Истоки патриотизма
В истории нашего государства много знаменательных дат. Многие из них столь значительны для народов и страны, что по ним мы воспитываем потомков. В ряду таких дат – Отечественная война 1812 года, в которой не последнюю роль сыграли и наши с вами земляки. Время отодвинуло события той поры уже на 200 лет. Но и по сей день подвиги сынов Отечества в войне 1812 года являются для нас неиссякаемым источником патриотизма.
Всю свою историю России приходилось отражать нападения врагов: монгольское нашествие, вторжение Наполеона, иностранная интервенция в годы Гражданской войны, кровавая агрессия Гитлера. Кто только не приходил к нам с оружием в руках: французские, английские, немецкие, американские, итальянские, румынские, испанские, турецкие, японские и многие другие войска.
Несомненно – сражение у села Бородино – главное событие войны 1812 года. Даже Наполеон с горечью признавал: «Из пятидесяти сражений, мною данных, в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех».
Но месяцем ранее произошло сражение под Смоленском, о котором мы на уроках истории в 8-м классе упоминаем одной-двумя фразами: «2-я армия Багратиона соединилась с 1-ой армией Барклая-де-Толли у Смоленска. В ходе сражения войска Раевского и Дохтурова отразили атаки французского авангарда на Смоленск. Русские армии отступили по Московской дороге». Но мы ничего не рассказываем о бое на Валутиной горе вблизи деревни Лубино, когда войска 1-ой армии задержали французов и дали возможность Русской армии отступить по Московской дороге. А ведь именно здесь героически сражались башкирские конные полки.
У нас в республике множество военно-исторических клубов, но только два из них занимаются изучением и военной реконструкцией событий 1812 года: «Уфимский пехотный полк» (руководитель Р.Н. Рахимов) и «Северные амуры» (руководитель И.Г. Шаяхметов). В этом году нам со школьниками посчастливилось побывать в составе этих клубов на военно-исторических фестивалях под Смоленском и на Бородино.
В соответствии с хронологией 6 августа этого года прошел фестиваль, посвященный Смоленскому сражению. В этом году здесь собралось рекордное количество реконструкторов – 1127 человек, а зрителей – по меньшей мере, 5 000 человек. В инсценировке боевых действий участвовало около 40 клубов, в том числе из Москвы, Новосибирска, Екатеринбурга, Минска, Борисова, Казани, а также Башкирии.
Одно дело, когда об этих событиях школьники слушают рассказ учителя, читают книгу, учебник, смотрят слайды, совсем другое, когда они оказываются в атмосфере сражения, происходившего 200 лет назад. Вокруг раздается грохот пушечных залпов, ружейной пальбы, взрывы, сотни людей, одетых в мундиры 19 века сходятся в рукопашной… Одна картина сражения стремительно меняет другую, все хочется увидеть, запомнить! В глазах детей легко читается восхищение и удивление: как это так, такие взрослые, солидные дяди, а играют в войну!
Из разговоров с реконструкторами из других городов узнаем условия, при которых можно стать участником фестиваля. Нужна не только форма, сшитая по лекалам тех времен, но и муляжи оружия и другая амуниция. Одно ружье стоит больше двадцати тысяч, а если взять стоимость всей экипировки, то выйдет около пятидесяти тысяч. Поэтому «все башкирские полки» на поле битвы представлял руководитель клуба «Северные амуры» в единственном числе…
Побывали мы также в самом Смоленске. Экскурсию по городу и в музей ВОВ провел один из организаторов фестиваля, В.В. Моисеев Экспозиции музея очень богаты. Но всех нас поразила одна черно-белая фотография, на которой изображен освобожденный от фашистов Смоленск. На фоне разрушенного города стоит целый и невредимый главный храм – Успенский собор…
После реконструкции военных действий состоялось торжественное перезахоронение останков двух солдат армии Наполеона. На это мероприятие был приглашен военный атташе при посольстве Франции в Москве Филипп Деспинуа. В частности он сказал:
– Мне очень понравился дух этого мероприятия, события были очень близки к реальности. Французы знают о Смоленске, но не в таких деталях. И то, в основном, историки и военные. Когда мы говорим о сражениях в России, то думаем, в первую очередь, о Москве. Я был удивлен, как у вас люди знают военную историю и историю Французской Империи. Я в России два дня, и это для меня отличное впечатление.
После таких слов, наверное, каждый учитель почувствует себя неуютно. Нам-то с вами, коллеги, как никому другому известно, насколько плохо молодежь знакома с событиями войны 1812 года. Хорошо, что французский военный атташе не слышал ответов наших студентов и школьников…
В первую неделю сентября мы вместе с военно-историческим клубом «Уфимский пехотный полк» выехали на Бородино. Следует отметить, что этот клуб достойно представлял Республику на этом фестивале. Сам руководитель Р.Н. Рахимов кандидат исторических наук, доцент кафедры историографии и источниковедения БашГУ, автор ряда публикаций по военной истории России 18-19 в. Членов клуба отличает высокая культура поведения, эрудиция, знание российской истории, особенно вопросов, связанных с войной 1812 года. Участники выехали на фестиваль полностью экипированными, даже подобрали военную форму для нас.
Руководитель клуба Р.Н. Рахимов прочитал для школьников обширную лекцию не только об истории Уфимского пехотного полка, но и рассказал об истоках реконструкции Бородинского сражения. Ребята узнали, что впервые реконструкция Бородинского сражения была проведена в 1839 году, и являлась инициативой самого царя Николая I. Та реконструкция до сих пор является самой масштабной и грандиозной в сравнении со всеми теми, что проводились после. Николаю I следует отдать должное - царь собрал тоже количество русских войск, что и генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов.
В 1912 празднование столетия Бородинского сражения также отличалось особой грандиозностью. Сохранились даже кадры кинохроники, на которых запечатлен Николай II, обходящий строй полков, принимавших участие в битве с французами за сто лет до этого.
Но в советское время торжества на Бородинском поле не проводились, вплоть до 1975 года, а уже потом традиция празднования дня Бородинского сражения постепенно возвращалась в Россию. В 1995-ом эта дата обрела официальный статус, став Днем воинской славы России.
В этом году военно-исторический фестиваль "День Бородина", собрал более 110 тысяч человек из России, ближнего и дальнего Зарубежья. Почти столько же присутствовало здесь людей в 1812 и 1839 гг., выступавших на стороне русской армии.
В 2012 году исполняется 200 лет Бородинскому сражению. Возникает вопрос: а как будет представлена Республика на этом мероприятии? Понятно, что в состав делегации попадет много народа. Но давно назрел вопрос о том, что неплохо бы для школьников Башкортостана организовывать поездки по местам воинской славы наших предков. Конечно, дело хлопотное, затратное, но если мы хотим не на словах, а на самом деле воспитывать патриотов, то имеет смысл пойти на какие-то материальные затраты. Наши соседи из Казани, например, приезжали на оба фестиваля двумя большими автобусами. Чем хуже наша Республика? Или мы ограничимся выступлениями на конференциях и публикациями в печати?
Э.И. Садриева,
МБОУ СОШ №7 (г. Туймазы РБ)
- Победа россии в отечественной войне 1812 года над францией как исторический феномен
- Современный взгляд на сущность военной стратегии россии первой четверти XIX века
- «И в москве бывали мы, и париж видали мы …»: о вкладе народов башкортостана в победу в отечественной войне 1812 г.
- Литература
- Боевая деятельность башкирских полков в отечественной войне 1812 года. От начала войны до бородинского сражения
- Литература
- Памятные даты россии в воспитательной работе учителей истории и обществознания
- Литература
- Исторический феномен «советского патриотизма» и социокультурные практики современной россии
- Литература
- Историографический обзор участия оренбургского казачества в отечественной войне 1812 г. И заграничных походах русской армии 1813-1814 гг.
- Литература
- Секция 1. Отечественная война 1812 г. В судьбах народов Южного Урала
- Родословная участника отечественной войны 1812 года федора никитича черникова-онучина
- Башкирские воины – участники военных действий отечественной войны 1812 года
- Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала
- Отечественная война 1812 года в судьбах моих земляков
- Патриотический подъём народов южного урала во время отечественной войны 1812 года
- Литература
- Документы об участии народов южного урала в отечественной войне 1812 года
- Дипломатическая деятельность м.И. Кутузова (к вопросу о личностном подходе в преподавании истории)
- Деятельность оренбургского военного губернатора г.С. Волконского в 1812 году в отечественной историографии
- Литература
- Башкирские народные песни об отечественной войне 1812 года
- Геройство южноуральцев в борьбе с наполеоном
- Народы южного урала в отечественной войне
- 1812 Года
- Была ли отечественная война 1812 года для башкир «отечественной»?
- Литература
- К вопросу о состоянии материальной части артиллерийских рот на южном урале накануне отечественной войны 1812 года
- Литература
- Патриотические чувства в башкирских легендах и песнях об отечественной войне 1812 года
- Славный путь башкирских воинов в отечественной войне 1812 года
- Он был в смоленске щит, в париже – меч россии
- Отечественная война 1812 года в башкирских песнях и преданиях
- Религия и искусство башкир после отечественной войны 1812 года
- Башкиры в отечественной войне 1812 года
- Горные заводы южного урала в отечественной войне 1812 г. И заграничных походах русской армии
- Литература
- Патриотические чувства и мысли башкирского народа в исторических песнях периода отечественной войны 1812 года
- Литература
- Подвиги народов южного урала в отечественной войне 1812 года
- Характеристика чиновников оренбургской губернии – участников войны 1812 года и заграничных походов русской армии
- Литература
- Некоторые подробности событий, связанных с Бородинской битвой.
- Смелость башкирских воинов в отечественной войне 1812 года
- Народы нашего края в отечественной войне 1812 года
- Вечный памятник мужества башкир в отечественной войне 1812 г.
- Секция 2. Теоретические, методологические и методические аспекты изучения событий Отечественной войны 1812 г. В школьном курсе отечественной и региональной истории
- В процессе обучения истории
- Баязит Бикбайҙың “Ҡаһым түрә” драмаһында “намыҫ” концептының бирелеше
- Некоторые аспекты изучения событий отечественной войны 1812 г. В курсе истории в вузах
- Методические аспекты изучения истории отечественной войны 1812 г. В школьном курсе
- (.Х9кимовты4 тарихи романдарында фольклор элементтарыны4 стилистик 3улланышы
- Теоретические аспекты изучения событий Отечественной войны 1812 г. В школьном курсе отечественной и региональной истории
- Литература
- Отечественная война 1812 года в курсе всеобщей, отечественной и региональной истории
- Отражение событий отечественной войны 1812 года в произведениях м.Ю. Лермонтова
- Литература
- Интегрированный урок из элективного курса «Отечественная война 1812 года» ( история, мхк, история и культура Башкортостана)
- Партизанское движение в войне 1812 года (разработка урока)
- Отечественная война 1812 года в школьном историческом образовании
- Отечественная война 1812 года (урок истории, 8 класс)
- Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала
- Литература
- Произведения изобразительного искусства, посвящённые башкирским воинам периода отечественной войны 1812 года
- Литература
- Использование краеведческого материала при изучении войны 1812 года на уроках истории России
- Формирование гражданственности обучающихся на уроках историко-обществоведческого цикла
- Отечественная война 1812 года во внеклассной работе
- Война 1812 года и дальнейшее развитие патриотической идеи в России
- «Северные амуры» на уроках истории и культуры Башкортостана
- Отечественная война 1812 года в башкирской фольклористике
- Литература.
- Воспитание патриотизма на уроках литературного чтения
- Разработка урока по теме «Отечественная война 1812 года»
- 1. Вторжение Наполеона в Россию.
- Анализ содержания учебников для 8 класса по теме: «Отечественная война 1812 г.» (Взгляд учителя-практика)
- Патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории
- Секция 3. Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Воспитание гражданственности подрастающего поколения
- Литература
- Воспитываем гражданина и патриота
- Современные требования к патриотическому воспитанию молодого поколения на примерах военной истории урала
- Литература
- Патриотическое воспитание школьников в современных условиях
- Патриотические традиции башкир как основы гражданского и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения: философско-исторический анализ
- Литература
- Воспитание патриотизма через чувства и переживания
- Проблема военно-патриотического воспитания, её понимание и подход к решению
- Литература
- Из школьного опыта по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Литература
- Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников
- Организация и проведение военно-спортивного праздника, посвященного 200-летней годовщине отечественной войны 1812 г.
- Воспитание патриотизма у школьников на примере Отечественной войны 1812 года
- Изучение отечественной военной истории как неотъемлемая составляющая военно-патриотического воспитания
- Патриотическое, гражданское воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Роль музыкального искусства в формировании духовно-нравственного воспитания младших школьников
- О духовно-нравственном воспитании в школе
- Значимость башкирских исторических народных песен в воспитании патриотизма в свете 200-летия отечественной войны 1812 года
- Некоторые суждения о патриотическом воспитании учащихся в начальной школе
- Патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся через использование проектной деятельности на уроках истории
- О значении патриотического воспитания в школе
- Литература
- «У войны не женское лицо, однако, еще ни одна война не прошла без их участия»
- Вклад туймазинцев в Великую Отечественную войну
- Патриотическое воспитание в нижнетроицкой средней школе
- Литература
- Формирование патриотизма у учащихся оренбургской области на уроках истории и во внеурочное время на примерах отечественной войны 1812 г.
- «Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых»
- Современные требования к гражданскому воспитанию молодежи
- Документальные материалы о великой отечественной войне на территории башкортостана
- Люди нашего села
- Патриотическое воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно- нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- Некоторые аспекты истории возникновения и развития отношения государства к проблемам детей-сирот и детских домов
- Литература
- О воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Истоки патриотизма
- О современных требованиях к патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- Патриотизм народов Южного Урала в Отечественной войне 1812 года в воспитании подрастающего поколения
- Патриотизм народа на примере Отечественной войны 1812 года
- Литература
- Герои нашего времени (Герои России – уроженцы Республики Башкортостан)
- Гражданско–патриотическое воспитание молодежи в свете славных боевых традиций Вооруженных Сил, примеров мужества и героизма защитников Отечества
- Основные меры правительства Башкирской Автономной Советской Социалистической республики по вопросам социального обеспечения населения в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
- Литература
- Из опыта работы гуо «Общеобразовательная средняя школа № 7 » г. Борисова по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся
- Использование возможностей межпредметных связей в воспитании патриотизма в общеобразовательной школе
- Литература
- Воспитание молодежи на примерах совместного патриотического прошлого истории России и Башкортостана
- О Гражданско – патриотическом воспитании молодежи
- Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников
- Формы и методы организации патриотического воспитания подрастающего поколения на примере истории Отечественной войны 1812 года
- Военно-исторический клуб «северные амуры» – активный пропагандист воинской славы башкирского народа
- Влияние личности учителя на нравственно-патриотическое воспитание учащихся
- Литература
- О военно-патриотическом и гражданском воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Формирование у учащихся гражданско-патриотической позиции, воспитание гражданственности и духовности
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся в мобу ги с. Новотаймасово
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература.
- Роль школьного музея в системе патриотического воспитания учащихся
- Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала.
- Совместная творческая работа в школьном краеведческом музее
- 3. Научно-методические семинары:
- 5. Конкурсы ученических проектов:
- 6. Общешкольные мероприятия, посвященные юбилейной дате:
- 7. Проведение проектной недели в школе:
- 8. Классные часы:
- 9. Работа с родителями:
- 10. Список рекомендуемой литературы:
- Электронные журналы.
- Электронные каталоги и библиотеки.
- Меры, принимаемые к гражданам, уклоняющимся от трудовой мобилизации в Башкирской асср в годы Великой Отечественной войны.
- Роль краеведческой научно-исследовательской работы в системе патриотического воспитания обучающихся
- Литература.
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Роль школьного музея в патриотическом и духовно-нравственном воспитании школьников
- Задачи музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература
- Практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Историко-этнографические экспедиции как направление научно-исследовательской деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования
- Литература
- Практика музейной работы в системе патриотического воспитания
- Школьные музеи – центры воспитания патриотизма
- Организация исследовательской деятельности учащихся как основа формирования творческой личности
- Исследовательская деятельность на уроках истории
- О методике организации научно-исследовательской деятельности в школе
- Литература:
- О роли исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература
- Историко-этнографические музеи в контексте ученических исследований
- Литература
- Роль школьного музея в воспитании патриотизма учащихся
- Использование методических приемов музейной педагогики на уроках истории и культуры башкортостана
- Школьный музей – хранитель и носитель историко-патриотического наследия
- Организация исследовательской работы по истории великой отечественной войны в начальных классах.
- Развитие исследовательских умений школьников в условиях новых образовательных стандартов
- Литература:
- Формы и методы исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Об опыте музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Методика организации и проведения поисковой работы «Следы войны в моем роду»
- Краеведческие исследования в образовательных учреждениях
- Литература
- Организация учебно-исследовательской, краеведческой деятельности на основе проектного обучения средствами музейной педагогики
- Литература
- Опыт поисковой деятельности
- Музейная и поисково-исследовательская работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Формирование патриотизма и личностных качеств учащихся на основе исследовательского метода обучения
- Программа деятельности школьного краеведческого музея
- Музейная педагогика – один из важнейших элементов воспитательного процесса в школе
- Литература
- Школьный музей - задачИ, роль и значение в системе патриотического воспитания обучающихся
- Музей как средство патриотического и духовно-нравственного воспитания в поликультурном пространстве вуЗа