Развитие исследовательских умений школьников в условиях новых образовательных стандартов
В условиях модернизации системы образования большое значение приобретает распространение и внедрение в образовательную практику различных форм проектной и исследовательской деятельности учащихся. Ребенок и в своей обыденной жизни, и в школе, и в играх наблюдая за окружающим, сравнивает, систематизирует, анализирует события и явления, обобщает их. Часто производит опыты с предметами, которые вызывают у него интерес, т.е. делает то, что характеризует деятельность ученого. Разница заключается только в том, что стихийное исследовательское поведение ребенка, его индуктивные и дедуктивные рассуждения не являются специально организованными исследованиями. Превращение процесса удовлетворения детского любопытства и интереса в полезную и общественно значимую деятельность становится одной из главных задач образовательного учреждения.
Существует две основные разновидности мыслительного процесса – индукция и дедукция. Как пишет известный американский педагог и психолог Дж. Дьюи: «Между тем как индукция переходит от отдельных подробностей (или частного) к связному взгляду на положение (общему), дедукция начинает с последнего и идет обратно к частному, соединяя и связывая его. Индуктивный процесс ведет к открытию связующего принципа, дедуктивный – к его проверке – подтверждению, отвержению, изменению на основании своей способности превращать различные подробности в целостный опыт» [1]. В соответствии с двумя основными разновидностями мыслительного процесса выделяются две основные разновидности методики исследования, которые имеют следующую структуру: - мотивация (создание проблемной ситуации);- исследование (может быть в малых группах);- организация информации и обмен информацией; - связывание информации;- поведение итогов, рефлексия. [2].
И еще два дополнительных этапа – постановка новых вопросов и применение, которые могут меняться местами и даже в каких-то случаях выпадать. В связи с тем, что индуктивное и дедуктивное исследования направлены на достижение разных целей – открытие связующего принципа в первом случае и его проверку (подтверждение, изменение) во втором, то и одни и те же по названию этапы имеют в каждом случае свои функциональные особенности.
В стандартах нового поколения формирование исследовательской культуры школьника рассматривается как процесс его саморазвития уже с дошкольного возраста и продолжается в течение всей его жизни. Ребенок в процессе обучения приобретает необходимый опыт познания окружающего мира с помощью важных исследовательских умений. В ходе осуществления индуктивных и дедуктивных исследований, на разных этапах занятия-исследования как в урочной, так и внеурочной деятельности, включающей индивидуальную и групповую формы работы, школьники учатся ставить исследовательские вопросы; формулировать проблемы; выдвигать гипотезы; составлять план работы; вести наблюдения; планировать и проводить опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез; выделять существенную информацию из разных источников (книги, энциклопедии, простейшие графики, таблицы, рисунки, схемы, модели и т.п.); систематизировать информацию; представлять результаты работы в разных формах (схема, рисунок, график, таблица, устное и письменное сообщение и т.п.). Темы для исследовательской работы детей условно можно объединить в три основные группы [3]: а) фантастические, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений; б) эмпирические, связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов; в) теоретические, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, что можно увидеть в фильмах или прочитать в книгах. К последней группе относится тема приобщения младших школьников к историческим событиям Отечественной войны 1812 года, двухсотлетие которой отмечается в следующем году.
Например, рассмотрим следующую тему проекта: Башкирские воины в Отечественной войне 1812 года.
Учебный предмет: познавательная внеурочная деятельность.
Участники: учащиеся 4 классов.
Продолжительность: 9 часов.
Цель: доказать участие башкирских воинов в Отечественной войне 1812 года.
Задача: сбор материалов о военных подвигах башкирских воинов, создание карты их продвижения.
Продукты: компьютерные слайд-фильмы, фотоальбомы и рисованные карты.
Необходимое оборудование: компьютеры с выходом в Интернет, видео-, аудиоаппаратура, книги, энциклопедии, музейные материалы – карты, образцы оружия, одежды и др.
Роли: формировуются три экспертные группы, из которых: первая группа собирает и изучает материалы, связанные с войной 1812 года (кто такие Кутузов М.И., Наполеон, вооружение русской армии, обмундирование солдат и др.); вторая группа занимается сбором материалов, подтверждающих участие башкир в Отечественной войне 1812 года. Третья группа составляет карту продвижения башкирских воинов до Парижа.
Ход проекта:
Первое занятие внеурочной деятельности. Детям предлагается в исполнении педагога стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино», которое сопровождается иллюстрациями романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Проводится словарная работа и дается необходимая справочная информация - в те годы служба в армии продолжалась двадцать пять лет, вот почему молодой солдат, обращаясь ветерану Отечественной войны с просьбой рассказать о Бородинской битве, называет его «дядей». «Дядя» не просто солдат, он солдат-артиллерист. Он забивает снаряд в свою пушку, дремлет у лафета. Батарея его защищает редут. Так назывались квадратные полевые укрытия, обнесенные рвом и насыпью. На Бородинском поле такой редут был возведен на невысоком кургане в центре расположения русских войск. Он вошел в историю под названием «редута Раевского», который французы атаковали весь день. Это – драгуны в высоких касках, украшенных конскими хвостами, и уланы с пестрыми значками на пиках – участвовали в атаках как раз на «редут Раевского» [5].
Проводится словарная работа по тексту стихотворения: мусью – насмешливое обращение к французу, как «господину, сударю»; картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями (картечь), которым стреляют прямой наводкой на дальность прямого выстрела; лафет – станок под артиллерийское орудие, подставка; бивак – стоянка войск для отдыха или ночлега под открытым небом; кивер – высокий военный головной убор из твердой кожи; булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки; бусурман – так называли в народе представителей других народов [5].
На этом же занятии осуществляется постановка проблемы – участвовали ли башкиры в войне против Наполеона?
Производится деление участников проекта на группы по интересам и ставится задача перед каждой группой.
2 занятие - в группах проводится распределение тем для каждого участника проекта и составляется план его работы.
3-4 – обсуждение в группах собранного материала, разработка сценария своей части проекта. Подготовка к презентации.
5-6 занятия – оформление проектов каждой группой.
7 занятие – защита проектов каждой группы и подбор материалов для общего проекта.
8 занятие – оформление результатов проекта в целом.
9 занятие - защита общего проекта.
В результате выполнения проектов школьники приобретают навыки «научного мышления». [4]. Дети доказали себе, что действительно в Отечественной войне 1812 года приняли участие башкирские полки [7]. Они были участниками боя на знаменитом Бородинском поле. Вместе со своими мужьями воевали и женщины. При возвращении из Парижа состоялась встреча башкирских воинов со знаменитым немецким поэтом Гёте, которому подарили лук и стрелы. Дети также узнают историю песен, посвященных героям войны «Французская», «Ерян кашка» (Рыжий конь), «Кахым туря», «Хары сяс» (Русоволосая), в том числе легендарному полководцу Кутузову М.И. [6].
Таким образом, в проектной деятельности детей развиваются такие важнейшие общеучебные, познавательные умения и навыки как [4]:
- рефлексивные умения – осмысление задачи, для решения которой недостаточно знаний; отвечать не вопрос «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?»;
- поисковые (исследовательские) умения - самостоятельно находить недостающую информацию; запрашивать её у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи;
- оценочные умения;
- умения и навыки сотрудничества: коллективного планирования, взаимодействия с партнером, взаимопомощи в группе;
- менеджерские умения и навыки: проектирование процесса, принятие решений и прогнозирование их последствий, анализ и коррекция собственной деятельности;
- коммуникативные умения: ведение диалога, отстаивание своей точки зрения, проведение устного опроса;
- презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, артистические умения, использование различных средств наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы.
Итак, для реализации требований образовательных стандартов нового поколения учителю необходимо знание методики проведения учебного исследования и активно использование её в своей профессиональной деятельности.
- Победа россии в отечественной войне 1812 года над францией как исторический феномен
- Современный взгляд на сущность военной стратегии россии первой четверти XIX века
- «И в москве бывали мы, и париж видали мы …»: о вкладе народов башкортостана в победу в отечественной войне 1812 г.
- Литература
- Боевая деятельность башкирских полков в отечественной войне 1812 года. От начала войны до бородинского сражения
- Литература
- Памятные даты россии в воспитательной работе учителей истории и обществознания
- Литература
- Исторический феномен «советского патриотизма» и социокультурные практики современной россии
- Литература
- Историографический обзор участия оренбургского казачества в отечественной войне 1812 г. И заграничных походах русской армии 1813-1814 гг.
- Литература
- Секция 1. Отечественная война 1812 г. В судьбах народов Южного Урала
- Родословная участника отечественной войны 1812 года федора никитича черникова-онучина
- Башкирские воины – участники военных действий отечественной войны 1812 года
- Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала
- Отечественная война 1812 года в судьбах моих земляков
- Патриотический подъём народов южного урала во время отечественной войны 1812 года
- Литература
- Документы об участии народов южного урала в отечественной войне 1812 года
- Дипломатическая деятельность м.И. Кутузова (к вопросу о личностном подходе в преподавании истории)
- Деятельность оренбургского военного губернатора г.С. Волконского в 1812 году в отечественной историографии
- Литература
- Башкирские народные песни об отечественной войне 1812 года
- Геройство южноуральцев в борьбе с наполеоном
- Народы южного урала в отечественной войне
- 1812 Года
- Была ли отечественная война 1812 года для башкир «отечественной»?
- Литература
- К вопросу о состоянии материальной части артиллерийских рот на южном урале накануне отечественной войны 1812 года
- Литература
- Патриотические чувства в башкирских легендах и песнях об отечественной войне 1812 года
- Славный путь башкирских воинов в отечественной войне 1812 года
- Он был в смоленске щит, в париже – меч россии
- Отечественная война 1812 года в башкирских песнях и преданиях
- Религия и искусство башкир после отечественной войны 1812 года
- Башкиры в отечественной войне 1812 года
- Горные заводы южного урала в отечественной войне 1812 г. И заграничных походах русской армии
- Литература
- Патриотические чувства и мысли башкирского народа в исторических песнях периода отечественной войны 1812 года
- Литература
- Подвиги народов южного урала в отечественной войне 1812 года
- Характеристика чиновников оренбургской губернии – участников войны 1812 года и заграничных походов русской армии
- Литература
- Некоторые подробности событий, связанных с Бородинской битвой.
- Смелость башкирских воинов в отечественной войне 1812 года
- Народы нашего края в отечественной войне 1812 года
- Вечный памятник мужества башкир в отечественной войне 1812 г.
- Секция 2. Теоретические, методологические и методические аспекты изучения событий Отечественной войны 1812 г. В школьном курсе отечественной и региональной истории
- В процессе обучения истории
- Баязит Бикбайҙың “Ҡаһым түрә” драмаһында “намыҫ” концептының бирелеше
- Некоторые аспекты изучения событий отечественной войны 1812 г. В курсе истории в вузах
- Методические аспекты изучения истории отечественной войны 1812 г. В школьном курсе
- (.Х9кимовты4 тарихи романдарында фольклор элементтарыны4 стилистик 3улланышы
- Теоретические аспекты изучения событий Отечественной войны 1812 г. В школьном курсе отечественной и региональной истории
- Литература
- Отечественная война 1812 года в курсе всеобщей, отечественной и региональной истории
- Отражение событий отечественной войны 1812 года в произведениях м.Ю. Лермонтова
- Литература
- Интегрированный урок из элективного курса «Отечественная война 1812 года» ( история, мхк, история и культура Башкортостана)
- Партизанское движение в войне 1812 года (разработка урока)
- Отечественная война 1812 года в школьном историческом образовании
- Отечественная война 1812 года (урок истории, 8 класс)
- Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала
- Литература
- Произведения изобразительного искусства, посвящённые башкирским воинам периода отечественной войны 1812 года
- Литература
- Использование краеведческого материала при изучении войны 1812 года на уроках истории России
- Формирование гражданственности обучающихся на уроках историко-обществоведческого цикла
- Отечественная война 1812 года во внеклассной работе
- Война 1812 года и дальнейшее развитие патриотической идеи в России
- «Северные амуры» на уроках истории и культуры Башкортостана
- Отечественная война 1812 года в башкирской фольклористике
- Литература.
- Воспитание патриотизма на уроках литературного чтения
- Разработка урока по теме «Отечественная война 1812 года»
- 1. Вторжение Наполеона в Россию.
- Анализ содержания учебников для 8 класса по теме: «Отечественная война 1812 г.» (Взгляд учителя-практика)
- Патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории
- Секция 3. Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Воспитание гражданственности подрастающего поколения
- Литература
- Воспитываем гражданина и патриота
- Современные требования к патриотическому воспитанию молодого поколения на примерах военной истории урала
- Литература
- Патриотическое воспитание школьников в современных условиях
- Патриотические традиции башкир как основы гражданского и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения: философско-исторический анализ
- Литература
- Воспитание патриотизма через чувства и переживания
- Проблема военно-патриотического воспитания, её понимание и подход к решению
- Литература
- Из школьного опыта по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Литература
- Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников
- Организация и проведение военно-спортивного праздника, посвященного 200-летней годовщине отечественной войны 1812 г.
- Воспитание патриотизма у школьников на примере Отечественной войны 1812 года
- Изучение отечественной военной истории как неотъемлемая составляющая военно-патриотического воспитания
- Патриотическое, гражданское воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Роль музыкального искусства в формировании духовно-нравственного воспитания младших школьников
- О духовно-нравственном воспитании в школе
- Значимость башкирских исторических народных песен в воспитании патриотизма в свете 200-летия отечественной войны 1812 года
- Некоторые суждения о патриотическом воспитании учащихся в начальной школе
- Патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся через использование проектной деятельности на уроках истории
- О значении патриотического воспитания в школе
- Литература
- «У войны не женское лицо, однако, еще ни одна война не прошла без их участия»
- Вклад туймазинцев в Великую Отечественную войну
- Патриотическое воспитание в нижнетроицкой средней школе
- Литература
- Формирование патриотизма у учащихся оренбургской области на уроках истории и во внеурочное время на примерах отечественной войны 1812 г.
- «Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых»
- Современные требования к гражданскому воспитанию молодежи
- Документальные материалы о великой отечественной войне на территории башкортостана
- Люди нашего села
- Патриотическое воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно- нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- Некоторые аспекты истории возникновения и развития отношения государства к проблемам детей-сирот и детских домов
- Литература
- О воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Истоки патриотизма
- О современных требованиях к патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- Патриотизм народов Южного Урала в Отечественной войне 1812 года в воспитании подрастающего поколения
- Патриотизм народа на примере Отечественной войны 1812 года
- Литература
- Герои нашего времени (Герои России – уроженцы Республики Башкортостан)
- Гражданско–патриотическое воспитание молодежи в свете славных боевых традиций Вооруженных Сил, примеров мужества и героизма защитников Отечества
- Основные меры правительства Башкирской Автономной Советской Социалистической республики по вопросам социального обеспечения населения в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
- Литература
- Из опыта работы гуо «Общеобразовательная средняя школа № 7 » г. Борисова по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся
- Использование возможностей межпредметных связей в воспитании патриотизма в общеобразовательной школе
- Литература
- Воспитание молодежи на примерах совместного патриотического прошлого истории России и Башкортостана
- О Гражданско – патриотическом воспитании молодежи
- Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников
- Формы и методы организации патриотического воспитания подрастающего поколения на примере истории Отечественной войны 1812 года
- Военно-исторический клуб «северные амуры» – активный пропагандист воинской славы башкирского народа
- Влияние личности учителя на нравственно-патриотическое воспитание учащихся
- Литература
- О военно-патриотическом и гражданском воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Формирование у учащихся гражданско-патриотической позиции, воспитание гражданственности и духовности
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся в мобу ги с. Новотаймасово
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература.
- Роль школьного музея в системе патриотического воспитания учащихся
- Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала.
- Совместная творческая работа в школьном краеведческом музее
- 3. Научно-методические семинары:
- 5. Конкурсы ученических проектов:
- 6. Общешкольные мероприятия, посвященные юбилейной дате:
- 7. Проведение проектной недели в школе:
- 8. Классные часы:
- 9. Работа с родителями:
- 10. Список рекомендуемой литературы:
- Электронные журналы.
- Электронные каталоги и библиотеки.
- Меры, принимаемые к гражданам, уклоняющимся от трудовой мобилизации в Башкирской асср в годы Великой Отечественной войны.
- Роль краеведческой научно-исследовательской работы в системе патриотического воспитания обучающихся
- Литература.
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Роль школьного музея в патриотическом и духовно-нравственном воспитании школьников
- Задачи музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература
- Практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Историко-этнографические экспедиции как направление научно-исследовательской деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования
- Литература
- Практика музейной работы в системе патриотического воспитания
- Школьные музеи – центры воспитания патриотизма
- Организация исследовательской деятельности учащихся как основа формирования творческой личности
- Исследовательская деятельность на уроках истории
- О методике организации научно-исследовательской деятельности в школе
- Литература:
- О роли исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература
- Историко-этнографические музеи в контексте ученических исследований
- Литература
- Роль школьного музея в воспитании патриотизма учащихся
- Использование методических приемов музейной педагогики на уроках истории и культуры башкортостана
- Школьный музей – хранитель и носитель историко-патриотического наследия
- Организация исследовательской работы по истории великой отечественной войны в начальных классах.
- Развитие исследовательских умений школьников в условиях новых образовательных стандартов
- Литература:
- Формы и методы исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Об опыте музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Методика организации и проведения поисковой работы «Следы войны в моем роду»
- Краеведческие исследования в образовательных учреждениях
- Литература
- Организация учебно-исследовательской, краеведческой деятельности на основе проектного обучения средствами музейной педагогики
- Литература
- Опыт поисковой деятельности
- Музейная и поисково-исследовательская работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Формирование патриотизма и личностных качеств учащихся на основе исследовательского метода обучения
- Программа деятельности школьного краеведческого музея
- Музейная педагогика – один из важнейших элементов воспитательного процесса в школе
- Литература
- Школьный музей - задачИ, роль и значение в системе патриотического воспитания обучающихся
- Музей как средство патриотического и духовно-нравственного воспитания в поликультурном пространстве вуЗа