Некоторые аспекты изучения событий отечественной войны 1812 г. В курсе истории в вузах
Отечественная война 1812 года – одно из наиболее ярких и героических событий российской истории. Приближающийся юбилей – 200-летие Отечественной войны, - позволяет по-новому осмыслить это поистине этапное событие, оставившее глубокий след в сознании многих поколений, повлиявшее, безусловно, на весь дальнейший ход нашей истории. Именно тогда, по справедливому заключению современного исследователя А.Н. Сахарова, Россия стала той великой европейской и мировой державой, которая вплоть до гибели империи являлась мощным и долговременным фактором мировой политики, даже, несмотря на свое общее цивилизационное отставание.
Трудно найти в российской (по крайней мере, дореволюционной истории) другое событие, так заметно повлиявшее на рост национального самосознания народов, консолидации всего общества. По степени накала народной борьбы, твердого осознания необходимости защитить Отечество события 1812 года перекликаются, главным образом, с противостоянием 1612 года. Когда речь идет о современной истории, аналогии, естественно, напрашиваются с событиями Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., когда вновь встал вопрос о существовании самого государства и народа.
Изучение событий Отечественной войны 1812 года имеет огромное воспитательное воздействие на молодое поколение, учит его сопереживать, быть сопричастным к родной истории, испытывать гордость за ее героев. Как в школьном, так и вузовском курсе отечественной истории война 1812 года, безусловно, должна занимать достойное место. К сожалению, сложившаяся в последние годы тенденция к неуклонному сокращению аудиторной нагрузки в высших учебных заведениях, ориентация в программах на возрастание удельного веса самостоятельной работы студентов может привести в дальнейшем к поверхностному и формальному усвоению курса истории молодыми людьми. Даже яркие и значимые события российской истории могут остаться «в тени», не вызывать у молодежи глубокого осмысленного отношения, эмоциональных переживаний.
Одной из слабых сторон обучения в современных вузах является недостаточная воспитательная направленность учебных дисциплин, в частности, истории, которая играет важнейшую роль в формировании у студентов базовых мировоззренческих ценностей. Между тем, еще раз подчеркнем, что изучение событий Отечественной войны 1812 года имеет важное воспитательное, мировоззренческое значение, поскольку именно такого рода сюжеты национальной истории составляют основу исторической памяти народа.
Высокий патриотический порыв народных масс, героические усилия армии, глубоко продуманные действия блистательной плеяды полководцев, - эти и другие факторы, приведшие к победе России над наполеоновской Францией, - будут всегда вызывать интерес в обществе. Об этом свидетельствует поток публикаций, - научных, научно-популярных, публицистических статей, книг, брошюр, посвященных Отечественной войне. Казалось бы, события 1812 года – предмет наибольшего числа исследований по сравнению с любым другим событием в тысячелетней истории дореволюционной России, - как справедливо заметил историк Н.А. Троицкий. На первый взгляд, трудно написать что-то принципиально новое об Отечественной войне 1812 года, когда ей уже посвящено более 10 тысяч книг и статей, введены в оборот многие документальные материалы, защищены многие кандидатские и докторские диссертации и т.п. Однако по-прежнему тема востребована обществом, выходит масса интересных работ, особенно в региональной историографии, в частности, на Южном Урале. В связи с приближающимся юбилеем поток публикаций, без сомнения, будет только расти.
В курсе отечественной истории в вузах следует уделять пристальное внимание всем основным аспектам войны 1812 года: предпосылкам и причинам, ходу боевых действий, анализу основных военных операций, роли и места партизанского движения, итогам, значению и последствиям для дальнейшего развития как нашей страны, так и европейского континента в целом. Нет необходимости подчеркивать, насколько насыщенным эмоционально должен быть рассказ преподавателя. При этом необходимо избегать чрезмерной конкретизации учебного материала, его информационной перегруженности.
При рассмотрении ключевых событий войны преподаватель может использовать такой методический прием, как «рассказ от очевидца» в рамках личностно-ориентированного подхода в обучении истории, или доктрины антропологического подхода. Этот прием позволяет глубже передать позицию конкретного исторического деятеля в решении стратегически важных вопросов. Наиболее наглядный пример в этой связи – поведение и позиция М.И. Кутузова на военном совете в Филях. Студенты могут представить себя на месте главнокомандующего и попробовать оправдать (или осудить) действия Кутузова, взявшего на себя колоссальную ответственность за оставление Москвы. Подобная форма работы предполагает хорошее владение студентами фактического материала и по возможности привлечение источников.
Патриотический подъем российского общества в 1812 году особенно убедительно можно передать на примере развертывания партизанского движения, изучения подвигов героев-партизан. Эту важную сторону Отечественной войны можно рассмотреть в рамках подготовки студентами докладов на практических занятиях, защиты рефератов, разработки компьютерных презентаций.
Современные средства обучения дают широкие возможности использования наглядного материала. Богатый и разносторонний иллюстративный материал можно привлекать при рассмотрении самых различных аспектов войны: военно-стратегического, дипломатического, социально-экономического и т.д. При разработке лекций преподавателями или подготовке студентов к семинарам можно разработать не просто компьютерную презентацию в форме привычных слайдов, но и использовать отрывки из документальных и художественных фильмов, продумать музыкальное сопровождение. Это, безусловно, усилит восприятие и усвоение темы, сделает его более ярким и запоминающимся. Навыки разработки презентаций в особенной степени необходимы студентам, обучающимся в педагогических учебных заведениях по специальности «История», поскольку будущие учителя, таким образом, приобретают профессиональные качества. Это вполне соответствует утвердившимся в последнее время принципам компетентностного подхода в обучении студентов высших учебных заведений. Особенно уместно и выигрышно использовать иллюстративный материал при прохождении тем, связанных с историей культуры XIX века. Ведь на протяжении всего столетия культура нашей страны в значительной степени развивалась под влиянием Отечественной войны 1812 года.
Многие ключевые аспекты войны можно рассматривать в историографическом и источниковедческом разрезах. Учитывая наличие и доступность массы фундаментальных исследований по нашей теме, преподаватель может предложить студентам изучить историографию не всей Отечественной войны, а ее отдельных событий или явлений, например: «Военная и дипломатическая деятельность М. И. Кутузова в исследованиях российских ученых», «Итоги Бородинской битвы в оценках отечественных и зарубежных историков», «Партизанское движение в Отечественной войне 1812 г. в советской и современной историографии». Студентам-историкам такого рода проблемные темы можно предложить для написания курсовых и выпускных квалификационных работ. При этом, исследуя историографические темы, студенты должны акцентировать внимание на дискуссионных вопросах, рассматривать различные, порой диаметрально противоположные, точки зрения, уметь сформулировать и отстоять собственную позицию.
При исследовании истории Отечественной войны в рамках курсовых работ и дипломных сочинений нельзя оставлять без внимания еще один важный аспект – методический. Студентам нужно хорошо владеть материалом о методических приемах, формах и методах обучения при прохождении событий Отечественной войны 1812 года в школьном курсе истории. Поэтому необходимым компонентом выпускной квалификационной работы студента-историка, будущего педагога является методический раздел. Он, в свою очередь, может быть построен в форме собственной разработки школьного урока, внеурочного мероприятия по теме исследования, анализа школьных учебников и т.п.
Особое место при рассмотрении событий войны 1812 г. занимает региональный аспект. Хорошо известно, в частности, об активном участии башкирских и оренбургских казачьих полков в войнах против наполеоновской Франции. Темы, затрагивающие региональную историю, можно предложить студентам, проявившим интерес и склонность к научно-исследовательской деятельности. В этом случае можно воспользоваться документальными материалами из региональных архивов (вплоть до введения в оборот новых источников), что, безусловно, значительно усилит элемент новизны в исследовательской работе.
Изучение героических событий Отечественной войны студентами не должно ограничиваться рамками учебных занятий. Юбилейная дата дает прекрасную возможность планирования разного рода внеучебных мероприятий, - научных конференций, «Круглых столов», методических семинаров, викторин, интеллектуальных игр и т.п. Некоторые студенты работают в рамках научных лабораторий, а также сотрудничают с клубами исторической реконструкции. Студентам старших курсов вполне по силам написать статью об Отечественной войне для вузовской или региональной прессы, обсудить юбилейное событие в Интернет-форумах, выступить на радио или телевидении.
Таким образом, события Отечественной войны 1812 года всегда будут вызывать повышенный интерес в обществе и внимательно изучаться в курсе российской, всемирной и региональной истории как в общеобразовательных, так и высших учебных заведениях. Преподавателю важно в этой связи привить интерес и уважение молодых людей к ярким, героическим страницам нашей истории, научить испытывать гордость за своих далеких предков.
О.Ф. Васильева,
учитель лицей « Содружество», г. Уфа,
Н.М. Бобылева,
к.и.н., доцент ИРО РБ
- Победа россии в отечественной войне 1812 года над францией как исторический феномен
- Современный взгляд на сущность военной стратегии россии первой четверти XIX века
- «И в москве бывали мы, и париж видали мы …»: о вкладе народов башкортостана в победу в отечественной войне 1812 г.
- Литература
- Боевая деятельность башкирских полков в отечественной войне 1812 года. От начала войны до бородинского сражения
- Литература
- Памятные даты россии в воспитательной работе учителей истории и обществознания
- Литература
- Исторический феномен «советского патриотизма» и социокультурные практики современной россии
- Литература
- Историографический обзор участия оренбургского казачества в отечественной войне 1812 г. И заграничных походах русской армии 1813-1814 гг.
- Литература
- Секция 1. Отечественная война 1812 г. В судьбах народов Южного Урала
- Родословная участника отечественной войны 1812 года федора никитича черникова-онучина
- Башкирские воины – участники военных действий отечественной войны 1812 года
- Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала
- Отечественная война 1812 года в судьбах моих земляков
- Патриотический подъём народов южного урала во время отечественной войны 1812 года
- Литература
- Документы об участии народов южного урала в отечественной войне 1812 года
- Дипломатическая деятельность м.И. Кутузова (к вопросу о личностном подходе в преподавании истории)
- Деятельность оренбургского военного губернатора г.С. Волконского в 1812 году в отечественной историографии
- Литература
- Башкирские народные песни об отечественной войне 1812 года
- Геройство южноуральцев в борьбе с наполеоном
- Народы южного урала в отечественной войне
- 1812 Года
- Была ли отечественная война 1812 года для башкир «отечественной»?
- Литература
- К вопросу о состоянии материальной части артиллерийских рот на южном урале накануне отечественной войны 1812 года
- Литература
- Патриотические чувства в башкирских легендах и песнях об отечественной войне 1812 года
- Славный путь башкирских воинов в отечественной войне 1812 года
- Он был в смоленске щит, в париже – меч россии
- Отечественная война 1812 года в башкирских песнях и преданиях
- Религия и искусство башкир после отечественной войны 1812 года
- Башкиры в отечественной войне 1812 года
- Горные заводы южного урала в отечественной войне 1812 г. И заграничных походах русской армии
- Литература
- Патриотические чувства и мысли башкирского народа в исторических песнях периода отечественной войны 1812 года
- Литература
- Подвиги народов южного урала в отечественной войне 1812 года
- Характеристика чиновников оренбургской губернии – участников войны 1812 года и заграничных походов русской армии
- Литература
- Некоторые подробности событий, связанных с Бородинской битвой.
- Смелость башкирских воинов в отечественной войне 1812 года
- Народы нашего края в отечественной войне 1812 года
- Вечный памятник мужества башкир в отечественной войне 1812 г.
- Секция 2. Теоретические, методологические и методические аспекты изучения событий Отечественной войны 1812 г. В школьном курсе отечественной и региональной истории
- В процессе обучения истории
- Баязит Бикбайҙың “Ҡаһым түрә” драмаһында “намыҫ” концептының бирелеше
- Некоторые аспекты изучения событий отечественной войны 1812 г. В курсе истории в вузах
- Методические аспекты изучения истории отечественной войны 1812 г. В школьном курсе
- (.Х9кимовты4 тарихи романдарында фольклор элементтарыны4 стилистик 3улланышы
- Теоретические аспекты изучения событий Отечественной войны 1812 г. В школьном курсе отечественной и региональной истории
- Литература
- Отечественная война 1812 года в курсе всеобщей, отечественной и региональной истории
- Отражение событий отечественной войны 1812 года в произведениях м.Ю. Лермонтова
- Литература
- Интегрированный урок из элективного курса «Отечественная война 1812 года» ( история, мхк, история и культура Башкортостана)
- Партизанское движение в войне 1812 года (разработка урока)
- Отечественная война 1812 года в школьном историческом образовании
- Отечественная война 1812 года (урок истории, 8 класс)
- Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала
- Литература
- Произведения изобразительного искусства, посвящённые башкирским воинам периода отечественной войны 1812 года
- Литература
- Использование краеведческого материала при изучении войны 1812 года на уроках истории России
- Формирование гражданственности обучающихся на уроках историко-обществоведческого цикла
- Отечественная война 1812 года во внеклассной работе
- Война 1812 года и дальнейшее развитие патриотической идеи в России
- «Северные амуры» на уроках истории и культуры Башкортостана
- Отечественная война 1812 года в башкирской фольклористике
- Литература.
- Воспитание патриотизма на уроках литературного чтения
- Разработка урока по теме «Отечественная война 1812 года»
- 1. Вторжение Наполеона в Россию.
- Анализ содержания учебников для 8 класса по теме: «Отечественная война 1812 г.» (Взгляд учителя-практика)
- Патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории
- Секция 3. Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Воспитание гражданственности подрастающего поколения
- Литература
- Воспитываем гражданина и патриота
- Современные требования к патриотическому воспитанию молодого поколения на примерах военной истории урала
- Литература
- Патриотическое воспитание школьников в современных условиях
- Патриотические традиции башкир как основы гражданского и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения: философско-исторический анализ
- Литература
- Воспитание патриотизма через чувства и переживания
- Проблема военно-патриотического воспитания, её понимание и подход к решению
- Литература
- Из школьного опыта по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Литература
- Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников
- Организация и проведение военно-спортивного праздника, посвященного 200-летней годовщине отечественной войны 1812 г.
- Воспитание патриотизма у школьников на примере Отечественной войны 1812 года
- Изучение отечественной военной истории как неотъемлемая составляющая военно-патриотического воспитания
- Патриотическое, гражданское воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Роль музыкального искусства в формировании духовно-нравственного воспитания младших школьников
- О духовно-нравственном воспитании в школе
- Значимость башкирских исторических народных песен в воспитании патриотизма в свете 200-летия отечественной войны 1812 года
- Некоторые суждения о патриотическом воспитании учащихся в начальной школе
- Патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся через использование проектной деятельности на уроках истории
- О значении патриотического воспитания в школе
- Литература
- «У войны не женское лицо, однако, еще ни одна война не прошла без их участия»
- Вклад туймазинцев в Великую Отечественную войну
- Патриотическое воспитание в нижнетроицкой средней школе
- Литература
- Формирование патриотизма у учащихся оренбургской области на уроках истории и во внеурочное время на примерах отечественной войны 1812 г.
- «Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых»
- Современные требования к гражданскому воспитанию молодежи
- Документальные материалы о великой отечественной войне на территории башкортостана
- Люди нашего села
- Патриотическое воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно- нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- Некоторые аспекты истории возникновения и развития отношения государства к проблемам детей-сирот и детских домов
- Литература
- О воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Истоки патриотизма
- О современных требованиях к патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- Патриотизм народов Южного Урала в Отечественной войне 1812 года в воспитании подрастающего поколения
- Патриотизм народа на примере Отечественной войны 1812 года
- Литература
- Герои нашего времени (Герои России – уроженцы Республики Башкортостан)
- Гражданско–патриотическое воспитание молодежи в свете славных боевых традиций Вооруженных Сил, примеров мужества и героизма защитников Отечества
- Основные меры правительства Башкирской Автономной Советской Социалистической республики по вопросам социального обеспечения населения в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
- Литература
- Из опыта работы гуо «Общеобразовательная средняя школа № 7 » г. Борисова по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся
- Использование возможностей межпредметных связей в воспитании патриотизма в общеобразовательной школе
- Литература
- Воспитание молодежи на примерах совместного патриотического прошлого истории России и Башкортостана
- О Гражданско – патриотическом воспитании молодежи
- Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников
- Формы и методы организации патриотического воспитания подрастающего поколения на примере истории Отечественной войны 1812 года
- Военно-исторический клуб «северные амуры» – активный пропагандист воинской славы башкирского народа
- Влияние личности учителя на нравственно-патриотическое воспитание учащихся
- Литература
- О военно-патриотическом и гражданском воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Формирование у учащихся гражданско-патриотической позиции, воспитание гражданственности и духовности
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся в мобу ги с. Новотаймасово
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература.
- Роль школьного музея в системе патриотического воспитания учащихся
- Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала.
- Совместная творческая работа в школьном краеведческом музее
- 3. Научно-методические семинары:
- 5. Конкурсы ученических проектов:
- 6. Общешкольные мероприятия, посвященные юбилейной дате:
- 7. Проведение проектной недели в школе:
- 8. Классные часы:
- 9. Работа с родителями:
- 10. Список рекомендуемой литературы:
- Электронные журналы.
- Электронные каталоги и библиотеки.
- Меры, принимаемые к гражданам, уклоняющимся от трудовой мобилизации в Башкирской асср в годы Великой Отечественной войны.
- Роль краеведческой научно-исследовательской работы в системе патриотического воспитания обучающихся
- Литература.
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Роль школьного музея в патриотическом и духовно-нравственном воспитании школьников
- Задачи музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература
- Практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Историко-этнографические экспедиции как направление научно-исследовательской деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования
- Литература
- Практика музейной работы в системе патриотического воспитания
- Школьные музеи – центры воспитания патриотизма
- Организация исследовательской деятельности учащихся как основа формирования творческой личности
- Исследовательская деятельность на уроках истории
- О методике организации научно-исследовательской деятельности в школе
- Литература:
- О роли исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература
- Историко-этнографические музеи в контексте ученических исследований
- Литература
- Роль школьного музея в воспитании патриотизма учащихся
- Использование методических приемов музейной педагогики на уроках истории и культуры башкортостана
- Школьный музей – хранитель и носитель историко-патриотического наследия
- Организация исследовательской работы по истории великой отечественной войны в начальных классах.
- Развитие исследовательских умений школьников в условиях новых образовательных стандартов
- Литература:
- Формы и методы исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Об опыте музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Методика организации и проведения поисковой работы «Следы войны в моем роду»
- Краеведческие исследования в образовательных учреждениях
- Литература
- Организация учебно-исследовательской, краеведческой деятельности на основе проектного обучения средствами музейной педагогики
- Литература
- Опыт поисковой деятельности
- Музейная и поисково-исследовательская работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Формирование патриотизма и личностных качеств учащихся на основе исследовательского метода обучения
- Программа деятельности школьного краеведческого музея
- Музейная педагогика – один из важнейших элементов воспитательного процесса в школе
- Литература
- Школьный музей - задачИ, роль и значение в системе патриотического воспитания обучающихся
- Музей как средство патриотического и духовно-нравственного воспитания в поликультурном пространстве вуЗа