logo
сборник Отечественная война 1812 г

Влияние личности учителя на нравственно-патриотическое воспитание учащихся

Беспристрастная история свидетельствует о том, что любому народу и государству, чтобы выжить, утвердиться, приходится отстаивать свою свободу. В борьбе с захватчиками, посягавшими на земли нашего Отечества, рождалась «гордость народная», которую мы называем патриотизмом. Слово «патриот» в России впервые появилось при Петре I и означало «сын отечества», что по смыслу равнозначно современному определению патриотизма, означавшего чувство любви и преданности Родине, своему народу, вере в его духовные возможности, готовность служить интересам свой стране.[1]

Сегодня невозможно представить патриотизм без воспитания его в образовательных учреждениях. В современной школе большое значение в формировании патриотизма играет личность учителя, отношение педагога к своему предназначению и к окружающим высвечивает педагогическое кредо учителя. В нём концентрируются духовные, интеллектуальные, даже физические силы учителя, степень его этической воспитанности. Опят и наблюдения за деятельностью педагогов показывают, что многим учителям не удаётся избежать крайностей. Право на ошибку они имеют, как и всякие нормальные люди. Одно дело, если происходит ошибка педагога, а не педагогическая ошибка. Это не одно и то же. Первую можно понять и простить, вторая – недопустима. Если учитель руководствуется, лишь субъективными оценками, не считаясь с мнением воспитанников, в этом случае он забывает, что нравственные цели могут достигаться только нравственными средствами.[2]

Ещё опаснее та позиция педагога, которая толкает его на организацию жизни и деятельности детей в целях в целях достижения личного престижа. Проводя большое количество самых различных (и внешних полезных) дел, такой педагог больше всего заботиться о том впечатлении, которое они произведут на окружающих, на руководство школы, но меньше всего о силе того нравственного влияния, которое они оказывают на самих учащихся.[3]

Мероприятия на «показ», для «галочки», погоня за сомнительным авторитетом, престижная местами (якобы для коллектива, а нас самом деле для педагога, учителя) – это не что иное, как эгоцентризм. Он формирует у детей нездоровые чувства, отравляет их сознание, заражает бациллами раннего и нездорового скепсиса.[4]

Эгоцентризм учителей рождает и такую форму педагогического авторитета, точнее отсутствие такового, как авторитаризм, который опасен тем, что, подчиняя своей воле, своему влиянию, как отдельных учащихся, так и коллектив классов в целом, такой педагог тормозит духовное развитие школьников, мешает их творческой индивидуальности.[5]

Вся история педагогической практики убедительно показывает, что во взаимоотношениях учителя и ученика никогда не было полного партнерства. Учитель со своими знаниями, жизненным опытом и профессиональным назначением должен быть чуть-чуть впереди ученика. Не над ним, а – впереди него! [6] Профессионализм педагога в деле формирования патриотизма, как учителя истории, должен выражаться в умении найти в истории своей страны и своего края героические поступки отдельных людей и народов нашей Родины.

Педагог должен очень чётко, ясно и ярко демонстрировать выдающиеся моменты истории в воспитании патриотизма. Одним из таких ярких событий он может предложить Отечественную войну 1812 года. Она демонстрирует совместную борьбу всех слоёв и народов России в борьбе против Наполеона.

В России в XX веке минимум три раза менялись общечеловеческие ценности, и в XXI век она вступила с размытыми понятиями патриотизма и национальной идеи. А российский двуглавый орёл обе свои головы пытается повернуть в одну сторону: на запад. Очень трудно в этой ситуации найти фундамент, на котором можно построить патриотическое здание в сознании подрастающего поколения. Но если не опускать руки, работать не для «галочки», а на результат, то можно добиться великолепных результатов, когда в сознании наших учеников будет сформировано чувство гордости за нашу Родину, за родной Башкортостан, за родную деревню или город.[7]