Формы и методы исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
«Гордиться славою своих предков не только можно,
но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»
А.С.Пушкин
Современный этап духовного развития общества характеризуется громадным ростом интереса к истории, к героическому прошлому нашей Родины. Этот интерес закономерен и понятен. Он является одним из проявлений всестороннего развития личности в развитом обществе.
Одной из самых активных и творческих форм приобщения человека к истории издавна было краеведение. Школьное краеведение переживает сейчас период подъема, крепнет, совершенствует свои формы и методы. Развитие и жизнеспособность школьного исторического краеведения определяются его особой ролью в учебно-воспитательном процессе. Прежде всего, необходимо помнить о значении краеведения в деле воспитания патриотизма и гражданственности. Любовь к Родине всегда конкретна. Это любовь к своему родному дому, городу, селу. А для того чтобы по-настоящему полюбить свой край, нужно его хорошо знать.
Учебно-исследовательская работа педагогами школы ведётся в различных областях наук и начинает осознаваться как подход к ведению образовательной деятельности. В основной школе – развитие дидактического и методического обеспечения учебной деятельности средствами реализации исследовательских проектов как способа обновления содержания образования; в старшей школе – развитие исследовательской компетенции предпрофильных навыков как основы профильного обучения в старших классах.
Руководство исследовательской работой обучающихся входит в планы методических объединений учителей школы, задача которых – организация и развитие учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Большое значение для получения навыков исследовательской и проектной деятельности обучающихся имеют кружки по интересам. Цель которых – расширение кругозора обучающихся, повышение эффективности по гражданско – патриотическому и духовно – нравственному воспитанию, выявление и развитие у одарённых детей и подростков навыков НИР. В течение всего учебного года действуют кружки по разным направлениям:
- по предметам (научное);
- художественно – эстетическое;
- спортивно – оздоровительное;
- информационные технологии;
- гражданско – патриотическое (краеведческое).
На занятиях кружков «Первые шаги в науке» (Нургалиева З.Я.) и «Информационные технологии» (Файзуллина Г.М.) обучающиеся получают навыки исследовательской и проектной деятельности. По курсу «Краеведение» ближе узнают историю, природу, географию своего края, его традиции, культуру (рук. Нургалиев Ф.Г., Галяутдинова Г.Н., Гайнутдинова Г.А., Халилова М.В., Султанова Г.Т.). Учащиеся этих учителей ежегодно участвуют в конкурсах разного уровня и достигают высоких результатов.
Тематика исследований разнообразна. Краеведческие ученические исследования ведутся в рамках изучения событий и сбора информации об участниках Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., знаменитых земляках, истории села и школы, исследование истории происхождения местных названий (улиц, гор, рек, родников). На основе собранного материала школьные краеведы готовят доклады и выступают с ними перед своими сверстниками, родителями, шефами, пишут заметки и очерки в районную газету. Вся работа, включающая в себя поисковую, краеведческую деятельность школьников, носит исследовательский характер, имеет большую практическую пользу, является одной из форм патриотического воспитания и учит молодежь уважать, чтить память предков, защитников Родины, постигать историю, т.е. быть патриотами. Каждый год стараемся найти что-то новое, актуальное, а иногда тема «находится» сама. Исследовательские работы школьников мы храним в школьном краеведческом музее. Также собранные материалы помещены на школьном сайте, где каждый желающий может их посмотреть.
Ребята активно выступают на районных, республиканских конференциях историко-патриотической направленности и добиваются неплохих результатов, о чем свидетельствуют полученные ими Грамоты и Дипломы:
Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских работ «Первые шаги в науке»-2010г. Диплом – Руководитель Нургалиева З.Я.
Второй Всероссийский конкурс школьников «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего отечества»-2011г. Диплом первой степени – руководитель Нургалиев Ф.Г.
Всероссийский молодежный конкурс «ЮНЭСКО» (с международным участием)-2011 г. Диплом (сертификат) – руководитель Нургалиева З.Я.
Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских работ «Первые шаги в науке»-2010г. Диплом – Руководитель Нургалиева З.Я.
Республиканский конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся, участников туристско-краеведческого движения «Дорогами Отечества»-2007 г. Диплом II степени – руководитель Нургалиева З.Я.
Всероссийский детско-юношеский литературно-художественный конкурс творческих работ «Я помню! Я горжусь!»-2010 г. Благодарственное письмо оргкомитета конкурса Министерства Обороны РФ – руководитель Нургалиева З.Я.
Но не грамоты и дипломы являются для нас самоцелью, хотя такое признание приятно. Намного важнее донести информацию до широкой общественности. На основе собранного материала школьные краеведы готовят доклады и выступают с ними перед своими сверстниками, родителями, шефами, пишут заметки и очерки в районную газету. Мы сотрудничаем с музеем им. А.Хакимова, историко-краеведческим музеем г. Давлеканово, участвуем в работе краеведческих семинаров. Исследовательские работы школьников помещены на сайте школы, где каждый желающий может их посмотреть.
Нужно ли краеведение современной школе? По-моему, просто необходимо. Воспитание духовности и гражданственности, без чего не может жить и развиваться ни одна нация, невозможно без уважения к своей истории, культуре, родному краю. Краеведение, как никакая другая дисциплина, сокращает разрыв между историей государства и историей отдельной личности, воспитывает причастность к делам наших предков, заставляет задуматься о нашем прошлом и настоящем через поиск, исследование, изучение родного края, через познание своих корней, неразрывных связей с предшествующими поколениями. Приобщение обучающихся к исследовательской деятельности позволяет уже в школе выявить интерес и способности к серьёзной научной работе, развить эти способности и поможет лучше понять прошлое и настоящее нашей страны.
ЛИТЕРАТУРА
Князев Ю.А. Сущность и педагогическая значимость школьного краеведения. «Преподавание истории в школе». №6,1989, стр. 132.
Сборник статей «Через тернии – к звёздам». Уфа, БГПУ, 2008, стр.4
Р.Ю. Сагитова,
учитель, МБОУ СОШ им. Б.Бикбая
(Куюргазинский район РБ)
- Победа россии в отечественной войне 1812 года над францией как исторический феномен
- Современный взгляд на сущность военной стратегии россии первой четверти XIX века
- «И в москве бывали мы, и париж видали мы …»: о вкладе народов башкортостана в победу в отечественной войне 1812 г.
- Литература
- Боевая деятельность башкирских полков в отечественной войне 1812 года. От начала войны до бородинского сражения
- Литература
- Памятные даты россии в воспитательной работе учителей истории и обществознания
- Литература
- Исторический феномен «советского патриотизма» и социокультурные практики современной россии
- Литература
- Историографический обзор участия оренбургского казачества в отечественной войне 1812 г. И заграничных походах русской армии 1813-1814 гг.
- Литература
- Секция 1. Отечественная война 1812 г. В судьбах народов Южного Урала
- Родословная участника отечественной войны 1812 года федора никитича черникова-онучина
- Башкирские воины – участники военных действий отечественной войны 1812 года
- Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала
- Отечественная война 1812 года в судьбах моих земляков
- Патриотический подъём народов южного урала во время отечественной войны 1812 года
- Литература
- Документы об участии народов южного урала в отечественной войне 1812 года
- Дипломатическая деятельность м.И. Кутузова (к вопросу о личностном подходе в преподавании истории)
- Деятельность оренбургского военного губернатора г.С. Волконского в 1812 году в отечественной историографии
- Литература
- Башкирские народные песни об отечественной войне 1812 года
- Геройство южноуральцев в борьбе с наполеоном
- Народы южного урала в отечественной войне
- 1812 Года
- Была ли отечественная война 1812 года для башкир «отечественной»?
- Литература
- К вопросу о состоянии материальной части артиллерийских рот на южном урале накануне отечественной войны 1812 года
- Литература
- Патриотические чувства в башкирских легендах и песнях об отечественной войне 1812 года
- Славный путь башкирских воинов в отечественной войне 1812 года
- Он был в смоленске щит, в париже – меч россии
- Отечественная война 1812 года в башкирских песнях и преданиях
- Религия и искусство башкир после отечественной войны 1812 года
- Башкиры в отечественной войне 1812 года
- Горные заводы южного урала в отечественной войне 1812 г. И заграничных походах русской армии
- Литература
- Патриотические чувства и мысли башкирского народа в исторических песнях периода отечественной войны 1812 года
- Литература
- Подвиги народов южного урала в отечественной войне 1812 года
- Характеристика чиновников оренбургской губернии – участников войны 1812 года и заграничных походов русской армии
- Литература
- Некоторые подробности событий, связанных с Бородинской битвой.
- Смелость башкирских воинов в отечественной войне 1812 года
- Народы нашего края в отечественной войне 1812 года
- Вечный памятник мужества башкир в отечественной войне 1812 г.
- Секция 2. Теоретические, методологические и методические аспекты изучения событий Отечественной войны 1812 г. В школьном курсе отечественной и региональной истории
- В процессе обучения истории
- Баязит Бикбайҙың “Ҡаһым түрә” драмаһында “намыҫ” концептының бирелеше
- Некоторые аспекты изучения событий отечественной войны 1812 г. В курсе истории в вузах
- Методические аспекты изучения истории отечественной войны 1812 г. В школьном курсе
- (.Х9кимовты4 тарихи романдарында фольклор элементтарыны4 стилистик 3улланышы
- Теоретические аспекты изучения событий Отечественной войны 1812 г. В школьном курсе отечественной и региональной истории
- Литература
- Отечественная война 1812 года в курсе всеобщей, отечественной и региональной истории
- Отражение событий отечественной войны 1812 года в произведениях м.Ю. Лермонтова
- Литература
- Интегрированный урок из элективного курса «Отечественная война 1812 года» ( история, мхк, история и культура Башкортостана)
- Партизанское движение в войне 1812 года (разработка урока)
- Отечественная война 1812 года в школьном историческом образовании
- Отечественная война 1812 года (урок истории, 8 класс)
- Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала
- Литература
- Произведения изобразительного искусства, посвящённые башкирским воинам периода отечественной войны 1812 года
- Литература
- Использование краеведческого материала при изучении войны 1812 года на уроках истории России
- Формирование гражданственности обучающихся на уроках историко-обществоведческого цикла
- Отечественная война 1812 года во внеклассной работе
- Война 1812 года и дальнейшее развитие патриотической идеи в России
- «Северные амуры» на уроках истории и культуры Башкортостана
- Отечественная война 1812 года в башкирской фольклористике
- Литература.
- Воспитание патриотизма на уроках литературного чтения
- Разработка урока по теме «Отечественная война 1812 года»
- 1. Вторжение Наполеона в Россию.
- Анализ содержания учебников для 8 класса по теме: «Отечественная война 1812 г.» (Взгляд учителя-практика)
- Патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории
- Секция 3. Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Воспитание гражданственности подрастающего поколения
- Литература
- Воспитываем гражданина и патриота
- Современные требования к патриотическому воспитанию молодого поколения на примерах военной истории урала
- Литература
- Патриотическое воспитание школьников в современных условиях
- Патриотические традиции башкир как основы гражданского и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения: философско-исторический анализ
- Литература
- Воспитание патриотизма через чувства и переживания
- Проблема военно-патриотического воспитания, её понимание и подход к решению
- Литература
- Из школьного опыта по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Литература
- Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников
- Организация и проведение военно-спортивного праздника, посвященного 200-летней годовщине отечественной войны 1812 г.
- Воспитание патриотизма у школьников на примере Отечественной войны 1812 года
- Изучение отечественной военной истории как неотъемлемая составляющая военно-патриотического воспитания
- Патриотическое, гражданское воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Роль музыкального искусства в формировании духовно-нравственного воспитания младших школьников
- О духовно-нравственном воспитании в школе
- Значимость башкирских исторических народных песен в воспитании патриотизма в свете 200-летия отечественной войны 1812 года
- Некоторые суждения о патриотическом воспитании учащихся в начальной школе
- Патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся через использование проектной деятельности на уроках истории
- О значении патриотического воспитания в школе
- Литература
- «У войны не женское лицо, однако, еще ни одна война не прошла без их участия»
- Вклад туймазинцев в Великую Отечественную войну
- Патриотическое воспитание в нижнетроицкой средней школе
- Литература
- Формирование патриотизма у учащихся оренбургской области на уроках истории и во внеурочное время на примерах отечественной войны 1812 г.
- «Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых»
- Современные требования к гражданскому воспитанию молодежи
- Документальные материалы о великой отечественной войне на территории башкортостана
- Люди нашего села
- Патриотическое воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно- нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- Некоторые аспекты истории возникновения и развития отношения государства к проблемам детей-сирот и детских домов
- Литература
- О воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Истоки патриотизма
- О современных требованиях к патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- Патриотизм народов Южного Урала в Отечественной войне 1812 года в воспитании подрастающего поколения
- Патриотизм народа на примере Отечественной войны 1812 года
- Литература
- Герои нашего времени (Герои России – уроженцы Республики Башкортостан)
- Гражданско–патриотическое воспитание молодежи в свете славных боевых традиций Вооруженных Сил, примеров мужества и героизма защитников Отечества
- Основные меры правительства Башкирской Автономной Советской Социалистической республики по вопросам социального обеспечения населения в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
- Литература
- Из опыта работы гуо «Общеобразовательная средняя школа № 7 » г. Борисова по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся
- Использование возможностей межпредметных связей в воспитании патриотизма в общеобразовательной школе
- Литература
- Воспитание молодежи на примерах совместного патриотического прошлого истории России и Башкортостана
- О Гражданско – патриотическом воспитании молодежи
- Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников
- Формы и методы организации патриотического воспитания подрастающего поколения на примере истории Отечественной войны 1812 года
- Военно-исторический клуб «северные амуры» – активный пропагандист воинской славы башкирского народа
- Влияние личности учителя на нравственно-патриотическое воспитание учащихся
- Литература
- О военно-патриотическом и гражданском воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Формирование у учащихся гражданско-патриотической позиции, воспитание гражданственности и духовности
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся в мобу ги с. Новотаймасово
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература.
- Роль школьного музея в системе патриотического воспитания учащихся
- Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала.
- Совместная творческая работа в школьном краеведческом музее
- 3. Научно-методические семинары:
- 5. Конкурсы ученических проектов:
- 6. Общешкольные мероприятия, посвященные юбилейной дате:
- 7. Проведение проектной недели в школе:
- 8. Классные часы:
- 9. Работа с родителями:
- 10. Список рекомендуемой литературы:
- Электронные журналы.
- Электронные каталоги и библиотеки.
- Меры, принимаемые к гражданам, уклоняющимся от трудовой мобилизации в Башкирской асср в годы Великой Отечественной войны.
- Роль краеведческой научно-исследовательской работы в системе патриотического воспитания обучающихся
- Литература.
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Роль школьного музея в патриотическом и духовно-нравственном воспитании школьников
- Задачи музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература
- Практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Историко-этнографические экспедиции как направление научно-исследовательской деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования
- Литература
- Практика музейной работы в системе патриотического воспитания
- Школьные музеи – центры воспитания патриотизма
- Организация исследовательской деятельности учащихся как основа формирования творческой личности
- Исследовательская деятельность на уроках истории
- О методике организации научно-исследовательской деятельности в школе
- Литература:
- О роли исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература
- Историко-этнографические музеи в контексте ученических исследований
- Литература
- Роль школьного музея в воспитании патриотизма учащихся
- Использование методических приемов музейной педагогики на уроках истории и культуры башкортостана
- Школьный музей – хранитель и носитель историко-патриотического наследия
- Организация исследовательской работы по истории великой отечественной войны в начальных классах.
- Развитие исследовательских умений школьников в условиях новых образовательных стандартов
- Литература:
- Формы и методы исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Об опыте музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Методика организации и проведения поисковой работы «Следы войны в моем роду»
- Краеведческие исследования в образовательных учреждениях
- Литература
- Организация учебно-исследовательской, краеведческой деятельности на основе проектного обучения средствами музейной педагогики
- Литература
- Опыт поисковой деятельности
- Музейная и поисково-исследовательская работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Формирование патриотизма и личностных качеств учащихся на основе исследовательского метода обучения
- Программа деятельности школьного краеведческого музея
- Музейная педагогика – один из важнейших элементов воспитательного процесса в школе
- Литература
- Школьный музей - задачИ, роль и значение в системе патриотического воспитания обучающихся
- Музей как средство патриотического и духовно-нравственного воспитания в поликультурном пространстве вуЗа