Война 1812 года и дальнейшее развитие патриотической идеи в России
В российской истории патриотическая идея имеет глубокие корни. Её можно проследить уже в летописях IX века. Являясь конкретно историческим понятием, патриотизм (от греч. patriótes — соотечественник, patrís — родина, отечество) – в каждую историческую эпоху имеет различную трактовку и содержательное наполнение.
Любовью к своему Отечеству проникнуто выдающееся произведение Древней Руси «Слово о полку Игореве», автор которого призывает русских воинов: «Вашим стрелам время зазвенеть за Русскую землю, за Игоревы раны…».
С принятием христианства на Руси патриотизм был обогащен новым содержанием – верностью и преданностью христианской идее. Патриотические идеалы получили общенациональное значение, что достаточно ярко проявилось на примере деятельности Сергея Радонежского, который воодушевил русских людей на борьбу против монголо-татарских захватчиков на Куликовом поле. «Отцы и братья, – напутствовал перед сражением полки Дмитрий Донской, – сражайтесь ради Господа, ради святых церквей и веры христианской…!».
Постепенно, по мере освобождения русских земель от ордынского ига и становления единого Русского государства крепли ростки государственного патриотизма. В это время любовь к Христу тесно переплетается с любовью к Отечеству. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, призывая русских людей в ополчение в июне 1612 г., напоминали, чтобы «все против врагов и разорителей веры христианской, за Московское государство стояли как один».
В «Уставе ратных и пушечных дел» 1607 – 1921 гг. государственный патриотизм вменяется в обязанность воинов и получает. таким образом, военно-профессиональное значение. Воеводам строго предписывается не только усердно воспитывать его, но и самим подавать пример служения Отечеству.
Дальнейшее развитие государственного патриотизма связано с деятельностью Петра Первого, который ставил верность Отечеству выше всех иных ценностей, выше самого государя. Обращаясь к воинам перед Полтавской битвой, он призывает их: «И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, за свой род, за свое Отечество, за православную церковь и веру… Имейте в сражении перед глазами правду и Бога. А о Петре ведайте – ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего».
Восемнадцатый век внес в трактовку понятия «патриотизм» существенные изменения. Известный российский писатель и историк Н. М. Карамзин отмечал, что патриотизм не должен ослеплять нас, ведь любовь к Отечеству есть действие ясного рассудка, а не слепая страсть. Походы Суворова обогатили копилку патриотических ценностей общечеловеческими идеалами. Защита Отечества соединяется в сознании армии с защитой других народов и государства от иноземного рабства.
Новый размах и звучание патриотической идее придала Отечественная война 1812 г., которая стала поистине всенародной, подняла на борьбу с врагом все слои населения. Устоять перед многотысячной армией Наполеона, покорившей всю Европу, мог только народ, обладающий могучей стойкостью и патриотическим сознанием. Война сплотила нации и сословия Российской империи.
Важным источником победы над захватчиками являлся патриотизм российских дворян. Именно дворянство России было той организующей силой, которое подняло все сословия на борьбу с иноземным нашествием, а его наиболее яркие представители служили примером мужества и воинской отваги. Более двухсот сорока дворян, отличившихся в сражениях Отечественной войны 1812 г., были награждены золотыми шпагами и саблями «За храбрость», более двух с половиной тысяч - орденами за подвиги на полях сражений, в том числе высшей военной наградой России - орденом святого Георгия. Многие представители этого сословия записывались в ополчение простыми ратниками и в сражениях показывали бесстрашие и героизм.
Вторжение иноземных захватчиков вызвало патриотический подъем среди различных слоев русского и других народов России. К началу осени 1812 г. развернулось партизанское движение – крестьяне и отряды русской армии начали активную борьбу в тылу врага. Наибольшую известность получили отряды Г. М. Курина, В. Кожиной, Д. В. Давыдова и др.
Патриотизм народа России проявился также в связи с формированием народного ополчения. Эти временные воинские подразделения были организованы в 16 центральных губерниях и на Украине. На Дону и Урале сформировалось казачье ополчение. 82 пехотных и 25 конных полков, 30 дружин насчитывали свыше 320 тыс. человек. Л. Н. Толстой писал в романе «Война и мир»: «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил... поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».
В честь знаменательной победы императором Александром 1 были учреждены медаль "В память Отечественной войны 1812 года", которой были награждены все солдаты, офицеры и ополченцы, сражавшиеся против французов, затем медали земскому войску "За любовь к отечеству" и "За взятие Парижа".
Победа в Отечественной войне 1812 г. оказала огромное воздействие на все стороны социальной, политической и культурной жизни страны, способствовала росту национального самосознания, дала могучий толчок развитию передовой общественной мысли в России. По словам В. Г. Белинского, Отечественная война 1812 г. «возбудила народное сознание и народную гордость», обеспечив не только рост национального самосознания и формирование декабризма, но и развитие русской национальной культуры.
«Гроза двенадцатого года» запечатлена в многочисленных памятниках, среди которых наиболее известными являются храм Христа Спасителя в Москве, ансамбль Триумфальные арки в Москве, Санкт–Петербурге, Новочеркасске, музей-панорама «Бородинская битва», Александровская колонна на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, памятники героям войны, обелиски, находящиеся на Бородинском поле, в Малоярославце, Тарутине, Смоленске и других населённых пунктах. Во многих городах в честь героев всенародной борьбы названы улицы, площади, станции метрополитена.
На белом мраморе Георгиевского зала в Большом Кремлевском дворце золотыми буквами высечены названия частей, удостоенных Георгиевского знамени в борьбе против армии Наполеона. "Военная галерея" Зимнего дворца состоит из 332 портретов русских генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 г.
Патриотическая эпопея русского народа запечатлена в кинофильмах «Кутузов», «Война и мир», «Гусарская баллада», «Ватерлоо», «Эскадрон гусар летучих». Ей посвящены увертюра П. И. Чайковского «1812 год», опера С. С. Прокофьева «Война и мир».
Участие башкир в Отечественной войне 1812 г. нашло отражение в памяти башкирского фольклора: преданиях («Кахым-тура»), песнях («Иремель», «Любизар», «Эскадрон», «Кахым-тура»).
История Отечественной войны 1812 г. нашла отражение в трудах российских ученых П. А. Жилина, Е. В. Тарле, А. Г. Тартаковского, Троицкого и других.
Большим событием в изучении темы стал выход в 2004 г. научно-справочного издания — энциклопедии «Отечественная война 1812 года», подготовленной коллективом авторов. Алфавитная часть энциклопедии содержит свыше тысяч статей, посвящённых важнейшим историческим событиям и явлениям той эпохи, планам сторон, сражениям и боям, родам войск, частям и соединениям российской армии, соединениям французской армии, губернским ополчениям, государственным учреждениям и т.д. Опубликовано также около тысячи биографических справок о военных и государственных деятелях, лиц, отличившихся в боях, мемуаристах, публицистах, историках. Большинство статей снабжено основательным научным аппаратом: ссылками на источники и литературу.
Более полное и объективное освещение истории России указанного периода имеет большое значение для дальнейшего развития отечественной исторической науки, а изучение Отечественной войны 1812 г. несет в себе огромный потенциал героико-патриотического воспитания населения России и в первую очередь представителей младшего поколения. В наше время, когда общество испытывает серьезный нравственный и идеологический кризис, пример истинных патриотов, проделавших большую работу во славу Отечества, может изменить негативную ситуацию с патриотическим воспитанием.
К.М.Хаматова,
Учитель истории и культуры Башкортостана,
МОБУ гимназия № 5(г. ДавлекановоРБ)
- Победа россии в отечественной войне 1812 года над францией как исторический феномен
- Современный взгляд на сущность военной стратегии россии первой четверти XIX века
- «И в москве бывали мы, и париж видали мы …»: о вкладе народов башкортостана в победу в отечественной войне 1812 г.
- Литература
- Боевая деятельность башкирских полков в отечественной войне 1812 года. От начала войны до бородинского сражения
- Литература
- Памятные даты россии в воспитательной работе учителей истории и обществознания
- Литература
- Исторический феномен «советского патриотизма» и социокультурные практики современной россии
- Литература
- Историографический обзор участия оренбургского казачества в отечественной войне 1812 г. И заграничных походах русской армии 1813-1814 гг.
- Литература
- Секция 1. Отечественная война 1812 г. В судьбах народов Южного Урала
- Родословная участника отечественной войны 1812 года федора никитича черникова-онучина
- Башкирские воины – участники военных действий отечественной войны 1812 года
- Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала
- Отечественная война 1812 года в судьбах моих земляков
- Патриотический подъём народов южного урала во время отечественной войны 1812 года
- Литература
- Документы об участии народов южного урала в отечественной войне 1812 года
- Дипломатическая деятельность м.И. Кутузова (к вопросу о личностном подходе в преподавании истории)
- Деятельность оренбургского военного губернатора г.С. Волконского в 1812 году в отечественной историографии
- Литература
- Башкирские народные песни об отечественной войне 1812 года
- Геройство южноуральцев в борьбе с наполеоном
- Народы южного урала в отечественной войне
- 1812 Года
- Была ли отечественная война 1812 года для башкир «отечественной»?
- Литература
- К вопросу о состоянии материальной части артиллерийских рот на южном урале накануне отечественной войны 1812 года
- Литература
- Патриотические чувства в башкирских легендах и песнях об отечественной войне 1812 года
- Славный путь башкирских воинов в отечественной войне 1812 года
- Он был в смоленске щит, в париже – меч россии
- Отечественная война 1812 года в башкирских песнях и преданиях
- Религия и искусство башкир после отечественной войны 1812 года
- Башкиры в отечественной войне 1812 года
- Горные заводы южного урала в отечественной войне 1812 г. И заграничных походах русской армии
- Литература
- Патриотические чувства и мысли башкирского народа в исторических песнях периода отечественной войны 1812 года
- Литература
- Подвиги народов южного урала в отечественной войне 1812 года
- Характеристика чиновников оренбургской губернии – участников войны 1812 года и заграничных походов русской армии
- Литература
- Некоторые подробности событий, связанных с Бородинской битвой.
- Смелость башкирских воинов в отечественной войне 1812 года
- Народы нашего края в отечественной войне 1812 года
- Вечный памятник мужества башкир в отечественной войне 1812 г.
- Секция 2. Теоретические, методологические и методические аспекты изучения событий Отечественной войны 1812 г. В школьном курсе отечественной и региональной истории
- В процессе обучения истории
- Баязит Бикбайҙың “Ҡаһым түрә” драмаһында “намыҫ” концептының бирелеше
- Некоторые аспекты изучения событий отечественной войны 1812 г. В курсе истории в вузах
- Методические аспекты изучения истории отечественной войны 1812 г. В школьном курсе
- (.Х9кимовты4 тарихи романдарында фольклор элементтарыны4 стилистик 3улланышы
- Теоретические аспекты изучения событий Отечественной войны 1812 г. В школьном курсе отечественной и региональной истории
- Литература
- Отечественная война 1812 года в курсе всеобщей, отечественной и региональной истории
- Отражение событий отечественной войны 1812 года в произведениях м.Ю. Лермонтова
- Литература
- Интегрированный урок из элективного курса «Отечественная война 1812 года» ( история, мхк, история и культура Башкортостана)
- Партизанское движение в войне 1812 года (разработка урока)
- Отечественная война 1812 года в школьном историческом образовании
- Отечественная война 1812 года (урок истории, 8 класс)
- Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала
- Литература
- Произведения изобразительного искусства, посвящённые башкирским воинам периода отечественной войны 1812 года
- Литература
- Использование краеведческого материала при изучении войны 1812 года на уроках истории России
- Формирование гражданственности обучающихся на уроках историко-обществоведческого цикла
- Отечественная война 1812 года во внеклассной работе
- Война 1812 года и дальнейшее развитие патриотической идеи в России
- «Северные амуры» на уроках истории и культуры Башкортостана
- Отечественная война 1812 года в башкирской фольклористике
- Литература.
- Воспитание патриотизма на уроках литературного чтения
- Разработка урока по теме «Отечественная война 1812 года»
- 1. Вторжение Наполеона в Россию.
- Анализ содержания учебников для 8 класса по теме: «Отечественная война 1812 г.» (Взгляд учителя-практика)
- Патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории
- Секция 3. Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Воспитание гражданственности подрастающего поколения
- Литература
- Воспитываем гражданина и патриота
- Современные требования к патриотическому воспитанию молодого поколения на примерах военной истории урала
- Литература
- Патриотическое воспитание школьников в современных условиях
- Патриотические традиции башкир как основы гражданского и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения: философско-исторический анализ
- Литература
- Воспитание патриотизма через чувства и переживания
- Проблема военно-патриотического воспитания, её понимание и подход к решению
- Литература
- Из школьного опыта по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Литература
- Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников
- Организация и проведение военно-спортивного праздника, посвященного 200-летней годовщине отечественной войны 1812 г.
- Воспитание патриотизма у школьников на примере Отечественной войны 1812 года
- Изучение отечественной военной истории как неотъемлемая составляющая военно-патриотического воспитания
- Патриотическое, гражданское воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Роль музыкального искусства в формировании духовно-нравственного воспитания младших школьников
- О духовно-нравственном воспитании в школе
- Значимость башкирских исторических народных песен в воспитании патриотизма в свете 200-летия отечественной войны 1812 года
- Некоторые суждения о патриотическом воспитании учащихся в начальной школе
- Патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся через использование проектной деятельности на уроках истории
- О значении патриотического воспитания в школе
- Литература
- «У войны не женское лицо, однако, еще ни одна война не прошла без их участия»
- Вклад туймазинцев в Великую Отечественную войну
- Патриотическое воспитание в нижнетроицкой средней школе
- Литература
- Формирование патриотизма у учащихся оренбургской области на уроках истории и во внеурочное время на примерах отечественной войны 1812 г.
- «Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых»
- Современные требования к гражданскому воспитанию молодежи
- Документальные материалы о великой отечественной войне на территории башкортостана
- Люди нашего села
- Патриотическое воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно- нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- Некоторые аспекты истории возникновения и развития отношения государства к проблемам детей-сирот и детских домов
- Литература
- О воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Истоки патриотизма
- О современных требованиях к патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- Патриотизм народов Южного Урала в Отечественной войне 1812 года в воспитании подрастающего поколения
- Патриотизм народа на примере Отечественной войны 1812 года
- Литература
- Герои нашего времени (Герои России – уроженцы Республики Башкортостан)
- Гражданско–патриотическое воспитание молодежи в свете славных боевых традиций Вооруженных Сил, примеров мужества и героизма защитников Отечества
- Основные меры правительства Башкирской Автономной Советской Социалистической республики по вопросам социального обеспечения населения в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
- Литература
- Из опыта работы гуо «Общеобразовательная средняя школа № 7 » г. Борисова по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся
- Использование возможностей межпредметных связей в воспитании патриотизма в общеобразовательной школе
- Литература
- Воспитание молодежи на примерах совместного патриотического прошлого истории России и Башкортостана
- О Гражданско – патриотическом воспитании молодежи
- Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников
- Формы и методы организации патриотического воспитания подрастающего поколения на примере истории Отечественной войны 1812 года
- Военно-исторический клуб «северные амуры» – активный пропагандист воинской славы башкирского народа
- Влияние личности учителя на нравственно-патриотическое воспитание учащихся
- Литература
- О военно-патриотическом и гражданском воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Формирование у учащихся гражданско-патриотической позиции, воспитание гражданственности и духовности
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся в мобу ги с. Новотаймасово
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература.
- Роль школьного музея в системе патриотического воспитания учащихся
- Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала.
- Совместная творческая работа в школьном краеведческом музее
- 3. Научно-методические семинары:
- 5. Конкурсы ученических проектов:
- 6. Общешкольные мероприятия, посвященные юбилейной дате:
- 7. Проведение проектной недели в школе:
- 8. Классные часы:
- 9. Работа с родителями:
- 10. Список рекомендуемой литературы:
- Электронные журналы.
- Электронные каталоги и библиотеки.
- Меры, принимаемые к гражданам, уклоняющимся от трудовой мобилизации в Башкирской асср в годы Великой Отечественной войны.
- Роль краеведческой научно-исследовательской работы в системе патриотического воспитания обучающихся
- Литература.
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Роль школьного музея в патриотическом и духовно-нравственном воспитании школьников
- Задачи музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература
- Практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Историко-этнографические экспедиции как направление научно-исследовательской деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования
- Литература
- Практика музейной работы в системе патриотического воспитания
- Школьные музеи – центры воспитания патриотизма
- Организация исследовательской деятельности учащихся как основа формирования творческой личности
- Исследовательская деятельность на уроках истории
- О методике организации научно-исследовательской деятельности в школе
- Литература:
- О роли исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература
- Историко-этнографические музеи в контексте ученических исследований
- Литература
- Роль школьного музея в воспитании патриотизма учащихся
- Использование методических приемов музейной педагогики на уроках истории и культуры башкортостана
- Школьный музей – хранитель и носитель историко-патриотического наследия
- Организация исследовательской работы по истории великой отечественной войны в начальных классах.
- Развитие исследовательских умений школьников в условиях новых образовательных стандартов
- Литература:
- Формы и методы исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Об опыте музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Методика организации и проведения поисковой работы «Следы войны в моем роду»
- Краеведческие исследования в образовательных учреждениях
- Литература
- Организация учебно-исследовательской, краеведческой деятельности на основе проектного обучения средствами музейной педагогики
- Литература
- Опыт поисковой деятельности
- Музейная и поисково-исследовательская работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Формирование патриотизма и личностных качеств учащихся на основе исследовательского метода обучения
- Программа деятельности школьного краеведческого музея
- Музейная педагогика – один из важнейших элементов воспитательного процесса в школе
- Литература
- Школьный музей - задачИ, роль и значение в системе патриотического воспитания обучающихся
- Музей как средство патриотического и духовно-нравственного воспитания в поликультурном пространстве вуЗа