во внеурочное время на примерах отечественной войны 1812 г.
- «Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых»
- Современные требования к гражданскому воспитанию молодежи
- Документальные материалы о великой отечественной войне на территории башкортостана
- Люди нашего села
- Патриотическое воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно- нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- Некоторые аспекты истории возникновения и развития отношения государства к проблемам детей-сирот и детских домов
- Литература
- О воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Истоки патриотизма
- О современных требованиях к патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- Патриотизм народов Южного Урала в Отечественной войне 1812 года в воспитании подрастающего поколения
- Патриотизм народа на примере Отечественной войны 1812 года
- Литература
- Герои нашего времени (Герои России – уроженцы Республики Башкортостан)
- Гражданско–патриотическое воспитание молодежи в свете славных боевых традиций Вооруженных Сил, примеров мужества и героизма защитников Отечества
- Основные меры правительства Башкирской Автономной Советской Социалистической республики по вопросам социального обеспечения населения в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
- Литература
- Из опыта работы гуо «Общеобразовательная средняя школа № 7 » г. Борисова по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся
- Использование возможностей межпредметных связей в воспитании патриотизма в общеобразовательной школе
- Литература
- Воспитание молодежи на примерах совместного патриотического прошлого истории России и Башкортостана
- О Гражданско – патриотическом воспитании молодежи
- Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников
- Формы и методы организации патриотического воспитания подрастающего поколения на примере истории Отечественной войны 1812 года
- Военно-исторический клуб «северные амуры» – активный пропагандист воинской славы башкирского народа
- Влияние личности учителя на нравственно-патриотическое воспитание учащихся
- Литература
- О военно-патриотическом и гражданском воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Формирование у учащихся гражданско-патриотической позиции, воспитание гражданственности и духовности
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся в мобу ги с. Новотаймасово
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература.
- Роль школьного музея в системе патриотического воспитания учащихся
- Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала.
- Совместная творческая работа в школьном краеведческом музее
- 3. Научно-методические семинары:
- 5. Конкурсы ученических проектов:
- 6. Общешкольные мероприятия, посвященные юбилейной дате:
- 7. Проведение проектной недели в школе:
- 8. Классные часы:
- 9. Работа с родителями:
- 10. Список рекомендуемой литературы:
- Электронные журналы.
- Электронные каталоги и библиотеки.
- Меры, принимаемые к гражданам, уклоняющимся от трудовой мобилизации в Башкирской асср в годы Великой Отечественной войны.
- Роль краеведческой научно-исследовательской работы в системе патриотического воспитания обучающихся
- Литература.
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Роль школьного музея в патриотическом и духовно-нравственном воспитании школьников
- Задачи музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература
- Практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Историко-этнографические экспедиции как направление научно-исследовательской деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования
- Литература
- Практика музейной работы в системе патриотического воспитания
- Школьные музеи – центры воспитания патриотизма
- Организация исследовательской деятельности учащихся как основа формирования творческой личности
- Исследовательская деятельность на уроках истории
- О методике организации научно-исследовательской деятельности в школе
- Литература:
- О роли исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература
- Историко-этнографические музеи в контексте ученических исследований
- Литература
- Роль школьного музея в воспитании патриотизма учащихся
- Использование методических приемов музейной педагогики на уроках истории и культуры башкортостана
- Школьный музей – хранитель и носитель историко-патриотического наследия
- Организация исследовательской работы по истории великой отечественной войны в начальных классах.
- Развитие исследовательских умений школьников в условиях новых образовательных стандартов
- Литература:
- Формы и методы исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Об опыте музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Методика организации и проведения поисковой работы «Следы войны в моем роду»
- Краеведческие исследования в образовательных учреждениях
- Литература
- Организация учебно-исследовательской, краеведческой деятельности на основе проектного обучения средствами музейной педагогики
- Литература
- Опыт поисковой деятельности
- Музейная и поисково-исследовательская работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Формирование патриотизма и личностных качеств учащихся на основе исследовательского метода обучения
- Программа деятельности школьного краеведческого музея
- Музейная педагогика – один из важнейших элементов воспитательного процесса в школе
- Литература
- Школьный музей - задачИ, роль и значение в системе патриотического воспитания обучающихся
- Музей как средство патриотического и духовно-нравственного воспитания в поликультурном пространстве вуЗа