logo
сборник Отечественная война 1812 г

Формы и методы исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся

«Гордиться славою своих предков не только можно,

но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»

А.С.Пушкин

Современный этап духовного развития общества характеризуется громадным ростом интереса к истории, к героическому прошлому нашей Родины. Этот интерес закономерен и понятен. Он является одним из проявлений всестороннего развития личности в развитом обществе.

Одной из самых активных и творческих форм приобщения человека к истории издавна было краеведение. Школьное краеведение переживает сейчас период подъема, крепнет, совершенствует свои формы и методы. Развитие и жизнеспособность школьного исторического краеведения определяются его особой ролью в учебно-воспитательном процессе. Прежде всего, необходимо помнить о значении краеведения в деле воспитания патриотизма и гражданственности. Любовь к Родине всегда конкретна. Это любовь к своему родному дому, городу, селу. А для того чтобы по-настоящему полюбить свой край, нужно его хорошо знать.

Учебно-исследовательская работа педагогами школы ведётся в различных областях наук и начинает осознаваться как подход к ведению образовательной деятельности. В основной школе – развитие дидактического и методического обеспечения учебной деятельности средствами реализации исследовательских проектов как способа обновления содержания образования; в старшей школе – развитие исследовательской компетенции предпрофильных навыков как основы профильного обучения в старших классах.

Руководство исследовательской работой обучающихся входит в планы методических объединений учителей школы, задача которых – организация и развитие учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Большое значение для получения навыков исследовательской и проектной деятельности обучающихся имеют кружки по интересам. Цель которых – расширение кругозора обучающихся, повышение эффективности по гражданско – патриотическому и духовно – нравственному воспитанию, выявление и развитие у одарённых детей и подростков навыков НИР. В течение всего учебного года действуют кружки по разным направлениям:

- по предметам (научное);

- художественно – эстетическое;

- спортивно – оздоровительное;

- информационные технологии;

- гражданско – патриотическое (краеведческое).

На занятиях кружков «Первые шаги в науке» (Нургалиева З.Я.) и «Информационные технологии» (Файзуллина Г.М.) обучающиеся получают навыки исследовательской и проектной деятельности. По курсу «Краеведение» ближе узнают историю, природу, географию своего края, его традиции, культуру (рук. Нургалиев Ф.Г., Галяутдинова Г.Н., Гайнутдинова Г.А., Халилова М.В., Султанова Г.Т.). Учащиеся этих учителей ежегодно участвуют в конкурсах разного уровня и достигают высоких результатов.

Тематика исследований разнообразна. Краеведческие ученические исследования ведутся в рамках изучения событий и сбора информации об участниках Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., знаменитых земляках, истории села и школы, исследование истории происхождения местных названий (улиц, гор, рек, родников). На основе собранного материала школьные краеведы готовят доклады и выступают с ними перед своими сверстниками, родителями, шефами, пишут заметки и очерки в районную газету. Вся работа, включающая в себя поисковую, краеведческую деятельность школьников, носит исследовательский характер, имеет большую практическую пользу, является одной из форм патриотического воспитания и учит молодежь уважать, чтить память предков, защитников Родины, постигать историю, т.е. быть патриотами. Каждый год стараемся найти что-то новое, актуальное, а иногда тема «находится» сама. Исследовательские работы школьников мы храним в школьном краеведческом музее. Также собранные материалы помещены на школьном сайте, где каждый желающий может их посмотреть.

Ребята активно выступают на районных, республиканских конференциях историко-патриотической направленности и добиваются неплохих результатов, о чем свидетельствуют полученные ими Грамоты и Дипломы:

Но не грамоты и дипломы являются для нас самоцелью, хотя такое признание приятно. Намного важнее донести информацию до широкой общественности. На основе собранного материала школьные краеведы готовят доклады и выступают с ними перед своими сверстниками, родителями, шефами, пишут заметки и очерки в районную газету. Мы сотрудничаем с музеем им. А.Хакимова, историко-краеведческим музеем г. Давлеканово, участвуем в работе краеведческих семинаров. Исследовательские работы школьников помещены на сайте школы, где каждый желающий может их посмотреть.

Нужно ли краеведение современной школе? По-моему, просто необходимо. Воспитание духовности и гражданственности, без чего не может жить и развиваться ни одна нация, невозможно без уважения к своей истории, культуре, родному краю. Краеведение, как никакая другая дисциплина, сокращает разрыв между историей государства и историей отдельной личности, воспитывает причастность к делам наших предков, заставляет задуматься о нашем прошлом и настоящем через поиск, исследование, изучение родного края, через познание своих корней, неразрывных связей с предшествующими поколениями. Приобщение обучающихся к исследовательской деятельности позволяет уже в школе выявить интерес и способности к серьёзной научной работе, развить эти способности и поможет лучше понять прошлое и настоящее нашей страны.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Князев Ю.А. Сущность и педагогическая значимость школьного краеведения. «Преподавание истории в школе». №6,1989, стр. 132.

  2. Сборник статей «Через тернии – к звёздам». Уфа, БГПУ, 2008, стр.4

Р.Ю. Сагитова,

учитель, МБОУ СОШ им. Б.Бикбая

(Куюргазинский район РБ)