Башкирские народные песни об отечественной войне 1812 года
Бывают в истории события, которые оставляют в жизни народа неизгладимый след. Проходят годы, столетия, а память о них не забывается; больше того, в народе о них создаются все новые и новые песни и легенды. Одним из таких событий для башкирского народа была Отечественная война 1812 года. Это было поистине героическое время. Участие в борьбе с французским нашествием, победа над врагом, взятие Берлина и Парижа помогли народу осознать свою силу, вызвали небывалый патриотический подъем и как бы пробудили его ото сна.
Чувство победы – великое чувство. Оно окрылило и обогатило душу народа сознание национальной гордости, раззвенелось песнями, воплощалось в мелодиях курая, и из поколения в поколение кочевало незабвенными пленительными легендами. Песни эти, по словам Д.Юлтыя, «открыли новую, оригинальную страницу башкирской народной литературы».
Едва лишь лавина войны перекинулась в пределы России, все народы её во главе со своим старшим братом – русским народом, охваченные единым порывом патриотического чувства, встали на защиту священной земли. В этом отношении особый интерес вызывают воспоминания очевидца этих событий поэта С.Глинки. Он писал: «Не только страдавние сыны России, но и народы, отличные языком, нравами, верою и образом жизни, народы, кочующие, и те наравне с природными россиянами готовы были умереть за землю русскую. Мордва, тептяри, мещеряки, черемисы ревностно и охотно шли на службу, башкирцы оренбургские сами собой вызывались и спрашивали правительства: не нужны ли их полки».
Тот патриотический подъем, с каким башкирский народ готовился к походу, очень хорошо виден в песне-легенде «Икенсе эрме» («Вторая армия»). В ней говорится: «Повсюду: в лесу вытачивая стрелы, выплавляя наконечники в кузницах, разделывая скотину и коптя мясо, кипетя эркет для крута, выделывая кожу, отбивая масло, денно и нощно выдаивая кобыл и заполняя чаны и бурдюки жгущим кумысом, заготовляя продовольствие, боевых скакунов и бранную одежду, готовился народ к походу. Женщины и старухи, седобородые аксакалы, девушки и джигиты, и даже дети, ползавшие на четвереньках – все провожали на бой своих батыров».
Как указывают историки, в войне 1812 года участвовало более 30 башкирских полков. Народ обеспечивал своих сынов конями и национальными военными доспехами. Имеются такие зарисовки о внешнем виде башкирских воинов: «Мчатся на своих степных конях, известных своею крепостью и быстротою, башкирцы в красных суконных кафтанах, обшитых позументами, в высоких остроконечных шапках, вооруженные пиками, луками и колчанами со стрелами, в числе их резко обозначаются витязи (батыры), покрытые сверх кафтанов кольчугами в железных шлемах»
Таким образом, в дни, когда решалась судьба Российского государства, и башкирский народ совместно с другими народами единодушно поднял на врага свое нехитрое, но грозное оружие.
На поле брани башкирские конники проявили чудеса героизма и отваги. Это должны были признать и французские офицеры и генералы.
Где совместная борьба – и победа, говорили раньше. Так было и в1812 году. Победив грозного врага, Россия навеки овеяла себя славой. В числе победителей и башкирские конники добрались до самого Парижа, поили своих неутомимых коней водою Сены.
Говоря о связи поэзии с жизнью, Н.Г. Чернышевский писал, что «хорошая поэзия рождалась только там. Где народ волновался сильными чувствами, где волею народа совершались великие события».
Такой богатой поэзией в башкирском фольклоре, безусловно, является цикл исторических песен о войне 1812 года. Многие песни и легенды отражают проводы башкир на войну. «Бросая яйляу и забрав оружие», уходят они на великое сражение. В это время среди провожающих нет-нет да сверкнет непрошенная слеза. Но батыры не привыкли видеть слезы в такие моменты:
Не плачьте тому, что мы уезжаем,
Ведь слезы - признак моей неудачи.
На перевале Уральских гор, провожая батыров, без умолку поют соловьи. Какое же сердце останется спокойным в эти волнующие и лирические моменты? И тогда в душе джигитов, оставивших родной порог и вышедших в неизведанно далекий путь, рождается песня:
Я песни пишу на скалах Урала,
Чтобы остались они, как память,
И если не вернусь я в родной дом,
Пусть вспомнят меня Уральские камни.
Оставляя Урал, они не забывают, и поточить свои сабли об его серые камни. Впереди – долгая дорога. Большинство песен именно так изображают проводы башкир на войну.
Песен, непосредственно изображающих башкирских конников на поле битвы или боевых операциях, немного. Но не вызывает сомнения, что в свое время таких песен было подавляющее большинство. В современном песенном репертуаре образцом такой песни является песня «Ахмет баик». В песне говорится, что 12 башкирских полков разгромили французов, и французский генерал попал в плен, и поэтому «не рвутся вражеские ядра». В песне упоминается также и то, что на воротах этого города была установлена «стреляющая машина». Не трудно понять, что речь идет о городе Париже, ибо когда в этот город вошли «башкирские армии, склонил голову его король».
Среди песен особое место занимает песня «Любизар», записанная еще в середине XlX века. В ней последовательно рассказывается о войне, начиная с вступления Наполеона в Москву и кончая возвращением башкирских после завершения войны:
Были мы и в Москве,
Видели мы и Париж.
Победив французов,
Мы ходили по их стране.
Любезники, Любизар,
Молодец, молодец!
Исторические песни о войне 1812 года, рожденные в условиях огромного душевного подъема на первый план ставили изображение народных масс: их роль в войне, их пламенную любовь к Отчизне, презрение к врагу, веру в неизбежную победу. Все эти чувства особенно ярко воплотились в песне «Вторая армия».
Проводить джигитов в поход собрался весь народ, словно на сабантуй. Там и тут звенят песни, игры и смех, пожелания на дорогу. В душе каждого – подъем, который бывает лишь во время величайших событий. Каждый горит презрением к врагу. В этой песне нет отдельного героя, священная цель слила всех воедино. Её герои – старухи и женщины, дети и старики, матери и отцы, мужчины-джигиты. Её герой – народ. У каждого есть свое слово, которое произносит лишь в самую последнюю минуту, но у всех думы и мысли одни:
Будь вынослив в походах, как беркут седой,
Умело руби коварных врагов.
У джигитов тоже есть последнее слово. Отправляясь в суровый путь, они отвечают: Мы готовы умереть без сожаления,
Но родину врагам не отдадим.
В память совместной борьбы с французскими полчищами и нерушимой дружбы русского и башкирского народов осталась песня «Кутузов». Эта песня поет славу великому полководцу. Мужественный воин Кутузов, преодолевая огни и воды, преследуя войска Наполеон, и разбивает их. Песня обобщает в лице Кутузова мощь и силу России, её непобедимость и подчеркивает, что таких батыров рождает русская земля.
Героем многих песен является легендарный батыр Отечественной войны 1812 года, предводитель башкирских войск Касим Мырдашев.
Возможно, имена многих батыров, отличившихся в Отечественной войне 1812 года, не известны даже истории. Но в башкирских исторических песнях создан их героический образ, в котором обобщены лучшие черты характера башкирского народа. Окрашенные мотивами патриотизма, бессмертия народа, вставшего за свою честь и свободу, эти песни как память о тех героических годах, и поныне живут в народе, глубоко его волнуют и воспитывают.
Э. Ф. Гареева,
учитель МОБУ СОШ №1 с. Бижбуляк
(Бижбулякский р-н РБ)
- Победа россии в отечественной войне 1812 года над францией как исторический феномен
- Современный взгляд на сущность военной стратегии россии первой четверти XIX века
- «И в москве бывали мы, и париж видали мы …»: о вкладе народов башкортостана в победу в отечественной войне 1812 г.
- Литература
- Боевая деятельность башкирских полков в отечественной войне 1812 года. От начала войны до бородинского сражения
- Литература
- Памятные даты россии в воспитательной работе учителей истории и обществознания
- Литература
- Исторический феномен «советского патриотизма» и социокультурные практики современной россии
- Литература
- Историографический обзор участия оренбургского казачества в отечественной войне 1812 г. И заграничных походах русской армии 1813-1814 гг.
- Литература
- Секция 1. Отечественная война 1812 г. В судьбах народов Южного Урала
- Родословная участника отечественной войны 1812 года федора никитича черникова-онучина
- Башкирские воины – участники военных действий отечественной войны 1812 года
- Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала
- Отечественная война 1812 года в судьбах моих земляков
- Патриотический подъём народов южного урала во время отечественной войны 1812 года
- Литература
- Документы об участии народов южного урала в отечественной войне 1812 года
- Дипломатическая деятельность м.И. Кутузова (к вопросу о личностном подходе в преподавании истории)
- Деятельность оренбургского военного губернатора г.С. Волконского в 1812 году в отечественной историографии
- Литература
- Башкирские народные песни об отечественной войне 1812 года
- Геройство южноуральцев в борьбе с наполеоном
- Народы южного урала в отечественной войне
- 1812 Года
- Была ли отечественная война 1812 года для башкир «отечественной»?
- Литература
- К вопросу о состоянии материальной части артиллерийских рот на южном урале накануне отечественной войны 1812 года
- Литература
- Патриотические чувства в башкирских легендах и песнях об отечественной войне 1812 года
- Славный путь башкирских воинов в отечественной войне 1812 года
- Он был в смоленске щит, в париже – меч россии
- Отечественная война 1812 года в башкирских песнях и преданиях
- Религия и искусство башкир после отечественной войны 1812 года
- Башкиры в отечественной войне 1812 года
- Горные заводы южного урала в отечественной войне 1812 г. И заграничных походах русской армии
- Литература
- Патриотические чувства и мысли башкирского народа в исторических песнях периода отечественной войны 1812 года
- Литература
- Подвиги народов южного урала в отечественной войне 1812 года
- Характеристика чиновников оренбургской губернии – участников войны 1812 года и заграничных походов русской армии
- Литература
- Некоторые подробности событий, связанных с Бородинской битвой.
- Смелость башкирских воинов в отечественной войне 1812 года
- Народы нашего края в отечественной войне 1812 года
- Вечный памятник мужества башкир в отечественной войне 1812 г.
- Секция 2. Теоретические, методологические и методические аспекты изучения событий Отечественной войны 1812 г. В школьном курсе отечественной и региональной истории
- В процессе обучения истории
- Баязит Бикбайҙың “Ҡаһым түрә” драмаһында “намыҫ” концептының бирелеше
- Некоторые аспекты изучения событий отечественной войны 1812 г. В курсе истории в вузах
- Методические аспекты изучения истории отечественной войны 1812 г. В школьном курсе
- (.Х9кимовты4 тарихи романдарында фольклор элементтарыны4 стилистик 3улланышы
- Теоретические аспекты изучения событий Отечественной войны 1812 г. В школьном курсе отечественной и региональной истории
- Литература
- Отечественная война 1812 года в курсе всеобщей, отечественной и региональной истории
- Отражение событий отечественной войны 1812 года в произведениях м.Ю. Лермонтова
- Литература
- Интегрированный урок из элективного курса «Отечественная война 1812 года» ( история, мхк, история и культура Башкортостана)
- Партизанское движение в войне 1812 года (разработка урока)
- Отечественная война 1812 года в школьном историческом образовании
- Отечественная война 1812 года (урок истории, 8 класс)
- Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала
- Литература
- Произведения изобразительного искусства, посвящённые башкирским воинам периода отечественной войны 1812 года
- Литература
- Использование краеведческого материала при изучении войны 1812 года на уроках истории России
- Формирование гражданственности обучающихся на уроках историко-обществоведческого цикла
- Отечественная война 1812 года во внеклассной работе
- Война 1812 года и дальнейшее развитие патриотической идеи в России
- «Северные амуры» на уроках истории и культуры Башкортостана
- Отечественная война 1812 года в башкирской фольклористике
- Литература.
- Воспитание патриотизма на уроках литературного чтения
- Разработка урока по теме «Отечественная война 1812 года»
- 1. Вторжение Наполеона в Россию.
- Анализ содержания учебников для 8 класса по теме: «Отечественная война 1812 г.» (Взгляд учителя-практика)
- Патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории
- Секция 3. Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Воспитание гражданственности подрастающего поколения
- Литература
- Воспитываем гражданина и патриота
- Современные требования к патриотическому воспитанию молодого поколения на примерах военной истории урала
- Литература
- Патриотическое воспитание школьников в современных условиях
- Патриотические традиции башкир как основы гражданского и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения: философско-исторический анализ
- Литература
- Воспитание патриотизма через чувства и переживания
- Проблема военно-патриотического воспитания, её понимание и подход к решению
- Литература
- Из школьного опыта по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Литература
- Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников
- Организация и проведение военно-спортивного праздника, посвященного 200-летней годовщине отечественной войны 1812 г.
- Воспитание патриотизма у школьников на примере Отечественной войны 1812 года
- Изучение отечественной военной истории как неотъемлемая составляющая военно-патриотического воспитания
- Патриотическое, гражданское воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Роль музыкального искусства в формировании духовно-нравственного воспитания младших школьников
- О духовно-нравственном воспитании в школе
- Значимость башкирских исторических народных песен в воспитании патриотизма в свете 200-летия отечественной войны 1812 года
- Некоторые суждения о патриотическом воспитании учащихся в начальной школе
- Патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся через использование проектной деятельности на уроках истории
- О значении патриотического воспитания в школе
- Литература
- «У войны не женское лицо, однако, еще ни одна война не прошла без их участия»
- Вклад туймазинцев в Великую Отечественную войну
- Патриотическое воспитание в нижнетроицкой средней школе
- Литература
- Формирование патриотизма у учащихся оренбургской области на уроках истории и во внеурочное время на примерах отечественной войны 1812 г.
- «Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых»
- Современные требования к гражданскому воспитанию молодежи
- Документальные материалы о великой отечественной войне на территории башкортостана
- Люди нашего села
- Патриотическое воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно- нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- Некоторые аспекты истории возникновения и развития отношения государства к проблемам детей-сирот и детских домов
- Литература
- О воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Истоки патриотизма
- О современных требованиях к патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- Патриотизм народов Южного Урала в Отечественной войне 1812 года в воспитании подрастающего поколения
- Патриотизм народа на примере Отечественной войны 1812 года
- Литература
- Герои нашего времени (Герои России – уроженцы Республики Башкортостан)
- Гражданско–патриотическое воспитание молодежи в свете славных боевых традиций Вооруженных Сил, примеров мужества и героизма защитников Отечества
- Основные меры правительства Башкирской Автономной Советской Социалистической республики по вопросам социального обеспечения населения в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
- Литература
- Из опыта работы гуо «Общеобразовательная средняя школа № 7 » г. Борисова по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся
- Использование возможностей межпредметных связей в воспитании патриотизма в общеобразовательной школе
- Литература
- Воспитание молодежи на примерах совместного патриотического прошлого истории России и Башкортостана
- О Гражданско – патриотическом воспитании молодежи
- Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников
- Формы и методы организации патриотического воспитания подрастающего поколения на примере истории Отечественной войны 1812 года
- Военно-исторический клуб «северные амуры» – активный пропагандист воинской славы башкирского народа
- Влияние личности учителя на нравственно-патриотическое воспитание учащихся
- Литература
- О военно-патриотическом и гражданском воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Формирование у учащихся гражданско-патриотической позиции, воспитание гражданственности и духовности
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся в мобу ги с. Новотаймасово
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература.
- Роль школьного музея в системе патриотического воспитания учащихся
- Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала.
- Совместная творческая работа в школьном краеведческом музее
- 3. Научно-методические семинары:
- 5. Конкурсы ученических проектов:
- 6. Общешкольные мероприятия, посвященные юбилейной дате:
- 7. Проведение проектной недели в школе:
- 8. Классные часы:
- 9. Работа с родителями:
- 10. Список рекомендуемой литературы:
- Электронные журналы.
- Электронные каталоги и библиотеки.
- Меры, принимаемые к гражданам, уклоняющимся от трудовой мобилизации в Башкирской асср в годы Великой Отечественной войны.
- Роль краеведческой научно-исследовательской работы в системе патриотического воспитания обучающихся
- Литература.
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Роль школьного музея в патриотическом и духовно-нравственном воспитании школьников
- Задачи музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература
- Практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Историко-этнографические экспедиции как направление научно-исследовательской деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования
- Литература
- Практика музейной работы в системе патриотического воспитания
- Школьные музеи – центры воспитания патриотизма
- Организация исследовательской деятельности учащихся как основа формирования творческой личности
- Исследовательская деятельность на уроках истории
- О методике организации научно-исследовательской деятельности в школе
- Литература:
- О роли исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература
- Историко-этнографические музеи в контексте ученических исследований
- Литература
- Роль школьного музея в воспитании патриотизма учащихся
- Использование методических приемов музейной педагогики на уроках истории и культуры башкортостана
- Школьный музей – хранитель и носитель историко-патриотического наследия
- Организация исследовательской работы по истории великой отечественной войны в начальных классах.
- Развитие исследовательских умений школьников в условиях новых образовательных стандартов
- Литература:
- Формы и методы исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Об опыте музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Методика организации и проведения поисковой работы «Следы войны в моем роду»
- Краеведческие исследования в образовательных учреждениях
- Литература
- Организация учебно-исследовательской, краеведческой деятельности на основе проектного обучения средствами музейной педагогики
- Литература
- Опыт поисковой деятельности
- Музейная и поисково-исследовательская работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Формирование патриотизма и личностных качеств учащихся на основе исследовательского метода обучения
- Программа деятельности школьного краеведческого музея
- Музейная педагогика – один из важнейших элементов воспитательного процесса в школе
- Литература
- Школьный музей - задачИ, роль и значение в системе патриотического воспитания обучающихся
- Музей как средство патриотического и духовно-нравственного воспитания в поликультурном пространстве вуЗа